Дискуссионные технологии обучения. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дискуссионные технологии обучения.

2017-06-29 797
Дискуссионные технологии обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дискуссией (от латинского слова «discussio» – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Целью участников дискуссии является – сопоставить противоречивые суждения, прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Основные этапы проведения дискуссии.

1. Знакомство учащихся с темой дискуссии, основными вопросами, рекомендуемой литературой и временем ее проведения.

2. Самостоятельная работа студентов в процессе подготовки к дискуссии. Поиск необходимой информации, ее анализ. Выработка собственной позиции по данной проблеме. Подготовка аргументации и конраргументации, подбор фактов, подтверждающих аргументы. Продумывание вопросов оппонентам.

3. Проведение дискуссии. Представление участниками точек зрения и аргументаций в пользу своей позиции. Обмен мнениями по рассматриваемому вопросу. Приведение контраргументов и новых примеров в пользу своей позиции. Формулировка вопросов к противоположной стороне. Педагог следит за логикой и корректностью выступлений, не допуская отхода от темы и бестактности в дискуссии.

4. Подведение итогов дискуссии. Установление истины. Педагог формулирует выводы.

Сократическая беседа – вид дискуссионного диалога, в которой один из оппонентов последовательно задает другому наводящие вопросы, позволяющие последнему «открывать истину». Форма обучения названа по имени древнегреческого философа Сократа (около 470 - 399 до н. э.). Философ учил своих учеников мыслить, вовлекая их в эвристическую беседу. Он обладал искусством задавать собеседнику вопросы, ставящие того в ситуацию постоянных размышлений, доказательства верности своих мыслей и восхождения к философской рефлексии. Сократическая беседа применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. К основным задачам, решаемым данной формой организации обучения, можно отнести:

- обмен мнениями;

- уточнение и согласование позиций;

- выработка единого подхода к проблеме;

- расширение и закрепление знаний;

- формирование умения вести диалог;

- формирование рефлексивной культуры.

Круглый стол – форма дискуссии, при которой обучающиеся вступают в процесс обсуждения проблемы в определенном порядке. Форма организации обучения обязана своим названием форме стола, за которым по преданию проходили совещания при дворе короля Артура. На обсуждение могут выноситься важнейшие темы для дискуссии с приглашением ведущих специалистов по данной проблеме. В процессе подготовки к круглому столу учащимся предлагают определить интересующую их проблему, сформулировать вопросы для обсуждения, которые доводятся до участников круглого стола для подготовки к выступлению. Во время дискуссии обучающиеся могут свободно высказывать свою позицию по данной теме.

Технология дебатов (формат Карла Поппера)

Дебаты – это жестко структурированная по времени и процедурам дискуссия.

Предварительно определяется тема дебатов. Тема должна иметь дискуссионный характер, т. е. не должна иметь однозначного решения. Примерные темы для дебатов.

Политические:

– «Открытое общество должно иметь открытые границы»;

– «Права человека важнее законодательства отдельных стран»;

– «Служба в армии должна быть обязательной»;

– «Переговоры с террористами недопустимы»;

– «Смертную казнь нужно отменить».

Экономические:

– «Социальные приоритеты для государства важнее свободы рынка»;

– «В интересах охраны окружающей среды следует ограничить экономическое развитие»;

– «Безработица способствует экономическому развитию».

Культурные:

– «Глобализация оказывает вредное влияние на развитие национальных культур»;

– «Телевидение формирует новый тип культуры»;

– «Генную инженерию следует отменить»;

– «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».

Образовательные:

– «Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным»;

– «Школьная форма должна быть обязательной»;

– «Государство должно обеспечить бесплатное образование»;

– «Наказания в школе способствуют повышению качества образования»;

– «Домашние задания должны быть отменены».

Для проведения дебатов создаются две команды: команда утверждающих и команда отрицающих. Каждая команда состоит из трех человек. Задача команд – отстоять свою позицию по рассматриваемому вопросу.

Далее рассмотрим последовательность выступлений в дебатах.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.