Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-29 | 543 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Этикет - слово французского происхождения (ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений. Оно имеет интересное происхождение. Во дворе французского короля Людовика ХIV имелось много красивых цветов. Но небрежные прохожие часто топтали и рвали их. Тогда король приказал сделать надпись (т.е. этикет), которая напоминала о том, что культурному человеку необходимо бережно относиться к цветам. Тот, кто умел читать, конечно, не рвал и не мял цветы, а кто не умел читать, если он не был хорошо воспитан - допускал небрежное отношение к цветам. Так прохожих стали делить на культурных и некультурных.
Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Этикет – явление историческое. Оформление этикета приходится ко времени античности. В Древней Греции нормы поведения определяли общее направление жизнедеятельности людей. Отсутствие тотальной регламентации действий и поступков оставляла определенную свободу поведения древних греков. Греки полагали, что надо жить разумно, по заветам предков, законам государства и рекомендациям богов. Жители Аттики были против излишеств и крайностей в поступках. Основу норм поведения составляли разумность и целесообразность. Именно в античности оформляется понятие «обходительность», близкое к используемому сегодня понятию «манеры».
В строго иерархизированном средневековом обществе каждому сословию (воюющему, молящемуся и работающему) предписывались жесткие правила поведения. Особенно выделяется рыцарский этикет, включавший в себя верность сеньору, ориентацию на внешнее проявление своей культуры. Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетельными качествами»: верховой ездой, фехтованием, обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
|
В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Рыцари должны были соблюдать свои обязательства. Осуждалась скупость, не прощалось предательство. Главным мерилом человека являлась честь, подтверждаемая силой.
Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о моем Сиде”) появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую “куртуазную литературу” (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.
Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
В Эпоху Возрождения продолжается внимание к внешним проявлениям культуры поведения, манерам. Вкупе с идеалом всестороннего развития личности происходит становление принципа уважения не только к себе, но и другой личности, готовность постоять за свое имя, даже ценой своей смерти, чистота и опрятность. Указанные черты составляют особенность переходного периода от средневековья к Новому времени.
|
В XV-первой половине XVII века этикет регламентировал всю жизнь высшего общества. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление.
В Новое время (начало XVII- первое десятилетие XX века) на смену придворному приходит демократический этикет, регламентирующий внешнюю сторону поведения любого человека вне зависимости от его социальной принадлежности, имущественного достатка, образовательного уровня. Базовым в этикете Нового времени стало чувство собственного достоинства, отношение к человеку, как автономному и суверенному субъекту. В нормах поведения определяющими становятся целесообразность и рациональность.
В России западный этикет начал распространяться в XVII веке. Практическим наставлением стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Нормы светского общества формировались по образу и подобию придворной культуры Франции и Голландии. Этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь и нередко из-за «мелочей», связанных с ним, возникали ссоры и даже осложнялись межгосударственные отношения. Табель о рангах, устанавливая иерархию всех чинов, каждому сословию предписывала и свой стиль в одежде. Форменная одежда являлась наглядным выражением принадлежности к государственной службе. По мундиру можно было определить род службы, ведомство, класс чина (в военной службе) или должности (в гражданской). Сводом законов Российской империи (1832 г.) был разработан строгий регламент и порядок ношения мундира. Он был обязателен в публичных церемониях, где учитывалось старшинство чинов. Отдание приветствия было введено не только в военной, но и отчасти и в гражданской службе.
В Советской России «пролетарская мораль» пропагандировала служение на общее коммунистическое дело, жизнь во имя коллективных интересов. Жертвенность во имя светлого будущего, а не достойного сегодняшнего. Вместе с тем диктатура пролетариата ввела в общение инвективы (оскорбления, выраженные как жестами, или позами, так и в словесной форме). Нецензурная брань становилась «универсальным средством» выражения эмоций малообразованной части большевиков, признаком революционности, показателем вседозволенности.
|
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. Основу составляют принципы индивидуализма и полезности. Установленные правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Правила этикета признаются в той мере, в какой они полезны в качестве регулятора взаимоотношений между людьми. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Современный этикет направлен на сближение людей различных социальных статусов, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Типологизация этикета:
Современный этикет весьма многообразен. В научной литературе присутствуют несколько подходов в его типизации. Различают речевой этикет (совокупность норм, применяемые в устном общении) и поведенческий этикет (правила поступков и действий).
По применению этикета в различных общественных сферах выделяют:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!