История коринфского ордера и его характеристика — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История коринфского ордера и его характеристика

2017-06-29 3317
История коринфского ордера и его характеристика 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности». Женское начало коринфской колонны, как и ионической теоретик отмечал не случайно, называя ионику «матерью третьего ордера».

Виппер Б.Р. в своем труде «Введение в историческое изучение искусства», связывает момент создания коринфского ордера с необходимостью древних греков преодолеть неудобство и несовершенство ионической капители, поскольку ее волютам была свойственна двусторонность (вместо дорической всесторонности), из-за чего у зодчих возникали серьезные трудности «при разрешении проблемы угловой капители». Несмотря на попытки архитекторов сделать ионическую капитель угловой, полностью отказавшись от киматия, решение данной проблемы в конструкции храмов с колоннадой, проходящей снаружи так и не было найдено. Это и стало главной причиной появления нового ордера, в котором зодчим удалось совместить все самые лучшие черты дорического и ионического ордеров.

Первоисточником для создания необыкновенного украшения коринфской капители послужили листья аканта, которые до появления ордера в качестве мотива для орнамента использовались в надгробных памятниках. Существует также красивая легенда о создании коринфского ордера, которую Витрувий очень подробно описывает в своем трактате. В легенде говорится о юной девушке из Коринфа, которая очень рано умерла от тяжелой болезни. Тогда любившая ее всем сердцем кормилица собрала все ценные для девушки вещи в одну корзину и отнесла их на ее могилу. Для того чтобы вещи могли дольше сохраниться она укрыла корзину обычной черепицей, не заметив, что поставила ее на корень аканфа. Весной придавленный корень начал разрастаться по бокам корзинки, а его стебли и листья, прижатые черепицей, изогнулись в виде волют. Каллимах, прозванный «искусником» за свои изящные скульптурные работы, восхитился причудливостью данной композиции и, сделав несколько набросков, выполнил по ним для жителей Коринфа несколько колонн.

К данной легендарной версии о возникновении коринфского ордера склонялись многие теоретики. Ведущую роль Каллимаха, которого впоследствии часто изображали у могилы той самой коринфской девушки, подтверждал и Р. Фреар де Шамбре в своем трактате, посвященном сравнению древних и современных ордеров в 1651 году.

Виппер также подтверждает данную версию, говоря о том, что древнейшая из дошедших до нас капителей коринфского ордера относится к 430 г. до н.э. (именно в это время скульптор Каллимах и начинает свою активную деятельность).

Коринфская капитель по форме действительно напоминает чашу или корзину, обвитую двойным рядом листьев аканта. Тонкие стебли, плавно вырастающие из листьев, на углах сворачиваются в восемь небольших волют. Абака у коринфской капители имеют своеобразную форму с вогнутыми внутрь краями.

Коринфскому ордеру присущи богатая игра света и тени, живые органические формы в сочетании со стройными и изящными пропорциями колонны. Антаблемент коринфского ордера, состоящий из живописного архитрава, фриза и карниза также обычно отличается наличием огромного количества декоративных деталей, растительных и фигурных орнаментов.

Коринфские колонны, украшавшие с VI века до н.э. Олимпейон, посвященный Зевсу, стали образцом нового стиля. Под руководством императора Суллы в I веке до н.э. влюбившегося в коринфские капители Олимпейона и перевезшего часть их в Рим, началось строительство аналогичного римского храма Юпитера о чем Тит Ливий впоследствии выразился довольно критично, заявив, что Афинский храм Зевса является «единственным достойным храмом для этого божества».

Всесторонность коринфской капители, унаследованная от дорического ордера, а также пластичность и гибкость форм ионики, сделали коринфский ордер наиболее востребованным и в эллинистическую эпоху, и в период расцвета римской архитектуры, и в эпоху Возрождения.

Коринфский ордер в эпоху Возрождения

Своеобразие коринфского ордера было высоко оценено зодчими эпохи Возрождения. Изучив «Десять книг об архитектуре» написанных Витрувием, такие выдающиеся мастера как Бруннелески, Палладио, Браманте, Альберти и Сангалло стали разрабатывать проекты общественных и светских зданий, искусно обогащая классическую ордерную систему с помощью новых декоративных деталей.

Капелла Пацци, созданная в середине XV века прославленным архитектором Брунеллески, стала одним из первых зданий во Флоренции, в архитектуре которой был задействован практически неизмененный коринфский ордер. Зодчему удалось передать тектонику античных форм с помощью шестиколонного портика, привнеся при этом новые конструктивные приемы в архитектуру Возрождения.

