Принятие и исполнение государственных решений — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Принятие и исполнение государственных решений

2017-06-29 464
Принятие и исполнение государственных решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧОУ ВПО

«ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Учебно-методическое пособие

По направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

(Квалификация «бакалавр»)

 

 

Санкт-Петербург


 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» является формирование комплекса знаний, умений и навыков в области принятие и эффективного исполнения решений государственного характера в процессе государственного и муниципального управления.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

2.1 Учебная дисциплина относится к базовой части ОПОП.

2.2 Изучению студентами учебной дисциплины предшествует овладение ими экономическими знаниями в рамках дисциплин: «Теория управления», «Социология», «Основы государственного и муниципального управления».

2.3 Взаимосвязь с последующими дисциплинами.

Активное изучение студентами курса «Принятие и исполнение государственных решений» создает у них хорошую базу знаний для изучения других экономических дисциплин: «Государственная и муниципальная служба», «Управленческий консалтинг», «Методы принятия управленческих решений».

3. В результате освоения учебной дисциплины бакалавр должен:

знать:

- систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества;

- основные математические методы и модели принятия решений;

- роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;

- основные административные процессы и принципы их регламентации;

- принципы, виды и методы планирования;

- типы организационной культуры в государственных учреждениях;

- совокупность экономических отношений в процессе исполнения обязанностей государственного служащего;

уметь:

- применять информационные технологии для решения управленческих задач;

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала государственных и муниципальных учреждений;

- анализировать коммуникационные процессы в процессе несения государственной службы;

владеть:

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

- навыками исполнения решений государственного характера;

- навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов;

- методами планирования и прогнозирования социально-экономических последствий исполнения государственных решений.

 

4. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

стремлением работать на благо общества (ОК-1);

знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);

способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

способностью применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8);

способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

умением правильно применять нормы права (ПК-10);

умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);

умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-46);

умением осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций, их административных регламентов (ПК-47);

способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);

владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49).

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предназначение дисциплины, понятие государственного решения, общая методология разработки управленческих решений в системе ГиМУ

Роль и значение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» в подготовке специалистов. Цель изучения дисциплины, задачи. Место дисциплины в системе экономических, политических и управленческих дисциплин, ее взаимосвязь с другими дисциплинами специальности ГиМУ. Структура и содержание дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений». Методология изучения дисциплины. Системный подход к изучению дисциплины. Основные понятия и определения теории принятия управленческих государственных решений (УГР): проблема, цель, задача, решение, ограничение, критерий, варианты, альтернативы, лицо, принимающее решение. Предмет, задачи, законы, закономерности теории решений.Функции мышления при разработке управленческих государственных решений. Понятие методологии и методики разработки управленческих государственных решений. Методология разработки управленческого государственного решения и его характеристика. Сущность и содержание управленческого решения. Типовой алгоритм разработки управленческого решения, его характеристика. Функции управленческого решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих государственных решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческому государственному решению. Информационно-аналитическое обеспечение процесса разработки и принятия решения, технологическое обеспечение. Концепция, принципы и парадигмы разработки управленческих решений.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Общая методология разработки управленческих государственных решений. Схема и этапы разработки.

2. Решение, государственное решение, управленческое решение. Отличия и признаки управленческого государственного решения. УР как процесс и явление.

3. Понятия Управленческого Решения и ЛПР. Признаки управленческого решения.

4. Творческий характер управленческих решений: интуитивный и рациональный подходы.

5. Сущностные характеристики управленческого государственного решения и ЛПР.

6. Формы разработки управленческих государственных решений.

7. Признаки управленческого государственного решения. Отличия от обычного решения. ЛПР. Формы реализации УР.

8. Понятия проблемы, проблемной ситуации. Формулирование, оценка, обоснование проблемы. Построение алгоритма (декомпозиция проблемы). Классификация проблем.

9. Проблема, проблемная ситуация. Стадии жизненного цикла проблемы: зарождение, развитие, стабилизация. Пояснить понятия упреждающего проактивного управления, запаздывающего реактивного управления. Классификация проблем.

