Урок2. «Культурные процессы в современном мире.» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Урок2. «Культурные процессы в современном мире.»

2017-06-29 651
Урок2. «Культурные процессы в современном мире.» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура – это неотъемлемая часть развития человечества. Культура всегда является отражением эпохи в том или ином виде. В ХХ веке культура претерпела значительные изменения: появилась т.н. «массовая культура», которая прочно вошла в жизнь каждого человека. Сегодня культура также остаётся значимой частью развития человеческого общества, без неё невозможно представить современный мир. Появляются новые направления и тенденции в культуре. О них и о процессах, происходящих в современной культуре, пойдёт речь на данном уроке.

Мы живем в со­вре­мен­ном пост­ин­ду­стри­аль­ном ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве. Что это зна­чит? Наш со­ци­ум от­хо­дит от про­из­вод­ства; по­дав­ля­ю­щая часть людей за­дей­ство­ва­на в сфере услуг того или иного рода. Дви­га­ю­щей силой эко­но­ми­ки ста­но­вят­ся на­уч­ный про­гресс и зна­ние. Для этого об­ще­ства ха­рак­тер­на ин­фор­ма­ци­он­ная пе­ре­груз­ка. Мы чер­па­ем ин­фор­ма­цию через те­ле­ви­де­ние, Ин­тер­нет, радио. Мы почти пе­ре­ста­ли по­лу­чать струк­ту­ри­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию, она сы­пет­ся на нас ха­о­тич­ны­ми об­рыв­ка­ми. Ана­ло­гич­ный про­цесс про­ис­хо­дит и с со­вре­мен­ной куль­ту­рой. Ее труд­но ана­ли­зи­ро­вать, труд­но в ней ори­ен­ти­ро­вать­ся, труд­но раз­ли­чать, что яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим ис­кус­ством, а что вовсе им не яв­ля­ет­ся. Изу­че­ни­ем куль­ту­ры за­ни­ма­ет­ся ком­плекс наук, обоб­щен­ный под на­зва­ни­ем cultural studies, в Рос­сии ком­плекс этих наук на­зы­ва­ет­ся куль­ту­ро­ло­ги­ей.

 

Слои куль­ту­ры

Сей­час куль­ту­ра четко де­лит­ся на мас­со­вую и немас­со­вую, ко­то­рую в свою оче­редь тоже можно раз­де­лить на части. По­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры было вы­зва­но ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем прес­сы, те­ле­ви­де­ния, радио, Ин­тер­не­та. Все эти транс­ля­то­ры ин­фор­ма­ции пе­ре­да­ют опре­де­лен­ные уста­нов­ки, ко­то­рым на­чи­на­ют сле­до­вать люди, их по­треб­ля­ю­щие. Мас­со­вая куль­ту­ра долж­на быть про­стой и по­нят­ной, это спо­соб раз­груз­ки для людей, мас­со­вая куль­ту­ра не тре­бу­ет круп­ных ин­тел­лек­ту­аль­ных уси­лий, она де­мон­стри­ру­ет ти­пич­ные, легко узна­ва­е­мые об­ра­зы, ко­то­рым ста­но­вит­ся легко со­чув­ство­вать и со­пе­ре­жи­вать. Самым на­гляд­ным при­ме­ром мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся се­ри­ал.

 

