Вопрос № 1. Этикет: становление и развитие, типология и принципы. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос № 1. Этикет: становление и развитие, типология и принципы.

2017-06-29 543
Вопрос № 1. Этикет: становление и развитие, типология и принципы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этикет - слово французского происхождения (ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений. Оно имеет интересное происхождение. Во дворе французского короля Людовика ХIV имелось много красивых цветов. Но небрежные прохожие часто топтали и рвали их. Тогда король приказал сделать надпись (т.е. этикет), которая напоминала о том, что культурному человеку необходимо бережно относиться к цветам. Тот, кто умел читать, конечно, не рвал и не мял цветы, а кто не умел читать, если он не был хорошо воспитан - допускал небрежное отношение к цветам. Так прохожих стали делить на культурных и некультурных.

Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этикет – явление историческое. Оформление этикета приходится ко времени античности. В Древней Греции нормы поведения определяли общее направление жизнедеятельности людей. Отсутствие тотальной регламентации действий и поступков оставляла определенную свободу поведения древних греков. Греки полагали, что надо жить разумно, по заветам предков, законам государства и рекомендациям богов. Жители Аттики были против излишеств и крайностей в поступках. Основу норм поведения составляли разумность и целесообразность. Именно в античности оформляется понятие «обходительность», близкое к используемому сегодня понятию «манеры».

В строго иерархизированном средневековом обществе каждому сословию (воюющему, молящемуся и работающему) предписывались жесткие правила поведения. Особенно выделяется рыцарский этикет, включавший в себя верность сеньору, ориентацию на внешнее проявление своей культуры. Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетельными качествами»: верховой ездой, фехтованием, обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Рыцари должны были соблюдать свои обязательства. Осуждалась скупость, не прощалось предательство. Главным мерилом человека являлась честь, подтверждаемая силой.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о моем Сиде”) появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую “куртуазную литературу” (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

В Эпоху Возрождения продолжается внимание к внешним проявлениям культуры поведения, манерам. Вкупе с идеалом всестороннего развития личности происходит становление принципа уважения не только к себе, но и другой личности, готовность постоять за свое имя, даже ценой своей смерти, чистота и опрятность. Указанные черты составляют особенность переходного периода от средневековья к Новому времени.

В XV-первой половине XVII века этикет регламентировал всю жизнь высшего общества. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление.

В Новое время (начало XVII- первое десятилетие XX века) на смену придворному приходит демократический этикет, регламентирующий внешнюю сторону поведения любого человека вне зависимости от его социальной принадлежности, имущественного достатка, образовательного уровня. Базовым в этикете Нового времени стало чувство собственного достоинства, отношение к человеку, как автономному и суверенному субъекту. В нормах поведения определяющими становятся целесообразность и рациональность.

В России западный этикет начал распространяться в XVII веке. Практическим наставлением стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Нормы светского общества формировались по образу и подобию придворной культуры Франции и Голландии. Этикет строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь и нередко из-за «мелочей», связанных с ним, возникали ссоры и даже осложнялись межгосударственные отношения. Табель о рангах, устанавливая иерархию всех чинов, каждому сословию предписывала и свой стиль в одежде. Форменная одежда являлась наглядным выражением принадлежности к государственной службе. По мундиру можно было определить род службы, ведомство, класс чина (в военной службе) или должности (в гражданской). Сводом законов Российской империи (1832 г.) был разработан строгий регламент и порядок ношения мундира. Он был обязателен в публичных церемониях, где учитывалось старшинство чинов. Отдание приветствия было введено не только в военной, но и отчасти и в гражданской службе.

В Советской России «пролетарская мораль» пропагандировала служение на общее коммунистическое дело, жизнь во имя коллективных интересов. Жертвенность во имя светлого будущего, а не достойного сегодняшнего. Вместе с тем диктатура пролетариата ввела в общение инвективы (оскорбления, выраженные как жестами, или позами, так и в словесной форме). Нецензурная брань становилась «универсальным средством» выражения эмоций малообразованной части большевиков, признаком революционности, показателем вседозволенности.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. Основу составляют принципы индивидуализма и полезности. Установленные правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Правила этикета признаются в той мере, в какой они полезны в качестве регулятора взаимоотношений между людьми. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Современный этикет направлен на сближение людей различных социальных статусов, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Типологизация этикета:

Современный этикет весьма многообразен. В научной литературе присутствуют несколько подходов в его типизации. Различают речевой этикет (совокупность норм, применяемые в устном общении) и поведенческий этикет (правила поступков и действий).

По применению этикета в различных общественных сферах выделяют:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.