Логический анализ предложения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Логический анализ предложения

2017-06-29 284
Логический анализ предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знакомство с грамматической основой предложения

Материал: полоски бумаги с написанными простыми нераспространенными предложениями;" ножницы; круги и стрелки для обозначения членов предложения и связей между ними: большой красный круг (сказуемое), черный круг меньшего размера (подлежащее), черная стрелка, на которой написан вопрос «кто? что?»

Цель:

Прямая: знакомство с главными членами предложения, установление связей между словами в предложении, дальнейшее упражнение в чтении,

Косвенная: подготовка к изучению грамматики.

 

Презентация

 

1. Ребенок прочитывает написанное на листочке предложение, например: «Мальчик играет».

2. Учитель выкладывает перед ребенком большой красный круг и спрашивает «Какое слово указывает нам, что происходит?» Вместе с ребенком выясняют, что это слово — «играет». (Красный круг – аналогия с глаголом. Сказуемое действительно чаще всего бывает выражено глаголом, хотя и не обязательно. Но по смыслу (действие, событие, то, что происходит, что меняется) они близки.)

3. Учитель разрезает полоску, слово «играет» он кладет на красный круг. (Разбор предложения начинается не с подлежащего, а со сказуемого по нескольким причинам. Именно сказуемое несет новую, главную информацию. В русском языке есть несколько видов предложении вообще без подлежащего, а без сказуемого гораздо меньше. Кроме того, большая часть остальных членов предложения часто связана именно со сказуемым, оно является как бы центром, ядром предложения.)

4. Затем учитель достает черную стрелку, ребенок прочитывает вопросы, написанные на ней. «Какое слово показывает нам, кто или что играет?». Выясняют вместе с ребенком, что это слово — «мальчик».

(Существительное лежит слева, чтобы ребенок мог увидеть прямой порядок слов в предложении. Стрелка направлена справа налево, т. к. вопрос задан от сказуемого к подлежащему. В данном случае стрелка не означает грамматического подчинения.)

5. Учитель подкладывает к стрелке черный кружок, на него кладет слово «мальчик». (Ребенку на этом этапе совершенно не обязательно вводитьь названия членов предложения. Если же вы позлее захотите это сделать, то можно поступить следующим образом. На обратной стороне красного круга пишут слово «сказуемое», а на обратной стороне стрелки — слово «подлежащее». Когда ребенок уже свободно разбирает нераспространенные предложения, учитель переворачивает круг и стрелку так, чтобы ребенок мог прочитать названия. После чего проводится трехступенчатый урок).

Дальнейшие упражнения:

 

1. Самостоятельная работа с другими предложениями. При этом можно использовать не отдельные круги и стрелки, а готовую схему.

2. Учитель выкладывает красную стрелку в направлении от подлежащего к сказуемому и предлагает ребенку задать подходящий вопрос: «Мальчик – что делает?»

С точки прения грамматики подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Здесь нет главного и зависимого слова Вопрос может быть задан как от сказуемого к подлежащему, так и от подлежащего к сказуемому. Но если вопрос к подлежащему однозначен (кто? или что?), то вопросы к сказуемому могут быть разными, что делает? Что сделал? Каков? Сколько? («Дважды два – четыре») Кто? («Моя мама — учительница»). Поэтому на стрелке они не пишутся, но научиться задавать их устно стоит.

4. Использовать предложения с другим порядком слов: «Наступила весна». (При этом направление, в котором выкладывается схема предложения, не меняется.)

5. Использовать предложения, в которых подлежащее или сказуемое (или и то, и другое) выражены несколькими словами: «Листья стали желтыми», «Мы с братом веселимся».

6. Разбор предложений, содержащих определение; «Маленький мальчик играет». При этом на черный круг кладется словосочетание «Маленький мальчик». (Определение отделяется от определяемого слова в последнюю очередь, когда введены все остальные члены предложения.)

7.Разбор предложений с однородными сказуемыми: «Мальчик поет и танцует».
   
8.Разбор предложений с однородными подлежащими: «Мальчик и девочка поют».
   
9.Разбор предложений с однородными сказуемыми и подлежащими: «Мальчик и девочка поют и танцуют».  
   
10.Разбор сложносочиненных предложений: «Мальчик поет, и девочка танцует».  

 

11. Разбор односоставных предложений.

Возраст: 5,5 - 6 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.