10. Понятия проблемы, проблемной ситуации. Табличные и графические способы представления проблем: дерево проблем.

11. Формулирование проблемы, проблемной ситуации. Табличные и графические способы представления проблем: диаграмма Ишикавы.

12. Сформулировать парадигмы принятия решений. Понятия УР и ЛПР.

13. 3-я современная парадигма принятия решений. Особенности и отличия от других парадигм.

14. Классическая 3-х этапная модель Г. Саймона принятия решений. Достоинства и недостатки модели.

15. 6-ти этапная модель Г. Саймона принятия решений. Достоинства и недостатки модели.

16. 8-ми этапная циклическая модель принятий решений. Достоинства и недостатки модели.

17. Общая 12-ти этапная модель принятия решений.

18. 3 подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный. Понятие и признаки управленческого государственного решения.

19. Общие функции управления в органах ГиМУ. Выделить и пояснить основные и вспомогательные функции управления.

20. Области управленческих государственных решений. График непредсказуемости результатов решений.

21. Сущности управленческих решений в органах ГиМУ: социальная, экономическая, организационная, правовая, технологическая. Глобальная цель управления.

22. Системный подход к управленческим государственным решениям. Понятия системы, целостности. Пояснить на схеме.

23. Системный подход к управленческим государственных решениям. Варианты отношений целей к миссии управляемой системы. Синергия и эмерджентность.

24. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Общая структура коммуникации.

25. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Структура коммуникации по типам темперамента.

26. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Вербальные и невербальные каналы передачи информации.

27. Целевая ориентация управленческих государственных решений в органах ГиМУ. Понятие целевых и процессорных технологий.

28. Методика постановки целей SMART. Пояснить каждый принцип.

29. Понятие целевых и процессорных технологий в органах ГиМУ. Пояснить свойства целей: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.

30. Целевые технологии в органах ГиМУ. Типы ситуа­ций между руководителем и подчиненным в процессе РУР.

31. Инициативно-целевая технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий.

32. Программно-целевая технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий.

33. Регламентная технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий. Привести примеры.

34. Процессорные технологии в органах ГиМУ: по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе искусственного интеллекта, на базе активизации деятельности персонала.

35. ПРУР в условиях неопределенности и риска. Зависимость риска от неопределенностей. Причины. Основные типы ошибок. Классификация рисков.

36. ПРУР в условиях неопределенности и риска. Методы уменьшения неопределенности и риска при разработке УР. Страхование рисков.

37. Анализ внешней среды в органах ГиМУ. Ближнее и дальнее окружение. Особенности элементов. Свойства внешней среды.

38. Анализ внешней среды. SWOT-анализ.

39. Основные управленческие навыки. Правила постановки целей. Делегирование полномочий.

40. Этапы процесса планирования. Календарное планирование: ленточная диаграмма Г. Ганта, критический путь.

41. Планирование как 8-ми этапный процесс. Пояснить связь со схемой РУР.

42. Алгоритмические и активизирующие методы при анализе альтернатив УР. Пояснить любой один из следующих методов: аналитический, статистический, матричный, метод оптимизации, мозговой штурм, 6-5-3, теоретико-игровой, наставничества, работы с внешними консультантами.

43. Экспертные и эвристические методы при анализе альтернатив УР. Пояснить любой один из следующих методов: индивидуальный, групповой, метод Дельфи, эволюционного моделирования, атаки разносом, синектики, фокальных объектов, морфологического анализа.

44. Анализ альтернатив УР в органах ГиМУ. Метод сценариев и дерева решений.

45. Основные управленческие навыки руководителя. Правила постановки целей. Проведение совещаний. Модерация.

46. Понятие супероптимального (сильного) решения в процессе разработки УР.

47. Модели руководства в процессе разработки и реализации УР: американский, немецкий, японский подходы.

48. Контроль и ответственность при реализации управленческих государственных решений в органах ГиМУ.

49. Условия и факторы, определяющие качество и эффективность управленческих государственных решений в органах ГиМУ. Причины некачественной реализации УР.

50. Четыре признака оценки информации: объем, достоверность, насыщенность, ценность.

