Повышение квалификации и аттестация работников школы. Методическая работа в школе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Повышение квалификации и аттестация работников школы. Методическая работа в школе

2017-06-29 1399
Повышение квалификации и аттестация работников школы. Методическая работа в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Аттестация педагогических кадров

2. Категории профессионального роста учителей

3. Формы аттестации учителей

1. Аттестация педагогических кадров

Целью аттестации педагогов является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Форма аттестации — это четкая, протекающая во времени организация аттестационного процесса, в котором в единстве выступают задачи, содержание и процедуры аттестации.

Процедура аттестации понимается как структура действий в рамках одной формы аттестации.

Аттестация педагогических кадров образовательного учреждения проводится на основе экспертной оценки их труда:

• результативности;

• качества учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, важнейшей составляющей аттестации работы педагога является результат его деятельности по обучению и воспитанию учащихся.

Так, проблема аттестации учителей — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.

Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его аттестации проводится в два этапа:

1. Оценка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок.

2. Оценка результата, т. е. степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития).

Первый этап аттестации педагога проводится в рамках итоговых учебных занятий.

Второй этап проводится как комплексная оценка профессиональной деятельности педагога.

Формами аттестации, позволяющими определить уровень компетентности учителя, можно назвать следующие:

1. Собеседование.

2. Письменный самоанализ учителем собственного педагогического опыта с последующей его внешней оценкой.

3. Письменный опрос, сопутствующий образовательному процессу (накопление информации о знаниях педагога на протяжении курсов).

4. Защита учителем творческой разработки и оценка ее учебной комиссией.

5. Защита авторской программы (учебного предмета, факультатива, спецкурса для школьников, кружка, спортивной секции, школьного научного объединения и др.).

6. Защита индивидуального творческого проекта (ИТП).

7. Защита реферата.

8. Проведение учителем деловой игры («круглого стола», учебной дискуссии, обучающего заседания методического совета).

9. Обобщение личного опыта по модульной технологии и представление его в банк данных.

10. Выступление с докладом на научно-практической конференции.

11. Тестирование педагога.

Названные формы аттестации выполняют тройную функцию:

1. Оперативный контроль за повышением квалификации в процессе систематически протекающего педагогического образования.

2. Диагностика эффективности курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования с учетом их стимулирующего значения для самообразования.

3. Осуществление первого этапа аттестации.

Каждая форма аттестации, показывающая компетентность педагога, осуществляется через определенную процедуру. Например, письменный самоанализ учителем личного педагогического опыта с последующей его внешней оценкой — выполнение творческого задания по самоанализу опыта («На основе личного педагогического опыта описать системную организацию процесса обучения») предполагает ряд последовательных действий:

1. Выявление степени выполнения задания в процессе вводной диагностики педагога.

2. Ознакомление с алгоритмом системного самоанализа опыта обучения. Консультация по наиболее правильному и полному выполнению данного задания на основе результатов диагностики.

3. Обсуждение выполнения задания самоанализа на практическом занятии, семинаре по теме «Самоанализ личного опыта обучения».

4. Завершение письменного оформления самоанализа опыта.

5. Проверка и оценка работы.

6. Фиксирование результата в документе. Сообщение результата аттестуемому педагогу.

Аттестация проводится по желанию учителей. Педагогические работники, не изъявившие желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда, получают оплату в зависимости от образования и стажа.

Учителя, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию.

 

Уровни компетенции аттестационных комиссий
Присваиваемые квалификационные категории Аттестационные комиссии
   
Учитель 1-й категории Районная аттестационная комиссия
Учитель высшей категории Областная аттестационная комиссия или муниципальная

 

Присвоение квалификационной категории происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документы об окончании курсов ИПК), а также анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

2. Категории профессионального роста учителей

Рассмотрим дифференцированные показатели для оценки работы учителей.

Учитель 1-й категории, характеризуется серьезными успехами в деле обучения и воспитания детей, имеет высшее образование.

Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты и написал выпускную работу).

Выпустил 1—2 начальных, девятых или одиннадцатых класса. При этом учащиеся обнаруживают высокий уровень знаний. Оценки в основном подтверждает экспертная комиссия. Неуспевающие ученики у такого педагога крайне редки и по веским причинам.

Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успешно участвуют в олимпиадах (если они есть).

Много работает как классный руководитель. Класс занимает одно из лучших мест по школе по основным направлениям воспитательной работы. Ученики класса отличаются высоким уровнем воспитанности.

При этом учитывается мнение родительского комитета и детских ученических организаций.

Категорию присваивает районная аттестационная комиссия.

С 1 сентября 1996 г. 1-я категория присваивается даже молодым (проработавшим 1—2 года) учителям, хорошо зарекомендовавшим себя.

Учитель высшей категории отличается выдающимися успехами в обучении и воспитании. Он имеет 1-ю категорию, высшее образование, успешно закончил курсы ИПК и прошел там собеседование.

Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадцатых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно поступают в вузы и техникумы или успешно учатся в старших классах.

Оказывает большую помощь молодым и неопытным учителям (по отзывам учителей). Учитель, разработавший и предложивший новые приемы и методы организации или усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагог выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

Категорию присваивает областная (муниципальная в городе) аттестационная комиссия.

Все эти категории присваиваются исключительно за непосредственную работу с детьми. Работники школьной администрации, инспектора органов народного образования имеют право на получение этих категорий при условии педагогической работы наравне с другими учителями.

За исходный момент в аттестации учителя можно принять следующее: достоверная оценка результатов образовательного процесса как деятельностной системы возможна только при всестороннем изучении личности учителя и эффективности его учебно-воспитательной деятельности.

В качестве такой основы были разработаны основные профессионально значимые показатели личности и эффективности профессиональной деятельности учителя. Специальные группы методик позволяют определить результативность работы учителя.

1-я группа методик дает возможность определить психологические черты личности учителя как индивидуальности. Диагностика темперамента, эмоциональной стабильности, проверяется с помощью шкалы социальной желательности теста Г. Айзенка. Анализ результатов начинается со шкалы лжи. Затем исследуется самооценка личности, а также представления об учителе членов коллектива. Полученные результаты характеризуют направленность основных притязаний личности. После этого оцениваются основные акцентуации характера (по К. Леонгарду), что позволяет выявить, какие черты характера данной личности относятся к явно преобладающим, выраженным, публичным (проявляются в общении с людьми), а какие — к скрытым, не проявляющимся в общении.

2-я группа методик характеризует учителя в структуре межличностных отношений. Вначале используется методика, которая позволяет

диагностировать степень автократизма, демократизма и либерализма учителя, а также определить доминирующую из этих составляющих. Проводится также оценка способов реагирования на конфликтные ситуации (по К. Н. Томасу). Все это позволяет диагностировать склонность к сотрудничеству или соперничеству в группе, стремление к компромиссам, умеет ли личность избегать конфликтов или, наоборот, старается обострить их (см. разд. «Педагогический практикум»). Определяется статус личности в коллективе.

3-я группа методик характеризует профессионализм учителя. Каждый учитель выполняет ряд функциональных действий — выступает как менеджер педагогического процесса, управляет (планирует, организует, контролирует) деятельностью учащихся. Профессионализм выявляется в ходе наблюдения, анализа и оценки эффективности его учебно-воспитательной деятельности, на уроке в первую очередь.

4-я группа методик позволяет диагностировать эффективность профессиональной деятельности учителя в конкретных математических показателях. Оцениваются две важнейшие характеристики:

1) уровень требований учителя;

2) эффективность его образовательной деятельности.
Процесс отслеживается в течение учебного года. Методика

системного анализа урока позволяет оценить его как процесс и в вербальных, и в математических показателях.

За любой внешней (формальной) стороной деятельности учителя скрывается внутренняя сторона.

Внешняя сторона — процесс оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся и соответственно самооценка эффективности процесса.

Внутренняя сторона связана с содержанием обученное качеством получаемых знаний. Оценить эту сторону достаточно непросто.

Важно помнить, что показателями успешности учителя являются:

• научная организация педагогической деятельности;

• преимущественно демократический стиль взаимодействия;

• умение создавать позитивный эмоциональный фон;

• умение формировать положительную мотивацию к деятельности.

