Строение и функции органов выделения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Строение и функции органов выделения

2017-06-29 535
Строение и функции органов выделения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделение (экскреция) — процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма, избытка воды, минеральных (макро- и микроэлементов), питательных, чужеродных и токсичных веществ и тепла. Выделение происходит в организме постоянно, что обеспечивает поддержание оптимального состава и физико-химических свойств его внутренней среды и прежде всего крови.Процесс выделения имеет важное значение для гомеостаза, он обеспечивает освобождение организма от конечных продуктов обмена, которые уже не могут быть использованы, чужеродных и токсических веществ, а также избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в результате обмена веществ. Основное значение органов выделения состоит в поддержании постоянства состава и объема жидкости внутренней среды организма, прежде всего крови.

Органы выделения:

§ почки - удаляют избыток воды, неорганических и органических веществ, конечные продукты обмена;

§ легкие — выводят углекислый газ, воду, некоторые летучие вещества, например пары эфира и хлороформа при наркозе, пары алкоголя при опьянении;

§ слюнные и желудочные железы — выделяют тяжелые металлы, ряд лекарственных препаратов (морфий, хинин) и чужеродных органических соединений;

§ поджелудочная железа и кишечные железы - экскретируют тяжелые металлы, лекарственные вещества;

§ кожа (потовые железы) - выделяют воду, соли, некоторые органические вещества, в частности мочевину, а при напряженной работе — молочную кислоту.

 

40. Гигиенические требования к режиму дня школьника.

Организация обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами и требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

• обеспечение оптимальных условий обучения;

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современных образовательных организациях.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.

Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

41. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к построению расписания.

Охрана здоровья детей школьного возраста и обеспечение оптимального функционального состояния их организма без явлений перенапряжения нервной системы и переутомления прежде всего обусловлены правильной организацией учебного процесса и соблюдением норм учебной деятельности.

Новые образовательные учреждения с расширенным и углуб­ленным содержанием образования (лицеи, гимназии, частные школы и т.п.) привели к внедрению разнообразных программ, методов и форм обучения, не всегда отвечающих гигиеничес­ким требованиям, что указывает на необходимость усиления гигиенического контроля за организацией учебного процесса во всех образовательных учреждениях.

Основным критерием оценки учебной нагрузки является ее соответствие функционально-возрастным возможностям дет­ского организма. Учебная нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее под ее воздействием утомление полностью исчезало во время отдыха и не переходило в про­тивном случае в переутомление, которое расценивается уже как патологическая реакция организма.

Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса в школе, гим­назии, лицее, являются урок и учебное расписание, зависящие от учебных планов, самостоятельно разрабатываемых в каждом образовательном учреждении с учетом соблюдения норм пре­дельно допустимой учебной нагрузки школьников, которая должна составлять при шестидневной неделе от 18 (1-й класс) до 30—32 ч (10—11-й классы).

Режим работы образовательного учреждения определяется учебным расписанием, от правильности составления которого зависят дневная и недельная работоспособность учащихся. Его строят с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности школьников. В течение дня основные, трудные, новые дисциплины, изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2—4-м уроках в се­редине учебной недели, когда кривая работоспособности орга­низма максимальная.

 

 

42. Гигиенические требования к организации трудового обучения подростков.

Расширенное привлечение учащихся к трудовому и профессиональному обучению, общественно полезному и производительному труду в условиях современной общеобразовательной школы следует расценивать как прогрессивное общественное явление. Это явление имеет большое значение как с точки зрения интересов государства, так и с позиций воспитательного и оздоровительного влияния на молодое поколение, поскольку в раннем объединении учебной и трудовой деятельности заключаются предпосылки для всестороннего умственного и физического развития школьников.

Для того чтобы труд действительно стал мощным фактором развития организма и оказывал оздоровительное влияние на него, он должен осуществляться только в гарантированных условиях. Это происходит лишь при условии: если объем и специфика трудовой деятельности соответствуют возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья учащихся; если трудовая деятельность школьников осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;если соблюдается «ступенчатость» возрастания физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.

Благодаря физическому труду в растущем организме развиваются и совершенствуются разнообразные функции, различные органы и системы (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.).

Учащиеся средних (5—7-е) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять в мастерских школы, учебно-производственных комбинатов, учебных цехах заказы различных организаций; участвовать в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных, домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур и леса (без применения ядохимикатов), в работах по очистке и посадке леса и др.

43. Гигиенические требования к планировке школьного здания, оборудованию школ и земельному участку

Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000м для городских школ и 2000м - для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета 40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной (секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3м т.к. при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м. Высота - не ниже 3м.

Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 –для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.