Се­ри­а­лы

Се­ри­ал можно срав­нить с ро­ма­ном в XIX веке. Он вы­хо­дит по се­ри­ям-гла­вам, все ждут вы­хо­да новой серии. Се­ри­ал за­ни­ма­ет время после ужина и перед сном, он по­мо­га­ет рас­сла­бить­ся. На ра­бо­те люди по­сто­ян­но по­лу­ча­ют и об­ра­ба­ты­ва­ют ин­фор­ма­цию, по­это­му се­ри­ал пред­ла­га­ет им не при­ла­гать ин­тел­лек­ту­аль­ных уси­лий, дает сразу уже про­ана­ли­зи­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию, с чет­кой диф­фе­рен­ци­а­ци­ей по при­зна­ку «пло­хой-хо­ро­ший». При­е­мом се­ри­а­ла яв­ля­ет­ся ти­пи­за­ция об­ра­зов. С од­но­го се­ри­а­ла легко пе­рей­ти на дру­гой, так как об­ра­зы прак­ти­че­ски ничем не от­ли­ча­ют­ся. Кроме того, се­ри­а­лы со­зда­ют иден­тич­но­сти мно­гих со­ци­аль­ных под­групп, то есть то, что удер­жи­ва­ет груп­пы вме­сте. Это вы­зва­но тем, что чте­ние по­те­ря­ло преж­нюю роль. Из-за оби­лия пред­ла­га­е­мой ли­те­ра­ту­ры все чи­та­ют раз­ное и не могут об­су­дить ее между собой, се­ри­а­лов же от­но­си­тель­но немно­го, об­су­дить их го­раз­до проще. По­вто­рим ана­ло­гию с ро­ма­ном в XIX веке. В са­ло­нах все де­ли­лись мне­ни­я­ми о толь­ко что вы­шед­ших гла­вах ро­ма­на в том или ином жур­на­ле, си­ту­а­ция с се­ри­а­ла­ми аб­со­лют­но ана­ло­гич­на.

Мы рас­смот­ре­ли ме­ха­низ­мы мас­со­вой куль­ту­ры на одном при­ме­ре, но их можно раз­би­рать и далее. Те­ле­шоу, ток-шоу, попса (эст­рад­ная му­зы­ка), мю­зик­лы и т.д. – всё это яв­ля­ет­ся яр­ки­ми при­ме­ра­ми рас­про­стра­не­ния мас­со­вой куль­ту­ры.

 

Го­род­ская куль­ту­ра и мода

Важно по­ни­мать, что мас­со­вая куль­ту­ра раз­ви­ва­ет­ся в рам­ках го­род­ской куль­ту­ры и прямо за­ви­сит от ее цен­но­стей. К при­ме­ру, важ­ность пе­ре­жи­ва­ния. В го­ро­де жизнь четко упо­ря­до­че­на и же­сто­ка по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку. По­это­му мас­со­вая куль­ту­ра будет транс­ли­ро­вать чув­ствен­ность, пе­ре­жи­ва­ния и про­чее. Она дает че­ло­ве­ку то, что он не может по­лу­чить в офисе, в метро и т.д. Она пы­та­ет­ся вы­ве­сти че­ло­ве­ка из ру­ти­ны, дать ему недо­ста­ю­щие впе­чат­ле­ния.

Важ­ным транс­ля­то­ром мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся мода. Мода пол­но­стью под­чи­ня­ет мысли людей своим за­ко­но­мер­но­стям. Людям ка­жет­ся пош­лым то, что еще несколь­ко лет назад ка­за­лось самым луч­шим. Это про­ис­хо­дит из-за из­ме­не­ний в моде.

 

Эли­тар­ная куль­ту­ра

Эли­тар­ная куль­ту­ра су­ще­ству­ет в оп­по­зи­ции к мас­со­вой. Она слож­на и вы­со­ко­ин­тел­лек­ту­аль­на. Ее нель­зя по­нять без пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки. Че­ло­век не может прий­ти и по­смот­реть фильм со­вре­мен­но­го арт­ха­ус­но­го ре­жис­се­ра. Ему нужна тео­ре­ти­че­ская база, под­го­тов­ка, зна­ние пред­ше­ству­ю­щих тра­ди­ций Эли­тар­ная куль­ту­ра не гу­ман­на, она не ждет ни­ко­го с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми, нужно очень по­ста­рать­ся, чтобы на­чать раз­би­рать­ся в со­вре­мен­ном те­ат­ре, в со­вре­мен­ной му­зы­ке, по­нять, какая со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра и по­э­зия, дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ной, а какая нет.