Например, процедура оценки компетентности педагога через индивидуальный творческий проект выглядит следующим образом:

1. Выбор учителем индивидуального творческого проекта как формы аттестации (по результатам проблемно-установочного семинара).

2. Первичная индивидуальная консультация специалистов (педагогика, психология, предмет, методика).

3. Самостоятельная работа педагога над индивидуальным творческим проектом (самообобщение опыта обучения на основе инновационно-технологического подхода).

4. Повторная организованная индивидуальная консультация специалистов (по потребности учителя).

5. Рецензирование специалистами творческого проекта на соответствие высшей категории.

6. Защита индивидуального творческого проекта на профильной экспертной группе.

7. Рассмотрение главной аттестационной комиссией документов по результатам защиты индивидуального творческого проекта.

Параметры аттестации педагога
Теоретические параметры Практические параметры
Лежат в сфере теории, знаний, обсуждений, выводов рекомендаций. Охватывают процесс обучения и его результат. Отражают первый этапаттестации, который осуществляется в процессе анализа документации, печатных трудов, докладов и пр. Лежат в сфере практики, действия, демонстрации опыта. Отражают и процесс, и результат обучения. Проявляются при живом общении аттестуемого с детьми, по месту «производства» и представляют собой второй этапаттестации. Экспертами являются прежде всего высококвалифицированные практики, владеющие современными теоретическими знаниями

Формы аттестации учителей

С учетом практической процедуры аттестации можно выделить формы оценки эффективности труда учителя, сложившиеся в практике, посильные для экспертов-практиков, специфические для оценивания качества процесса и результата обучения.

Такими формами аттестации являются следующие:

1. Обобщение предшествующего практического опыта аттестуемого.

2. Творческий отчет.

3. По совокупности педагогических достижений.

4. Система открытых уроков (других обучающе-воспитательных форм).

5. Диагностика достижений учащихся по результатам образовательного процесса.

6. Участие в конкурсе «Учитель года».

Каждая форма оценки эффективности труда педагога предполагает определенную процедуру. Так, «Обобщение предшествующего практического опыта аттестуемого» не требует каких-либо дополнительных процедур и методов для оценки учителя, если его работа и ее результаты хорошо известны. При необходимости эта форма может быть дополнена диагностикой достижений учащихся.

«Творческий отчет» может идти по результатам апробации нового курса, вариативной (или авторской) программы, участия в опытно-экспериментальной работе, разработки и опытной проверки новой технологии обучения (воспитания) и т. п. Отчет должен отражать инновационную практику учителя, имеющую

более эффективные по сравнению с массовой школьной практикой результаты. Творческий отчет своего рода образец профессионального мастерства для других педагогов.

Ориентировочная процедура аттестации по форме «Творческий отчет» включает:

1. Организацию выставки опытно-экспериментальных материалов, рабочих документов, продуктов деятельности детей и достижений учащихся.

2. Доклад аттестуемого, обобщенно раскрывающий творчески-инновационный опыт и его обучающе-развивающую эффективность.

3. Серию открытых занятий, показывающих на практике реализацию творческих замыслов аттестуемого.

Аттестация «По совокупности педагогических достижений» включает высококачественные характеристики учебно-воспитательного процесса и его результатов. Например, процесс обучения постоянно обеспечивает системные научные знания, глубокую заинтересованность многих учащихся старших классов научно-предметной сферой, развивает творческие способности учащихся; и по всем этим показателям за многие годы труда аттестующегося учителя накоплен конкретный статистический материал.

Сама по себе процедура аттестации в этом случае не может быть сложной, поскольку с необходимостью включает два момента:

1. Сбор совокупной информации о педагогических достижениях за определенное количество лет (качество знаний учащихся; данные о развитии их личностных характеристик; участие детей в конкурсах, олимпиадах; поступление выпускников школ в вузы по профилю преподаваемого учебного предмета; заслуги бывших школьников в труде, связанном с преподаваемым предметом, и др.).

2. Представление этой информации. Чем более полная информация об аттестуемом накоплена в образовательном учреждении, тем проще и объективнее аттестация.

