Арсенал для ведущего тренингов: психологические игры и упражнения (по И.В.Вачкову) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Арсенал для ведущего тренингов: психологические игры и упражнения (по И.В.Вачкову)

2017-06-29 469
Арсенал для ведущего тренингов: психологические игры и упражнения (по И.В.Вачкову) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Разогревающие игры и психотехники

Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Чемпионат борьбы на

пальцах. Шестерка. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число.

Выбор траектории. Краткая психологическая характеристика основных

форм личности на основе предпочтения геометрических фигур

2. Игры, ориентированные на получение обратной связи

Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг

друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик.

Самосуд. От сумы да от тюрьмы Страшноватый суд. Стул откровений.

3. Игры социально-перцептивной направленности

Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз.

Белые маги – Черные маги. Шахматы.

4. Коммуникативные игры

Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива.

5. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы.

6. Медитации-визуализации

Судно, на котором я плыву. Мудрец из храма. Горная вершина.

РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ И ПСИХОТЕХНИКИ

Не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этане важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько разминочных игр для случаев, когда группа устанет, возникнет необходимость снять излишнее напряжение или потребуется заполнить возникшую паузу между этапами работы.

 

 

30. Требование к психологу-консультанту: профессиональная подготовка.

Выделяются следующие профессиональные установки в работе психолога -консультанта:

• уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уникальны;

• динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения и клиента и консультанта сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям;

• доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант — подвести его к этому видению, а не называть проблемы за клиента;

• безопасность — важнейшим в процессе консультирования является чувство безопасности клиента и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности;

· ограниченность, несовершенность — консультант в первую очередь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя;

• адекватность оценки себя — знание и понимание консультантом уровня своих профессиональных возможностей и соблюдение им профессиональной этики;

• эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе консультирования;

• экзистенциалъность бытия — консультант должен помочь клиенту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противоречий, экзистенциальных вопросов;

• сотрудничество, то есть эффективное психологическое консультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него.

Психолог-консультант должен обладать следующими профессиональными умениями:

· слушать и "слышать" клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он использует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интонацию, тембр голоса, "язык тела" — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица;

· оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна клиенту и не изобиловала большим количеством профессиональных терминов, но в то же время была профессионально грамотной, использование тезауруса клиента;

· понимать психологические особенности и состояния других людей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявления себя и клиента;

· устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой;

· оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровождающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта;

• быть жестким в те моменты, когда это действительно необходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использование таких психотерапевтических приемов, как фрустрация, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожиданий, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании терапевтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;

• "разговорить" клиента, используя для этого специальные техники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать проблему клиента и его самого;

• предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карьерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, развод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и не давая ему советов, а использовать самораскрытие;

• выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента;

• адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и психологические особенности;

• управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекватно ситуации.

В работе психолога-консультанта (психотерапевта) существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на его личность.

Возможны следующие аспекты профессиональной деформации личности психолога:

• утрата собственной идентичности и полное "растворение" в проблемах клиентов;

• отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с "таинственностью" работы консультанта, то есть соблюдением им этического принципа конфиденциальности, со снижением эмоциональной отдачи близким людям;

• возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным контактом с проблемами и болезнями других людей, с негативными аспектами жизни;

• синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения;

• синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику.

Выделяются следующие причины возникновения "синдрома сгорания":

• ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла;

• несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и положительной оценки;

• временные рамки, ограничивающие творческий процесс;

• работа с "немотивированными" клиентами, для которой характерны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из-за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи;

• профессиональные конфликты и напряженность с коллегами;

• подавление творческих идей, спонтанности и новаций со стороны руководства;

• отсутствие возможностей для профессионального роста и совершенствования своих профессиональных навыков;

• серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты самого психолога-консультанта (психотерапевта). Существуют следующие способы предотвращения "синдрома сгорания":

• принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реализацию уже существующих возможностей и изменение самих условий;

• развитие других профессиональных интересов помимо консультирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.;

• постоянное разнообразие своей работы: создание новых проектов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства;

• поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизорских групп, тренингов и т. п.;

• прохождение личной психотерапии, тренингов личностного роста и т. п. перед началом профессиональной деятельности и консультативной практики, обращение к специалисту по мере необходимости в процессе своего профессионального и личностного развития;

• поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.;

• активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное общение, хобби и занятий, не связанных с работой;

• открытость новому опыту,

• ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление от невротической потребности в позитивной оценке окружающих;

• обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руководству и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без ущерба для себя;

• умение организовать свое время, не спешить и давать себе необходимое количество времени для достижения желаемых результатов в профессиональной и личной жизни;

• понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профессиональной сферах;

• проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирование умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах.

Выдвигаются следующие требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта.

• серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотерапевта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.;

• прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуальной), которая позволяет'.

- проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, с тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невротические потребности и т. п.;

- развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;

- осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

- увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, которые он испытывает;

- познакомиться со стилем работы коллег;

• личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необходимых для успешной профессиональной работы качеств личности, а также понимание психологом зрелости не как статичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процесса, требующего усилий с его стороны.

Выделяют следующие этические принципы и нормы психологического консультирования:

• адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции;

• запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены;

• запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без пред-варительного обсуждения и согласия с его стороны;

• запрет на двойные отношения, в частности на вступление консультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отношения и т. п. в процессе всего консультирования;

• предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консуль-тирования.

Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом:

• основные цели консультирования;

• квалификация и образование консультанта;

• оплата консультирования;

• приблизительная продолжительность консультирования и графики и время встреч;

• контактная информация о консультанте;

• целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;

• возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;

• возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;

• допустимые и возможные границы конфиденциальности, которые может соблюдать консультант.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.