Социология как наука. Проблемы формирования личности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социология как наука. Проблемы формирования личности

2017-06-29 428
Социология как наука. Проблемы формирования личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации к выполнению контрольных заданий

Все предложенные к выполнению задания разделены на восемь вариантов, каждый из которых соответствует одному из разделов социологии. Каждый студент выбирает один вариант в соответствии с последним номером зачетной книжки (номер 9 соответствует 1 варианту, 0 – 8 варианту) как показано в таблице:

 

последний номер зачетной книжки                    
номер варианта контрольной работы                    

 

Цель контрольных заданий – выявить знания студентов по дисциплине «Социология» и их умение применять эти знания на практике.

Последовательность работы следующая:

‒ Во-первых, ознакомьтесь с теоретическими материалами в указанной учебной литературе, соответствующими теме контрольной работы.

‒ Во-вторых, найдите указанные в первом задании ключевые понятия темы и раскройте в краткой форме их смысл.

‒ В-третьих, выполните контрольные задания, основанные на знании материала темы и использовании практического опыта.

Правила оформления контрольной работы:

1. Основной текст должен быть напечатан шрифтом Times New Roman 14 пт через 1,5 интервала, абзацный отступ равен 1,25 см; поля: правое поле – 3 см, левое – 1,5, верхнее и нижнее – 2 см.

2. Структура контрольной работы проста: титульный лист с указанием варианта и темы, основное содержание, включающее 2 раздела, соответствующие двум видам заданий, и список использованной литературы.

3. Рекомендуемый объем – 8-10 страниц.

 

Контрольная работа № 1.

Социология как наука. Проблемы формирования личности

 

а) Определите следующие понятия темы:

Социология, социальное, объект социологии, предмет социологии, теоретическая социология, макросоциология, микросоциология, прикладная социология, академическая социология, эмпирическая социология, отраслевая социология, позитивизм в социологии, органицизм, психологизм, индивид, личность, социальный статус, достигаемый статус, приписанный статус, социальная роль, ролевой конфликт, ролевое напряжение, социализация, первичная социализация, вторичная социализация, агенты социализации, ресоциализация.

 

б) Выполните следующие контрольные задания:

 

1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.

2. Сравните представления о предмете социологии и ее месте в системе наук признанных ее классиков – М. Вебера и Э. Дюркгейма.

3. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся к микросоциологии:

‒ межличностные отношения в малых группах;

‒ этапы развития общества как целого;

‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи;

‒ классовая структура общества;

‒ характер взаимосвязи политики и экономики;

‒ процесс становления личности.

4. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.

5. В чем, на Ваш взгляд, различие между понятиями «человек», «индивид», «личность»?

6. Какой из агентов социализации оказал на Вас наибольшее влияние?

7. Перечислите социальные статусы, которые Вы имеете в настоящее время.

8. Охарактеризуйте социальную роль, которую Вы выполняете в соответствии со статусом, который Вы считаете для себя основным в настоящее время.

9. Опишите реальную или гипотетическую жизненную ситуацию, которую можно было определить как ролевой конфликт.

10. Покажите элементы ресоциализации, которые, как Вы считаете, существовали на протяжении Вашей жизни.

Список рекомендуемой литературы

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 6 –40; 301 – 310.

2. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – С. 6 – 52; 258 – 306.

1. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 346 – 348.

2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М.: Университет, 1997. – 224 с.

3. Зборовский Г.В. История социологии: учебник / Г.В. Зборовский. – М.: Гардарики, 2007. – С. 110 – 114.

4. История социологии / под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 381 с.

5. Козлова О.Н. Социология: учеб. пособие / О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2004. – С. 12 – 30; 73 – 90.

6. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Изд.-кий центр «Академия», 2004. – 304 с.

7. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 9 – 42; 197 – 228.

8. Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М.: Логос, 1997. – С.83 – 86.

Контрольная работа № 2.

Список рекомендуемой литературы

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 270 – 346.

2. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – С. 351 –363; 404– 418.

3. Волков Ю.Г. Социология: учеб. для вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – С. 193 – 233.

4. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – М.: «Логос», 2000. – С. 59 – 110; 131 – 157.

5. Козлова О.Н. Социология: учеб. пособие / О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2004. – С. 94 – 147.

6. Маршак А.Л. Социология: учеб. пособие / А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 225 – 253.

7. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга – Сервис», 2003. – С.142 – 154.

8. Социология: учеб. для вузов / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: «Маркетинг», 2002. – С. 356 – 386.

9. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 175 – 194; 321 – 276.

10. Харчева В.Г. Социология: учеб. пособие / В.Г. Харчева. – М.: Логос, 2003. – С. 63 – 81; 158 – 175.

Контрольная работа № 3.

Список рекомендуемой литературы

1. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 158 –175; 241 – 254.

2. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С.75 – 100.

3. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учеб. для вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – С. 192 – 205; 236 – 243.

4. Добреньков В.И. Социология: учеб. для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 511 – 562.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник / М.С. Комаров. – М.: Наука, 1994. – С. 218 – 240.

6. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов/Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга-Сервис», 2003. – С.58 – 75; 177 – 181.

7. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.214 –272; 504 – 517.

8. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – С.115 – 122; 368 – 417.

Контрольная работа № 4.

Список рекомендуемой литературы

1. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С.175 –241.

2. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С.100 – 149.

3. Волков Ю.Г. Социология: учеб. для вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – С.149 – 193.

4. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 1999. – С. 198 – 208.

5. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга-Сервис», 2003. – С.167 – 177.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций: учебник / А.И. Пригожин. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.

7. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – С.266 – 286; 428 – 466.

9. Фролов С.С. Социология организаций: учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – С. 23 – 56.

Контрольная работа № 5.

Список рекомендуемой литературы

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. – М.: Академический Проект, 2003. – С.187 – 234.

2. Волков Ю.Г. Социология: учеб. для вузов/Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – С.233 – 271.

3. Добреньков В.И. Социология: учеб. для вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.199 – 511.

4. Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 126 – 134.

5. Казаринова Н.В. Социология: учебник/ Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов. – М.: Nota Bene, 2000. – С. 85 – 90.

6. Молевич Е.Ф. Общая социология: курс лекций / Е.Ф. Молевич. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.74 – 96, 171 – 196.

7. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга-Сервис», 2003. – С. 154 – 167.

8. Радаев В.В. Социальная стратификация: учеб. пособие / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 302 – 306.

9. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – С. 323 – 368, 546 – 561.

10. Социология для технических вузов: учеб. пособие / науч. ред. проф. С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 230 – 255.

Контрольная работа № 6.

Список рекомендуемой литературы

1. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

2. Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.255 –270.

3. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие / Ю.М. Плотинский. – М.: Логос, 1998. – 280 с.

4. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие / О.В. Ромашов. – М.: Гардарики, 1999. – С. 183 – 202.

5. Социология: учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – С. 254 – 270.

6. Социология: учеб. для вузов / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 555 – 578.

7. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 320 – 343.

8. Социология: учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: НТООО Тетра-Системс, 1998. – С.189 – 197, 248 – 265.

Контрольная работа № 7.

Список рекомендуемой литературы

1. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

2. Зборовский Г.В. Прикладная социология: учеб. пособие / Г.В. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

3. Маршак А.Л. Социология: учеб. пособие / А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – С.37 – 83.

4. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга-Сервис», 2003. – С.290 – 314.

5. Основы прикладной социологии: учебник / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184 с.

6. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

7. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М.: Изд-во «Самарский университет», 1995. – 340 с.

 

Контрольная работа № 8.

Список рекомендуемой литературы

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 66 – 87, 382 – 393.

2. Волков Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В.Мостовая. – М.: Гардарика, 1999. – С. 377 – 382.

3. Ионин Л.Г.Социология культуры: учеб. пособие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 280 с.

4. Касьянов В.В. Социология: учеб. пособие / В.В. Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д:МарТ, 2000. – С. 305 – 310.

5. Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 343 – 350.

6. Мухаев Р.Т. Социология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: «Книга-Сервис», 2003. – С. 75 – 83; 95 – 119.

7. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2008. – С. 157 – 200.

8. Шафранов-Кунцев Г.Ф. Социология: курс лекций / Г.Ф. Шафранов-Кунцев. – М.: Университетская книга, 2008. – С. 330 – 444.

Рекомендации к выполнению контрольных заданий

Все предложенные к выполнению задания разделены на восемь вариантов, каждый из которых соответствует одному из разделов социологии. Каждый студент выбирает один вариант в соответствии с последним номером зачетной книжки (номер 9 соответствует 1 варианту, 0 – 8 варианту) как показано в таблице:

 

последний номер зачетной книжки                    
номер варианта контрольной работы                    

 

Цель контрольных заданий – выявить знания студентов по дисциплине «Социология» и их умение применять эти знания на практике.

Последовательность работы следующая:

‒ Во-первых, ознакомьтесь с теоретическими материалами в указанной учебной литературе, соответствующими теме контрольной работы.

‒ Во-вторых, найдите указанные в первом задании ключевые понятия темы и раскройте в краткой форме их смысл.

‒ В-третьих, выполните контрольные задания, основанные на знании материала темы и использовании практического опыта.

Правила оформления контрольной работы:

1. Основной текст должен быть напечатан шрифтом Times New Roman 14 пт через 1,5 интервала, абзацный отступ равен 1,25 см; поля: правое поле – 3 см, левое – 1,5, верхнее и нижнее – 2 см.

2. Структура контрольной работы проста: титульный лист с указанием варианта и темы, основное содержание, включающее 2 раздела, соответствующие двум видам заданий, и список использованной литературы.

3. Рекомендуемый объем – 8-10 страниц.

 

Контрольная работа № 1.

Социология как наука. Проблемы формирования личности

 

а) Определите следующие понятия темы:

Социология, социальное, объект социологии, предмет социологии, теоретическая социология, макросоциология, микросоциология, прикладная социология, академическая социология, эмпирическая социология, отраслевая социология, позитивизм в социологии, органицизм, психологизм, индивид, личность, социальный статус, достигаемый статус, приписанный статус, социальная роль, ролевой конфликт, ролевое напряжение, социализация, первичная социализация, вторичная социализация, агенты социализации, ресоциализация.

 

б) Выполните следующие контрольные задания:

 

1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.

2. Сравните представления о предмете социологии и ее месте в системе наук признанных ее классиков – М. Вебера и Э. Дюркгейма.

3. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся к микросоциологии:

‒ межличностные отношения в малых группах;

‒ этапы развития общества как целого;

‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи;

‒ классовая структура общества;

‒ характер взаимосвязи политики и экономики;

‒ процесс становления личности.

4. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.

5. В чем, на Ваш взгляд, различие между понятиями «человек», «индивид», «личность»?

6. Какой из агентов социализации оказал на Вас наибольшее влияние?

7. Перечислите социальные статусы, которые Вы имеете в настоящее время.

8. Охарактеризуйте социальную роль, которую Вы выполняете в соответствии со статусом, который Вы считаете для себя основным в настоящее время.

9. Опишите реальную или гипотетическую жизненную ситуацию, которую можно было определить как ролевой конфликт.

10. Покажите элементы ресоциализации, которые, как Вы считаете, существовали на протяжении Вашей жизни.

Список рекомендуемой литературы

1. Анурин В.Ф. Общая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 6 –40; 301 – 310.

2. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – С. 6 – 52; 258 – 306.

1. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 346 – 348.

2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. – 2-е исправ. изд. – М.: Университет, 1997. – 224 с.

3. Зборовский Г.В. История социологии: учебник / Г.В. Зборовский. – М.: Гардарики, 2007. – С. 110 – 114.

4. История социологии / под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 381 с.

5. Козлова О.Н. Социология: учеб. пособие / О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2004. – С. 12 – 30; 73 – 90.

6. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Изд.-кий центр «Академия», 2004. – 304 с.

7. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 9 – 42; 197 – 228.

8. Фролов С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М.: Логос, 1997. – С.83 – 86.

Контрольная работа № 2.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.