Такая форма аттестации, как «Система открытых уроков», целесообразна тогда, когда качество процесса обучения аттестуемого учителя неочевидно, в учреждении не накоплено достаточно фактов по этому вопросу. Подавший заявление на присуждение определенной категории имеет право показать экспертам соответствие качества процесса обучения и качества результата обучения квалификационным требованиям к учителю определенной категории. Но это можно осуществить не на одном и не на двух-трех уроках, а на их системе. В этом случае у экспертов больше возможности и для выявления обученности — развитости учащихся в сфере преподаваемого аттестуемым учебного предмета.

Данная форма аттестации требует больше времени и сложнее по процедуре. Этапы ее реализации выглядят следующим образом.

Этапы проведения аттестации по системе уроков:

1-й этап. Согласование системы уроков с планируемыми методами и сроками диагностики результатов обучения.

2-й этап. Дидактико-методическая разработка системы уроков.

3-й этап. Осуществление системного процесса обучения.

4-й этап. Итоговая (по системе уроков) диагностика результатов обучения.

5-й этап. Сопоставление зафиксированной эффективности обучения с другими, ранее полученными данными, относящимися к эффективности труда аттестуемого.

6-й этап. Выводы экспертов.

«Диагностика достижений учащихся по результатам образовательного процесса» не самодостаточная форма аттестации. Она органично включена в другие формы. Это является следствием необходимости оценивать как педагогический процесс, так и его результат. Если же оценивать уровень профессионализма учителя в целом только по результату его труда, то фактически отпадает необходимость во всех других формах аттестации, кроме диагностики достижений учащихся. Такой подход неприемлем, поскольку поставит многих учителей в трудное нравственно-психологическое положение: далеко не всегда можно оценить истинный уровень профессионализма учителя. Зачастую при одном и том же уровне квалификации в разных ситуациях учитель может показать существенно разные результаты.

И наконец, самодостаточная и наиболее комплексная форма аттестации — «Участие в конкурсе „Учитель года"». Несмотря на то, что эта форма самопредставления педагога зародилась не как аттестация, а как способ выявления и поддержки талантливых педагогов, вскоре она приобрела и функцию аттестации. В содержание ее входит выявление общего профессионального уровня педагога, оценка уровня и характера его профессионального творчества, анализ системы работы учителя, владение им технологическим и методологическим инструментарием, выявление теоретических подходов конкурсанта к процессу обучения и воспитания, раскрытие коммуникативных качеств участника конкурса и др.

Эта форма аттестации фактически объединяет оба параметра аттестации — компетентность и эффективность труда конкурсанта.

Этапы проведения конкурса «Учитель года» как формы аттестации
Формирова ние мотивации у педагога на участие в конкурсе 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
Представление творческой работы Уроки (рабочие, открытые) Выполнение других заданий, раскрывающие профессиональные и личностные способности, педагогическое мастерство, теоретическую компетентность, коммуникативные качества учителя Подведение итогов конкурса членами жюри и решение о присвоении соответствующей квалификационной категории

 

Если учесть, что для одного и того же педагога конкурс проходит в несколько этапов, то становятся очевидными временная и содержательная развернутость процедуры, большое напряжение сил, которое требуется от конкурсанта. Однако это сугубо добровольная форма участия. Вместе с присвоенной категорией она дает новый эмоционально-творческий заряд педагогу.

В зависимости от квалификационной категории учителя существуют общие и вариативные формы аттестации, соответственно общие и вариативные формы экспертизы одного из параметров оценки труда педагога — профессиональной компетентности.

Введение процесса оценивания компетентности учителя в итоговый момент организованного педагогического образования позволяет достаточно обоснованно решить вопрос об общих и вариативных формах аттестации по данному параметру.

Адаптированные к квалификационной категории программы образования определяют уровень содержательных требований к учителю, а они, в свою очередь, определяют специфические формы оценивания итогов образования.

