Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста

2017-07-01 474
Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

на тему: «ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

Ларская Мария Валерьевна

 

по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое образование)

профиль подготовкиСпециальная психология

Руководитель: профессор, д.м.н., Носатовский И.А.

 

 

_____________________

(подпись, дата)

 

Москва

Cодержание

Введение …………………………………………………………………..…...….2

Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста …….…………….….….6-17

1.1. Особенности старшего подросткового возраста …………….…....6

1.2. Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения»…………………...………….…………………….……….......11

Выводы по главе 1…………………………………………..….…..….….17

Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации………….…………………………….…………………..….….18-29

2.1. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении……...……………………….…..…….......18

2.2. Программа профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков 14-15 лет..……………… ………………………….…...….……..25

Выводы по главе 2……………………………………..…..……….…….29

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности профилактики психоактивных веществ у подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе.…………..…………………………………...30-62

3.1. Программа эмпирического исследования………………….………30

3.2. Сравнение показателей склонности к употреблению психоактивных веществ до и после проведения профилактического программы …………………………………………………………….…........…41

Выводы по главе 3..…………………………………………………...…..61

Заключение ……………………...……………………………………….…..….63

Литература ………………………...…………………………………….………65

Приложения ……………………………………………………………………..71

Введение

В настоящее время в нашей стране актуальна проблема профилактики злоупотребления психоактивных веществ. Это связано с тем, что уже такая возрастная категории людей как подростковый возраст, начинает пробовать и употреблять на постоянной основе психоактивные вещества, такие как курительные смеси, алкоголь, химические вещества, а также различную табачную продукцию, вызывающие зависимость от их употребления. Возраст, употребляющих психоактивные вещества довольно молод. На сегодняшний день многие из тех, кто употреблял в молодости психоактивные вещества, в пожилом возрасте стараются избавиться от последствий этой привычки, потому что чувствуют ее пагубность. Далеко не всем удается бросить курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества, так как привычка укореняется и перерастает в зависимость.

Продолжительность жизни у людей, употребляющих психоактивные вещества на много лет коро­че, чем у не употребляющих. По данным разным исследователей, у нас в стране и за рубежом курящие и употребляющие психоактивные вещества болеют различными заболеваниями в 3 раза чаще, чем некурящие и не употребляющие.

При курении и употреблении психоактивных веществ происходят значительные изменения в организме. Механизм изменения в организме довольно сложный:вредные вещества всасывается в кровоток, с кровью попадают в мозг, что приводит к отравлению организма. Наряду с серд­цебиением, выработавшийся адреналин повышает кровяное давление и извлекает из мышц и печени глюкозу. Все это приво­дит к тому, что растет уровень сахара в крови, притуп­ляется чувство голода и чувство усталости, человек ощущает чувство расслабленности и успокоения. Одна­ко следует признать, что это неестественные, ложные ощущения, которые являются лишь результатом отрав­ления организма.

Родители, педагоги, медики, работники полиции и другие лица, несущие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Слишком многие из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи. Весьма существенно и то, что употребление химических препаратов способно оказать серьезное отрицательное воздействие на внимание, память, способности юношей и девушек к учебе, на приобретение ими навыками овладениями ситуациями, на достижение эмоциональной зрелости.

Наиболее подвержены употреблению психоактивных веществ подростки, растущие в трудной жизненной ситуации, либо педагогически запущенные подростки, в том числе имеющие в анамнезе задержку психического развития конституционального характера. У многих детей с задержкой психического развития отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием коррекционно-развивающего обучения. В процессе взросления дети из-за неблагоприятных и искаженных условий воспитания в семье могут давать сбой в устойчивости в отношении психоактивных веществ. Соответственно, нужно проводить в рамках образовательной организации профилактическую работу, чтобы помочь ребенку установить свое отрицательное отношение к возможности употребления психоактивных веществ.

Актуальность настоящего исследования обусловлена:

1. Большой распространенностью злоупотребления различных психоактивных веществ в молодых группах населения.

2. Тяжелыми расстройствами психического функционирования.

В данной работе мы изучим методы и средства профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте у обучающихся, имеющих в анамнезе диагноз «Задержка психического развития конституционального характера».

Практическая значимость определяется приобретением знаний по проблеме и собственно знанием о профилактики злоупотребления ПАВ у подростков общеобразовательной школы. Результаты нашего исследования будут полезны учителям средней школы, студентам и преподавателем, занимающимся профилактикой злоупотребления психоактивных веществ.

Целью данной квалификационной работы является исследование эффективности методов профилактике употребления психоактивных веществ у подростков старшего подросткового возраста (14-15 лет) с задержкой психического развития конституционального характера в анамнезе.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме.

