Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права.

2017-06-29 864
Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет административно-правового регулирования.

Предмет АП – это совокупность общественных отношений возникающих в процессе функционирования субъектов публичной администрации и осуществления административного судопроизводства.

В предмет АП входят разнообразные обществ отношения, которые могут носить как регулятивный так и охранительный характер, а так же материальные и процессуальные отношения.

Группы отношений:

*госуд-управленческие (возникающие внутри системы гос власти): отношения м/у ИОГВ; внутриорганизационные; госуд-служебные отношения.

*процедурно-статусные - возникают по поводу реализации частным лицом своих прав и обязанностей;

*контрольно-надзорные – м/у органом публичной власти и частным лицом с целью обеспечения безопасности и выявления возможных нарушений.

*админ-деликтные – м/у субъектом публичной власти и гражданами или ЮЛ, совершившими нарушение законодательства.

*админ-производственные (конфискация, лишение спец права…)

Метод административно-правового регулирования.

 

Метод – совокупность правовых средств и способов регулирования административных правонарушений.

Используются три основных средства правового регулирования:

1.предписание

2.запрет

3.дозволение (предусматривает выбор варианта поведения по своему усмотрению).

Метод АП хар-ся тем, что основным способом регулирования АП-отношений явл-ся предписание.

Императивный (админ.-прав.) метод

Признаки:

1.это метод властных предписаний;

2.невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению

3.юридическое неравенство сторон (подчинение одной стороны другой; разные роли, задачи субъектов).

Система административного права.

 

Система АП как отрасли права - это внутр. строение АП, отражающее объединение и дифференциацию админ.-пр. норм.

В большинстве учебников АП система АП делится на общую и особенную часть.

1.Традиционная концепция системы АП.

Деление АП на общую и особенную часть (Бахрах). Автор вкл в общую часть след прав институты:

*адм-пр статус индив субъектов;

*адм-пр статус элементов публичной администрации (гос органы преимущественно исп власти, гос служащие)

*админ-пр статус гос предприятий, учреждений и орг-ций.

*адм-пр статус негос ор-ций(регистрации, лицензирование)

*формы и методы властного воздействия публичной администрации на субъектов права.

*законность деятельности публ администрации (гос. контроль, адм надзор)

*принуждение по АП

*адм судопроизводство

Особ часть АП подразделяется авторами на 4 подотрасли:

*адм-полит деят-сть по обеспечению гос безопасности

*орг-хоз деятельность субъектов публ администрации

*соц-культ деятельность субъектов публ администрации.

*деят-ть субъектов публ администрации по орг-ции и осуществлению связей с др странами.

2.Нетрадиционная концепция системы АП.

Проф., д.ю.н. К.С.Бельский («Полиц. право»)

Автор выделяет в системе АП 3 подотрасли, которые соответственно делятся на прав институты.

1)Управленческое право

2)Полицейское право

3)Право адм юстиции (контрольное право)

3.Д.ю.н. профессор Ю.Н. Старилов

Автор делит систему АП на общую и особенную часть. В общую часть включает:

-орг-управленч право (матер нормы)

-управленч процесс

-адм процесс

-адм-деликтное право

Особ часть включает:

-образоват право

-служебное право

-градостроительное право и др.

Это концепция «списана» автором в системе немецкогоАП.

Понятие административно-правовых норм и их особенности.

Административно-правовая норма-это устанавливаемое гос-вом правило поведения, целью к-рого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся, прекращающихся в сфере функционирования публ администрации и осуществления адм судопроизводства.

Особенности административно-правовых норм:

Вторичность по отношению к нормам КП: админ –правовые нормы содержат механизм реализации норм КП.

Иерархичность адм-пр норм: адм-пр нормы не равны по своей юр силе.

Имеют собственные юр средства защиты – админ ответственнгсть.

Императивность адм.-пр. норм (норма не может быть изменена соглашением сторон)

Универсальность: норма может быть обращена к одному субъекту, одновременно регулируя поведение др субъекта.

! Не регулируют отношения м/у гражданами.

Виды ОИВ.

По уровню: 1.фед. ОИВ; 2.ОИВ Субьектов РФ.

По предметной компетенции: 1.органы общей компетенции.

(занимаются всем) 2.органы определенной компетенции

(закрытый перечень дел) н-р. отраслевая компетенция

(определенная сфера). 3.органы функциональной компетенции

(определ. ф-ии.)

По территориальной компетенции: 1. центр. ОИВ. (они возглав.

систему всего ведомства, самостоятельны и не входят в состав др.орг).

2. территориальные. (на территор. одного субъекта или межрегиональные

(на территор. двух субьектов).

По характеру подчинения: 1. орг. прямого подчинения.

2. орг. двойного подчинения. (н-р милиция обществен. безопасности в составе ОВД)

По порядку деятельности: 1. единоначальные. 2. коллегиальные.

По сроку деятельности: 1. временные. 2. постоянные.

Юридические лица-это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

УБЪЕКТ- это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

общие

специальные

физические лица, отражают особенности

достигшие 16-летнего трудового, служебного

возраста и обладающие положения;

вменяемостью, то есть прошлое противоправное

осознают последствия, поведение и т.д.

общественную опасность. К ним относят должностных

лиц.

Понятие, особенности и значение административного права как отрасли права.

1. Понятие, значение и особенности административного права как отрасли права

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

2. Предмет и метод административно-правового регулирования.

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.

Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).

Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти.

В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.

Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

Государственное управление, исполнительные органы власти;

АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;

Субъекты административного права;

Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

Административное правонарушение и административная ответственность;

Административная юрисдикция;

Административный процесс и виды административного производства;

Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;

Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;

Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

Административно-правовое регулирование в иных сферах.

Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.