Учитель теоретически осваивает все новые грани образовательного процесса, все новые его связи и отношения с другими человековедческими науками, новые образовательные парадигмы, существенно влияющие на профессиональное сознание и самосознание, новые усложняющиеся (более эффективные) образовательные технологии. Вместе с тем учитель ощущает личностные изменения и профессиональное совершенствование. Он непрерывно меняется, меняется уровень его компетентности. Изменение уровня компетентности должно естественно соотноситься с изменением форм ее оценивания.

Среди форм подведения итогов образовательного процесса, общих для всех квалификационных категорий, можно выделить «Тестирование педагога» и «Собеседование». Эти формы оценки учителя «Компетентность по категории» можно применять в работе с любым контингентом, но не как самодостаточные, а как дополнительные, сопутствующие такой оценке.

Все же остальные формы логично соотносятся с определенным уровнем компетентности.

Проверку компетентности учителя 1-й категории целесообразно осуществлять в таких формах, как:

• письменный самоанализ учителем личного педагогического опыта на уровне технологичности;

• защита учителем творческой разработки содержательно-процессуального характера (желательно технологического);

• проведение учителем деловой игры («круглого стола», учебной дискуссии, обучающего заседания методического совета);

• выступление с докладом на научно-практической конференции (не ниже районного уровня).

Компетентность учителя высшей категории может оцениваться в следующих формах:

• защита авторской программы;

• защита индивидуального творческого проекта;

• проведение деловой игры («круглого стола», учебной дискуссии, обучающего заседания методического совета);

• обобщение личного опыта по модульной технологии и представление его в банк педагогических данных;

• выступление с докладом на научно-практической конференции (не ниже областного уровня).

В процессе оценки труда педагога с позиции его эффективности также имеются общие и вариативные формы экспертизы.

Выше мы представили формы аттестации, аналогичные оценке эффективности работы. Они открыты любому учителю. Так, даже молодой учитель может участвовать в конкурсе «Учитель года», в опытно-экспериментальной работе и т. д.

Задачи той или иной формы аттестации принципиально сохраняются, но меняется внутреннее содержание формы. Наполняемость формы можно менять, усложнять или упрощать в зависимости от категории. Критериями же оценки всегда остаются квалификационные требования, т. е. требования к уровню профессионализма, зафиксированного в той или иной категории.

Например, форма аттестации «Обобщение предшествующего практического опыта аттестуемого» означает:

• для учителя 1-й категории — анализ умений технологической организации обучения, степени овладения самой сущностью педагогической технологии, выявление набора технологий, вошедших в опыт учителя, и анализ эффективности реализации технологий;

• для учителя высшей категории сложившийся практический опыт анализируется с позиций инновационных технологий обучения, соотношения традиционного и нового в практической деятельности, накопленных умений перестраивать педагогический процесс в соответствии с актуальными педагогическими парадигмами.

Форма аттестации «Творческий отчет» означает:

• для учителя 1-й категории — разработку и реализацию путей решения проблемы, обозначенной в общешкольной дидактико-методической теме;

• для учителя высшей категории — отчет о результатах экспериментальной работы и апробации новой технологии обучения.

Форма аттестации «Участие в конкурсе „Учитель года"» будет реализована следующим образом:

• для претендующего на 1-ю категорию — на муниципальном уровне;

• для претендента на высшую категорию аттестация может завершиться лишь на областном или федеральном уровне.

Вместе с изменением содержания может несколько меняться и процедура аттестации по соответствующей форме. Можно найти совсем немного практических форм аттестации, специфичных для квалификационной категории. Так, например, форма аттестации «По совокупности достижений» предназначена для лиц, известных своими достижениями в области образования, — это форма аттестации на высшую категорию.

Все общие формы оценки эффективности труда даются учителям на выбор. Но здесь вступает в действие ответственность самого аттестуемого за выбор наиболее адекватной его индивидуальности формы аттестации. Допустим, если учитель, претендующий на 2-ю категорию, мало занимался творчеством в области профессии, то вряд ли ему надо выбирать «Творческий отчет». Целесообразнее будет остановиться на «Системе открытых уроков» или на «Обобщении предшествующего опыта».

Таким образом, успех аттестации обеспечивается не только возможностью выбора формы аттестации, но и ответственностью учителя за выбор формы, выбором наиболее адекватной индивидуальности учителя формы аттестации.