2. Выявить особенности детей с задержкой психического развития конституционального генеза в подростковом возрасте.

3. Изучить профилактические средства и методы психоактивных веществ.

4. Проанализировать особенности работы с детьми, находящихся в неблагоприятных условиях воспитания и тем самым, подверженных употреблению психоактивных веществ.

5. Составить мини-программу по профилактике ПАВ.

6. Оценить эффективность программы профилактики ПАВ.

Объектом исследования являются мероприятия по предотвращению аддиктивного поведения у школьников-подростков раннее имевших признаки ЗПР.

Предметом исследования данной работы является оценка эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами у лиц подросткового возраста с задержкой психического развития в анамнезе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что склонность к девиантному поведению, в первую очередь к делинквентному и аддиктивному поведению (к употреблению психоактивных веществ) у подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, будет снижаться после реализации программы профилактики ПАВ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Первая глава изучает психологические особенности подростков 14-15 лет, а также феномен задержки психического развития конституционального генеза. Во второй главе рассматриваются виды профилактической работы, направленной на формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Третья глава посвящена способам, методам, разработкам применяемых при профилактической работе для ограждения ребенка от употребления психоактивных веществ и формирования уверенности в себе, наличие своей четкой позиции, умения сказать «нет».

В заключении представляются выводы, результаты, которые были сделаны в ходе исследования.

 

 

Выводы по главе 1

В первой главе нами были проанализированы теоретические аспекты проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста. Нами были рассмотрены особенности теоретические положения проблемы старшего подросткового возраста и особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения». В ходе анализа литературы нами сделаны выводы о том, что подростковый возраст является кризисным периодом. Подростки стремятся к самостоятельности, получению признания. Ведущей деятельностью является общение.

Ученики с ЗПР конституционального типа в анамнезе в подростковом возрасте характеризуются наличием поведенческих расстройств, нарушением обучения. Для них характерны латентные признаки низкого уровня когнитивных возможностей, поэтому подростки с анамнезом ЗПР часто не справляются с кризисной ситуацией возраста. У подростков с анамнезом ЗПР снижены когнитивные возможности, а также наблюдается гармонический инфантилизм. Сочетание данных особенностей дает высокую внушаемость, предрасположенность к аддиктивному поведению. Если потребности в общении и признании у подростков не удовлетворяются, высока вероятность попадания в «плохие компании». Учитывая повышенную внушаемость подростков с ЗПР, то, что они не могут отказаться от употребления психоактивных веществ, в первую очередь, они попадают в группу риска по девиантному поведению, в том числе по употреблению психоактивных веществ. Таким образом, проблема профилактики злоупотребления психоактивных веществ у подростков с ЗПР конституционального характера в анамнезе является важной проблемой для изучения.

 

Глава 2.

Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации.

2.1. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении

В современной России обучение в школе является не столько процессом получения знаний, сколько процессом воспитания человека с активной жизненной позицией в жизни. Важными задачами психологического сопровождения в основной школе являются, помимо прочих, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения [47].

А.Р. Лурия говорил о том, что «для понимания сущности высших психических процессов человека необходимо выйти за пределы организма и искать корни этих сложных процессов в общественных условиях жизни, в общении ребенка со взрослым, …» [20]. Опыт и установки ребенок перенимает от взрослых. Поэтому именно взрослые могут повлиять на употребление или отказ от употребления подростками психоактивных веществ.

Интересно описание работы с девиантными подростками Антона Семёновича Макаренко в «Педагогической поэме»:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, - они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» [29, с.39].

Этот пример показывает мысли и переживания педагога, который занимается профилактикой девиантного поведения. Мы, как и Антон Семёнович, не отступили, и решили пойти до конца, основательно изучив систему профилактики девиантного поведения подростков, в том числе профилактику употребления психоактивных веществ.

Для обоснования необходимости заниматься профилактикой девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ, мы вспомним особенности подросткового возраста, которые рассматривались в первой главе. Подростки достаточно критически к себе относятся, т.к. развивается способность к саморефлексии, осознанию своих личностных качеств и внутреннего мира. Они испытывают потребность в общении со сверстниками и социальной значимости, стремятся, во что бы то ни стало, получить признание в среде сверстников. Мнению сверстников доверяют больше. Сильно выражено желание быть взрослым. Часто, попадая в дурную компанию, подростки для самоутверждения и реализации чувства взрослости, стремлении занять достойное место в коллективе сверстников, начинают курить, употреблять алкоголь и психоактивные вещества. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что, во имя признания товарищей, подросток готов на многое. Он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет, свою честь и достоинство – самая большая трагедия. Поэтому подростки бурно реагируют на нетактичные замечания, которые делает ему учитель в присутствии товарищей. Замечания рассматриваются ими как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными». Могут возникать различные девиации, такие как агрессия, преступность, сексуальные девиации, алкоголизм, наркомания, «антиобщественное поведение», суицид.