Популярность коринфского ордера в архитектуре русского классицизма была связана с любовью русских царей к пышности и помпезности, а богато украшенная коринфская колонна как нельзя лучше подходила под их замыслы. Приглашенные итальянские и французские архитекторы с удовольствием обучали русских зодчих приемам античного ордера. Коринфская колонна практически не претерпевала каких-либо изменений, за исключением наличия или отсутствия каннелюр и добавления различных декоративных элементов в строение капители и антаблемента.

Казанский собор по проекту Воронихина А.Н., украшенный коринфским портиком, переходящим в протяженную колоннаду, является ярким доказательством того, что зодчие конца XVIII – начала XIX века стремились воплотить в своих произведениях все самые эффектные черты античного храма, возродив причудливую и в то же время изящную коринфскую капитель.

Коринфский ордер можно смело назвать венцом древнегреческой ордерной системы. Вобрав в себя все самые лучшие качества дорического и ионического архитектурного ордера, в нем воплотились весь опыт и мастерство зодчих Древнего мира. Богато декорированные коринфскими колоннами здания, впечатляют и завораживают, увлекая наблюдателей в мир высокого искусства античной архитектуры.

 

 

3.2 Описание элементов коринфского ордера

http://arx.novosibdom.ru/node/500

http://kannelura.info/?page_id=803

Коринфский ордер, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.

Самый сложно оформленный ордер. Высота колонны составляет 20 модулей, а ее диаметр равняется 1/10 части высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками).

КАПИТЕЛЬ

Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту. Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.

По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом.

Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.

Коринфская капитель в высоту – 2 м. 6 п., не считая астрагал и выкружку.

Высота колокола равна 2 м., а абака – 6 п.

Высота антаблемента равна 5 м.; карниз выступает на 2 м. 2 п., а архитрав – на 5 п.

АНТ

Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.

В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.

 

3.3 Причина возникновения элемента

http://megabook.ru/article/Коринфский%20ордер

Чаще всего стали использовать коринфские капители в 4 в. до н.э., когда архитектура стала стремиться к большей пышности. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов, увитую проросшими листьями аканфа.

3.4 Механические свойства

http://studopedia.ru/4_31053_postroenie-orderov-v-massah.html

Построение ордеров в массах – это упрощенное их изображение, в котором исключаются мелкие подробности, и все кривые линии условно заменяются прямыми

Все части ордера имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении. Правильное соотношение между высотой колонны и антаблемента зодчие искали в течение многих веков. Изучая эти размеры по сохранившимся древним зданиям, теоретик эпохи Возрождения Виньола вывел некоторые средние простые отношения, которые сделались общепринятыми.

 

3.5 Конструктивная схема

http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st004.shtml

Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны - несущая конструкция, а архитрав - несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

 

 

3.6 Примеры приведения в античности

http://deadokey.livejournal.com/62395.html

http://megalektsii.ru/s21544t2.html

Кори́нфский о́рдер - один из трёх греческих архитектурных ордеров, он представляет собой вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

 

Баженовская беседка — Храм Цереры в усадьбе Быково.

До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки.

 

 

Городская усадьба Головиных — усадьба в Москве по адресу Потаповский переулок, дом 8/12, строение 5. Объект культурного наследия федерального значения.

Состоящий из двух объёмов главный дом усадьбы стоит на углу Потаповского и Сверчкова переулков. Выходящая на последний часть здания датируется концом XVIII — началом XIX веков. Строительство главного объёма в стиле классицизм велось в 1810-х годах с перерывом, вызванным войной 1812 года. Внутренняя отделка здания была закончена к 1830-м годам. Выходящий на Потаповский переулок парадный фасад украшен коринфским портиком из шести колонн, стоящих на белокаменном цоколе.

 

 

Дом Ростовых (городская усадьба князей долгоруких, позднее баронов Боде Колычевых) расположен на Никитской Большой, 55.

Крупный одноэтажный классицистический дом с полуподвалом и широким пятиосевым мезонином — уличный фасад обширного усадебного комплекса, обращенного парадным двором к Поварской ул. В объемно-пространственном отношении мезонин над центральной частью постройки, завершенный треугольным фронтоном и композиционно объединенный с первым парадным этажом посредством шести полуколонн коринфского ордера (отличающихся изысканностью лепнины), является основным акцентом фасада.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.