 

Литература

Основная

1. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 43 с.

4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12. 2012. – Ростов н/Д.: Легион, 2013. – 208 с.

 

Дополнительная

 

1. Андреева, В. В. Технология аттестации образовательных учреждений: сб. науч.-метод. и интрукт. материалов / В. В. Андреева, А. В. Гаврилин. – М.: АРКТИ, 2000. – 151 с.

2. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/ Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. – Просвещение: 2006. – 575 с.

3. Аттестация педагогических и руководящих, а также научно-педагогических работников: справочник: [в 2 кн.]. Кн. 1. – 8-е изд., доп. – М.: Образование в документах, 2004. – 150 с. – (Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования).

4. Баранова, С. В. Аттестация руководящих и педагогических работников / С. В. Баранова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – № 10. – С. 16–22.

5. Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала // Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000. – С. 577–616.

6. О порядке прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками подведомственных образовательных учреждений: Письмо Рособразования от 28 сентября 2005 г. № 1158/12-17 // ОвД: Межведомственный информационный бюллетень. – 2006. – № 4. – С. 51–55.

Лекция 3.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Правовой статус образовательного учреждения.

2.Закон РФ «Об образовании» (2012). Уровни образования.

1.Правовой статус образовательного учреждения.

В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Не вдаваясь в тонкости научных споров между представителями теоретической и отраслевых юридических наук, в данном случае под правовым статусом образовательного учреждения мы будем понимать совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей.

Данная трактовка в целом соответствуют позиции, которой придерживается законодатель в Законе РФ «Об образовании». Заметим лишь следующее.

Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы. Иными словами, содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены, прежде всего, и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Система юридических гарантий осуществления образовательным учреждением своих прав и обязанностей включает такие правовые средства, как контроль и надзор, осуществляемые уполномоченными на то органами и лицами (Рособрнадзор, инспекционные службы, их сотрудники), а также различные меры правового принуждения, среди которые особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

Существенно важным является и выделение различных видов самого правового статуса образовательного учреждения, на что не всегда обращается внимание в литературе. В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как:

конституционно-правовой статус,

гражданско-правовой статус,

финансово-экономический статус,

административно-правовой статус,

образовательно-правовой статус.

Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора. Кроме того, в зависимости от аспекта анализа деятельности образовательного учреждения и управления этой деятельностью, на передний план выходят различные виды статусов.

Кратко охарактеризуем представленные виды правового статуса образовательного учреждения.

Конституционно-правовой статус образовательного учреждения. Содержание и значение данного статуса непосредственно вытекает из содержания ст. 43 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 2 данной статьи общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируются в государственных и муниципальных учреждениях, а часть 3 закрепляет возможность конкурсной основы бесплатного получения высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Тем самым образовательное учреждение является тем субъектом конституционно-правовых отношений, который непосредственно гарантирует реализацию конституционного права каждого на образование. Другими словами, образовательное учреждение (а также предприятия, о которых тоже говорится в Конституции РФ) выступает основным гарантом реализации данного конституционного права. И именно как гарант образовательное учреждение наделяется законодательством соответствующими правами и обязанностями, может и должно нести ответственность за нарушение конституционного права на образование.

В части 5 ст. 43 закрепляется поддержка государством различных форм образования и самообразования (индивидуальная педагогическая деятельность, семейное (домашнее) образование и др.), которые также в известной мере могут гарантировать качество образования того или иного уровня. Вместе с тем, как показывает вся практика мирового и отечественного образования, только в стенах именно образовательного учреждения может быть в полной мере реализована гарантия действительно качественного образования.

Обращая вновь внимание на органическую связь всех видов правового статуса образовательного учреждения, подчеркнем, что смысловым и политико-правовым ядром выступает именно конституционно-правовой статус, поскольку все остальные с разных сторон отражают главное: необходимость обеспечения различными правовыми средствами и способами образовательным учреждением конституционного права на образование.

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

- организационно-правовая форма образовательного учреждения;

- особенности учредительства;

- тип образовательного учреждения;

- вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образования.

2.Закон РФ «Об образовании» (2012). Уровни образования.

Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образова


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.