Основными видами причин подростковой девиантности являются:

1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

2. Причины социального и психологического характера.

3. Причины, связанные с возрастными кризисами.

Важной задачей психолога становится проведение работы, направленной на определение причин девиантного поведения подростка. Решением этой задачи является проведение психодиагностических мероприятий. Психодиагностика должна быть адекватной поставленным целям. Т.е. она должна определять, измерять именно те особенности личности, которые детерминируют девиантное поведение.

В настоящее время существует достаточно большое количество психодиагностического материала. Применяемые методики разнообразны. Это анкеты, опросники, которые основаны на самооценке, а также проективные методики. В рамках школы применение проективных методик сведено к минимуму. Это обусловлено тем, что интерпретация данных при всём старании психолога, остается субъективной. Поэтому отдается предпочтение методикам, которые основаны на самооценке испытуемых. Т.к. употреблению психоактивных веществ наиболее подвержены педагогически запущенные обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие проблемы в адаптации в образовательном учреждении, то для выявления группы риска используются следующие методики:

1. Методики для определения адаптации в школе, например, программа диагностики социально-психологического климата в классах «Социометрия: мониторинг».

2. Методики, определяющие склонность отклоняющему (Методики «СПД» или «СОП»)

3. Методики, определяющие уровень общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой для среднего школьного возраста)

4. Методики определяющие уровень уверенности в себе (Опросник «Уверенность в себе» Рейзаса).

5. Методики, определяющие локус контроля (Опросник «Уровень субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд).

Комплекс проводимых методик позволяет составить картину внутреннего мира ребенка – насколько он адаптирован, уверен в себе, зависим от других, склонен к употреблению психоактивных веществ.

Главной целью профилактики употребления психоактивных веществ является формирование собственной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ. В этом нам помогают два больших направления – такие как коррекционно-развивающая деятельность и просветительское направление.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности очевидно необходимым направлением профилактической работы является формирование активной жизненной позиции, повышение уверенности в себе, умении иметь собственную позицию, мнение, умении её отстаивать и доказывать, умение отличать «хорошие» компании от «плохих» компаний. Это направление реализуется в виде индивидуальных и групповых форм работы педагога-психолога с обучающимися.

Работа в рамках коррекционно-развивающего направления реализуется путём проведения коррекционных и/или развивающих мероприятий. Т.е. мероприятий, направленных на выработку новых способов действия в определенных жизненных ситуациях. В рамках общеобразовательных учреждений проводятся развивающие занятия с элементами тренинга. Их главной целью является формирование собственной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ.

Слово «тренинг» в настоящее время имеет широкое распространение. Тренинг является формой специально организованного общения, которая позволяет каждому человеку самореализоваться в ней. Тренинг это наиболее эффективная форма получения качественно нового опыта. В ходе тренингов формируются навыки общения с людьми.

Развивающие занятия с элементами тренинга наиболее эффективны для подростков, т.к. самореализация и общение для подростков имеют важный смысл. В тренингах не происходит мгновенных изменений личности, даже если перед нами только формирующийся подросток. Модели поведения, черты и установки характера подростка формировались в течение 14-15 лет, с момента его рождения. Изменения происходят постепенно, они являются кропотливой, поэтапной работой.

Тренинг эффективен для подростка, т.к. занятия позволяют делать самостоятельные открытия, доходить до смысла самим, делать свои ошибки и выводы.

Чтобы подросток захотел меняться, необходимо создание в тренинге положительной, эмоционально энергичной и интересной обстановки.

Тренинговая группа, как правило, является моделью общества в миниатюре, раскрывает скрытые факторы общения. В группе происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерной для реальной жизни. Благодаря этому подростки могут увидеть и провести анализ психологических закономерностей общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидных в житейских ситуациях, в психологически безопасных условиях.

Таким образом, в тренинговых занятиях подросток удовлетворяет потребность в общении в группе, где акцентируются положительные примеры, развитие и конструктивное общение. Опыт проигрывания ситуаций способствует решению межличностных и внутриличностных проблем, меняется отношение к ситуациям, которые казались трудными. Он обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие могут испытывать сходные чувства. Подросток учится постановке проблем и их конструктивному решению. Важным достижением развивающих занятий с элементами тренинга является личностный рост подростка и формирование успешного, уверенного поведения подростка в специально организованных условиях и атмосфере общения со сверстниками. Общение с подростками выстраивается на равных, им дается возможность раскрыться и максимально использовать свои возможности [44]. Возникает обстановка доверия, в которой ребята наиболее сензитивны к восприятию новой информации, в том числе, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.