Конспект

Эли­тар­ная куль­ту­ра в своём роде отоб­ра­жа­ет тот стиль и ту на­прав­лен­ность, ко­то­рая свой­ствен­на толь­ко опре­де­лён­ным и «из­бран­ным» пред­ста­ви­те­лям че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства (Рис. 1). К такой куль­ту­ре от­но­сят­ся вы­став­ки со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, ко­то­рые непо­нят­ны боль­шин­ству на­се­ле­ния пла­не­ты, новые по­ста­нов­ки в те­ат­ре, опере, ба­ле­те, ко­то­рые также вы­зы­ва­ют шквал кри­ти­ки у боль­шин­ства на­се­ле­ния, и т. д. Со­вре­мен­ная эли­тар­ная куль­ту­ра идёт в пря­мое про­ти­во­ре­чие со всеми тра­ди­ци­он­ны­ми усто­я­ми и пред­став­ле­ни­я­ми об ис­кус­стве. Кино – самое мас­со­вое в ХХ веке на­прав­ле­ние куль­ту­ры – в на­ча­ле но­во­го ты­ся­че­ле­тия также стало под­раз­де­лять­ся на мас­со­вое и эли­тар­ное.

Рис. 1. «Эли­тар­ная куль­ту­ра» (Ис­точ­ник)

Неиз­мен­ной в новом ты­ся­че­ле­тии оста­ёт­ся мас­со­вая куль­ту­ра (Рис. 2). В жи­во­пи­си, кино, те­ат­ре, му­зы­ке и т.д. она оста­ёт­ся в том же виде, что и 30-40 лет назад. Осо­бую по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли груп­пы под­рост­ков, по­ю­щих для под­рост­ков и о под­рост­ках. В по­все­днев­ную жизнь проч­но вошёл Ин­тер­нет. Се­год­ня в нём можно найти всё что угод­но, и это тоже яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем со­вре­мен­ной куль­ту­ры. Со всеми сво­и­ми от­ри­ца­тель­ны­ми сто­ро­на­ми, Ин­тер­нет имеет и массу по­ло­жи­тель­ных ка­честв – сотни кли­пов, про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, ар­хи­тек­ту­ры, скульп­ту­ры, песен и му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, книг и проч. стали до­ступ­ны для ши­ро­ко­го поль­зо­ва­те­ля. Ко­неч­но, уви­деть сво­и­ми гла­за­ми ка­кое-ли­бо про­из­ве­де­ние ис­кус­ства лучше, но в Ин­тер­не­те это сде­лать проще. В эпоху ми­ро­вых фи­нан­со­вых кри­зи­сов и ни­ще­ты боль­шин­ства на­се­ле­ния пла­не­ты Ин­тер­нет стал хо­ро­шим под­спо­рьем для зна­ком­ства че­ло­ве­ка с ис­кус­ством.

Рис. 2. «Мас­со­вая куль­ту­ра» (Ис­точ­ник)

Среди куль­ту­ро­ло­гов по­сто­ян­но ве­дут­ся споры о раз­ви­тии куль­ту­ры на со­вре­мен­ном этапе раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства. По пра­виль­но­му или непра­виль­но­му на­прав­ле­нию раз­ви­ва­ет­ся куль­ту­ра – это мне­ние каж­до­го. Но надо при­знать, что куль­ту­ра стала мас­со­вой и что она во мно­гом упро­сти­лась. Со­че­та­ние того ко­лос­саль­но­го ба­га­жа куль­тур­но­го на­сле­дия, ко­то­рый че­ло­ве­че­ству до­стал­ся из про­шло­го, с но­вы­ми тен­ден­ци­я­ми яв­ля­ет­ся ещё одной ха­рак­те­ри­сти­кой со­вре­мен­ной куль­ту­ры.

 

Модуль 11.Спецкурс.Столетняя война.Война.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.