Тематика контрольных работ
для студентов заочного отделения

1. Системный подход к управленческим государственных решениям. Варианты отношений целей к миссии управляемой системы. Синергия и эмерджентность.

2. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Общая структура коммуникации.

3. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Структура коммуникации по типам темперамента.

4. Социально-психологические основы коммуникации руководителя и подчиненного. Вербальные и невербальные каналы передачи информации.

5. Целевая ориентация управленческих государственных решений в органах ГиМУ. Понятие целевых и процессорных технологий.

6. Методика постановки целей SMART. Пояснить каждый принцип.

7. Понятие целевых и процессорных технологий в органах ГиМУ. Пояснить свойства целей: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.

8. Целевые технологии в органах ГиМУ. Типы ситуа­ций между руководителем и подчиненным в процессе РУР.

9. Инициативно-целевая технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий.

10. Программно-целевая технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий.

11. Регламентная технология ПРУР в органах ГиМУ. Особенности, отличие от других технологий. Привести примеры.

12. Процессорные технологии в органах ГиМУ: по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе искусственного интеллекта, на базе активизации деятельности персонала.

13. ПРУР в условиях неопределенности и риска. Зависимость риска от неопределенностей. Причины. Основные типы ошибок. Классификация рисков.

14. ПРУР в условиях неопределенности и риска. Методы уменьшения неопределенности и риска при разработке УР. Страхование рисков.

15. Анализ внешней среды в органах ГиМУ. Ближнее и дальнее окружение. Особенности элементов. Свойства внешней среды.

16. Анализ внешней среды. SWOT-анализ.

17. Основные управленческие навыки. Правила постановки целей. Делегирование полномочий.

18. Этапы процесса планирования. Календарное планирование: ленточная диаграмма Г. Ганта, критический путь.

19. Планирование как 8-ми этапный процесс. Пояснить связь со схемой РУР.

20. Алгоритмические и активизирующие методы при анализе альтернатив УР. Пояснить любой один из следующих методов: аналитический, статистический, матричный, метод оптимизации, мозговой штурм, 6-5-3, теоретико-игровой, наставничества, работы с внешними консультантами.

21. Экспертные и эвристические методы при анализе альтернатив УР. Пояснить любой один из следующих методов: индивидуальный, групповой, метод Дельфи, эволюционного моделирования, атаки разносом, синектики, фокальных объектов, морфологического анализа.

22. Анализ альтернатив УР в органах ГиМУ. Метод сценариев и дерева решений.

23. Основные управленческие навыки руководителя. Правила постановки целей. Проведение совещаний. Модерация.

24. Понятие супероптимального (сильного) решения в процессе разработки УР.

25. Модели руководства в процессе разработки и реализации УР: американский, немецкий, японский подходы.

26. Контроль и ответственность при реализации управленческих государственных решений в органах ГиМУ.

27. Условия и факторы, определяющие качество и эффективность управленческих государственных решений в органах ГиМУ. Причины некачественной реализации УР.

 

Работа выполняется и оформляется согласно Методическим рекомендациям по организации выполнения контрольных работ для студентов всех форм обучения юридического факультета и факультета управления.

Тема контрольной работы может быть изменена на усмотрение ведущего преподавателя.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Мухарев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2009.

 

Дополнительная литература:

 

1. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 // ЭБС «КНИГАФОНД» (www.knigafund.ru)

2. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: РИОР, 2010.

3. Агабекян Р.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Яновский В.В. Введение в специальность: государственное и муниципальное управление: учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.

6. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

7. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – М.: Питер, 2004.

8. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. – М.: НОРМА, 2008.

9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е доп. – М.: Омега-А. 2004.

10. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.

11. Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. – М.: МЦФЭР. 2005.


 

Учебное издание

Кафедра государственного и муниципального управления

Института правоведения и предпринимательства

 

Учебно-методическое пособие

по направлению 38.03.04
Государственное и муниципальное управление

(Квалификация «бакалавр»)


Издательство ЧОУ ВПО «Института правоведения и предпринимательства»

(Санкт-Петербург)

196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8

 

ЧОУ ВПО

«ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Учебно-методическое пособие


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.