В случае проведения развивающих занятий подростковый возраст становится не проблемой, а ресурсом для развития личности.

Вторым большим направлением профилактической работы является просвещение обучающихся. В рамках средних общеобразовательных учреждений должны проводиться мероприятия, посвященные расширению знаний о вреде психоактивных веществ. При этом обязательно присутствие родителей на данных мероприятиях. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, дети родителей, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), в том числе алкоголь, в большей степени предрасположены к употреблению ПАВ. Когда ребенок видит в семье употребление алкоголя или других веществ, ребенку кажется это нормальным. Он перенимает образ жизни своих родителей. Это наблюдается не всегда, но достаточно часто. Во-вторых, многие родители сами толерантно относятся к психоактивным веществам, даже если не употребляют их. Возможно, это связано с тем, что родители не всегда понимают те последствия, к которым может привести употребление ПАВ. Соответственно, они лояльно относятся к тому, что их дети могут пробовать ПАВ.

Для обучающихся и их родителей обязательно участие в таких школьных мероприятиях как Дни Профилактики. Они, как правило, посвящены профилактике употребления ПАВ, профилактике табакокурения, заболеваний ВИЧ (акция «СТОП СПИД»), обструктивной болезни лёгких. Также необходимо привлечение контингента обучающихся и их родителей к участию в мероприятиях, посвященных популяризации спорта и здорового образа жизни: Дни Здорового Образа Жизни, спортивные соревнования, спортивные эстафеты. При этом желательно активное привлечение участников образовательного процесса к участию в вышеперечисленных мероприятиях. Профилактические мероприятия обязательно должны включать в себя презентации с нужной информацией, просмотр фильмов, привлечение специалистов: врачи-психиатры, врачи-наркологи, врачи-венерологи, медицинские психологи из реабилитационных центров, сотрудники полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по работе с несовершеннолетними, известные популярные люди, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Как правило, обучающимся крайне интересно присутствовать на таких мероприятиях. Информация о вреде употребления ПАВ подтверждается сторонними специалистами, которые к тому же могут рассказать реальные жизненные истории таких же ребят, как обучающиеся школы. Когда информация поступает не в виде нравоучений, а в виде полезной информации, и в том числе интересных рассказов, наблюдается меньше психологического сопротивления (к навязыванию мнения о ПАВ взрослыми). С другой стороны, истории представляются ярче и, соответственно, лучше запоминаются, и имеют большее влияние на подростка.

 

 

Выводы по главе 2

 

Во второй главе нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации.

В первой части второй главы проведен анализ теоретических аспектов профилактики употребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении. Сделаны выводы о том, что профилактическая работа по предупреждению употребления психоактивных веществ в общеобразовательном учреждении должна носить системный и комплексный характер. Профилактика должна охватывать таких участников образовательного процесса как обучающиеся, их родители и законные представители. Главной целью профилактической работы является формирование стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и формированию здоровьесберегающего мировоззрения как у обучающихся, так и их родителей.

Во второй части второй главы разработана программа профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков 14-15 лет. Программа профилактики включает в себя диагностику, консультации обучающихся, их родителей и законных представителей, коррекционно-развивающие занятия (развивающие занятия с элементами тренинга, направленные как на профилактику употребления психоактивных веществ, так и на повышение психологической компетентности, на профессиональное самоопределение), просветительские мероприятия.

Разработанная программа профилактики будет реализована в работе с подростками, у которых будет выявлена склонность к употреблению психоактивных веществ.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности профилактики психоактивных веществ у подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе

Основные понятия

Задержка психического развития конституционального характера (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление и эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Психоактивные вещества (ПАВ) – вещества, органического или синтетического происхождения, вызывающую физическую и психологическую зависимость.

Программа профилактики ПАВ – программа профилактических мероприятий, включающая в себя комплекс профилактических мероприятий, направленных на формирование стойкого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, выработку собственной позиции и умения её отстоять.

Инструменты исследования.

1. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) (Приложение 2).

Методика СПД разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации. Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.

Описание шкал

Разработанный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся: 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).

В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями.

Самоповреждающее поведение (self-injury) определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.

Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.

Признаки самоповреждающего поведения:

• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамеренность, повторяемость;

• невозможность противостоять импульсу повредить себя;

• повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;

• чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.

Самоповреждающее поведение включает в себя:

- психологический компонент - психологическое неблагополучие индивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа «на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира»;

- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алко


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.