Лк. 13. Психологическая служба в сфере экономики (1 ч.) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лк. 13. Психологическая служба в сфере экономики (1 ч.)

2017-06-29 688
Лк. 13. Психологическая служба в сфере экономики (1 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи и функции психолога в сфере экономики. Психология в управлении. Психология в рекламе.

Большие возможности для использования знаний профессио­нальных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения эконо­мических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то дела­ется это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических про­цессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах эконо­мической жизни.

Экономическая психология как научная дисциплина изучает пси­хологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с пред­почтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, она изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и само­чувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности — от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации В качестве основных направлений профессиональной психоло­гической работы в сфере экономики выделяются:

1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих груп­пах, командах, формирование благоприятного социально-психоло­гического климата в коллективе, формирование рабочих команд;

2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, пробле­ма справедливости вознаграждения;

3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;

4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выяв­ление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;

5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде 'и сфере потребления;

6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менедж­мента;

7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;

8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;

9) психология поведения личности и группы в экономических ситуа­циях;

10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организа­ции;

11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведение в организации;

12) психология экономического выбора и предпочтений;

13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в ус­ловиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сель­ское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);

14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 14-15).

Особый интерес для психологии в условиях экономики пере­ходного периода представляют:

- особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,

- влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,

- роль фактора занятости в поведении личности и группы,

- личность предпринимателя,

- стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,

- психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 17).

Практическая экономическая психология составляет важней­шую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга — изу­чение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, сто­ящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффек­тивно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекла­ме, как будет психологически восприниматься цена?

Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финан­сов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выдели­ли следующие основные функции экономиста-психолога фирмы:

1. Разработка системы психолого-экономических показателей, ко­торые должны стать ограничениями для управленческих реше­ний на самых различных уровнях.

2. Обучение персонала деловому общению, формирование комму­никативных навыков у экономистов различных профилей.

3. Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределе­ния функций, прав и обязанностей, а также психологических ха­рактеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с со­зданием имиджа отдельного лица.

4. Исследование и формирование благоприятного социально-пси­хологического климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд.

5. Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов.

6. Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятель­ность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала.

7. Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнози­рование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть пред­варительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необхо­дим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений.

8. Исследование культуры организации и психологического состо­яния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучше­нию.

9. Помощь руководству при подготовке и внедрении экономичес­ких нововведений (например, новой системы оплаты или ком­пенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям.

10. Оценка и развитие экономического потенциала отдельной лич­ности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в осо­бенности творческого отношения к труду.

11. Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследова­ния личностных качеств и обстоятельств жизни работников, ко­торые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации.

12. Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с. 43—45).

Для успешного выполнения этих функций специалисту в обла­сти экономической психологии необходим солидный объем зна­ний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятель­ности.

Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или реше­нием какой-либо экономической проблемы, предпочитают комп­лексное решение. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Как отмечает Т.А. Солтицкая, консультанту-непсихологу порой легче найти об­щий язык с компанией, т.к. консультирование организаций не есть психологическое консультирование в чистом виде. Необходимыми оказываются также знания в области экономики, социологии, менедж­мента. Психологического образования здесь явно недостаточно. Пси­хология составляет при этом не более 20% (Солтицкая, 1998, с. 8—9). Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе — это люди с хорошим образованием, постоянно пополня­ющие его, обучаясь новым технологиям работы.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.