Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-29 | 483 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. По мнению В. В. Давыдова: младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией [35].
Б. С. Волков отмечает, что границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9 -11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. По определению Л.С. Выготского «Учебная деятельность - это один из ведущих видов деятельности учащихся начальных классов, направленный на усвоение ими теоретических знаний, умений и навыков. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
|
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [35].
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
|
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. [14, c.52].
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
|
Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
|
Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения [14, с. 19].
Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости
Помимо этого есть и другие мотивы:
1) познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2) социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи.
3)внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.
Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается
Из выше изложенного можно сделать вывод, возрастное развитие ребенка в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как на урочной, и, тем более, во внеурочной деятельности. Ведь от правильного развития в младшем возрасте зависит характер, поведение, положение ребенка в обществе в дальнейшем.
Выводы по первой главе
Из всего вышесказанного следует, что внеурочная деятельность очень актуальна в наше время. Так как то, что она предлагает детям и их родителям это очень разнообразные виды и формы работы, которые позволяю расширить способности детей и воспитать многие важные человеческие качества. Цель внеурочной деятельности по технологии воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
|
По мере изменения системы образования в нашей стране изменяется и дополнительное образование, которое сначала понималось как бесконечный процесс личностного развития, затем как процесс и результат социокультурного опыта, как целесообразный досуг. Впоследствии, появилось новое представление о дополнительном образовании, как об институте необходимом для удовлетворения, прежде всего, образовательных потребностей в различных направлениях. Дополнительное образование детей позволяет «дополнить» систему общего образования, улучшить ее и развить, обеспечив познавательную мотивацию, предоставив возможность свободного выбора образовательной траектории личностного развития и сформировать умение «учиться на протяжении всей жизни». Высокие требования система дополнительного образования детей предъявляет к наличию в программах направленности, формам подведения итогов реализации программы, современным технологиям образования, структуре оформления в целом, к результатам обучения. Все это необходимо соблюдать при написании программы кружка. При этом к школе предъявляются требования, в соответствии с которыми она должна создать оптимальные условия для реализации дополнительного обучения детей во внеурочное время.
Одной из форм организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО является кружок, в том числе и кружок «Подвижная игрушка». Игрушки находят применение в быту, используются в художественном оформлении детской, над детскими кроватками и т.д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам игрушки, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.
Наиболее полно и системно научить младших школьников изготовлению подвижных игрушек из разных материалов, можно на занятиях кружка во внеурочное время. Внеурочная деятельность дополняет систему общего образования и предоставляет возможность выбора траектории линии развития каждому ребенку, при этом учитывает и психологические особенности развития младших школьников.
Необходимо отметить, что кружковая работа отличается большим разнообразием форм и методов. При организации любого кружка, в том числе и кружка по изготовлению подвижной игрушки, необходимо учитывать психологические особенности детей.
Немаловажное значение в организации кружка имеет его учебно-методическое обеспечение, в состав которого входят: учебные, учебно-методические, раздаточные, наглядные, аудио-, видео- и мультимедийные материалы, в том числе: образовательная программа; конспекты занятий; образцы изделий; дополнительный наглядный материал, сопровождающий занятия; оборудование (дидактические средства, технические средства, мебель). Разработке УМК кружка «Подвижная игрушка» посвящена вторая глава нашей дипломной работы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ПОДВИЖНАЯ ИГРУШКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Содержание учено-методических конспектов для организованнее кружка
Образовательная программа кружка «Подвижная игрушка» для младших
Школьников
Дети, в том числе и учащиеся начальных классов, проявляют большой интерес к изготовлению подвижной игрушки. На уроках учащиеся получают лишь основные знания и умения. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации и умений в данной области и организован наш кружок.
Программа кружка «Подвижная игрушка» для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885) [8], требований к программ дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города Санкт- Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации в 2010г.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента ФГОС НОО, а также направлению деятельности кружка (изготовление подвижных игрушек), возрасту учащихся – кружковцев и месторасположению школы.
Образовательная программа кружка «Подвижная игрушка» для тех обучающихся, у которых есть наклонности в области художественно-технического творчества, моделирования и конструирования, а также желание изготовлять игрушки своими руками и применять их для организации игр с друзьями или в качестве подарка детям детского сада. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение программы, список использованных источников. Полностью оформленная программа кружка «Подвижная игрушка» представлена в приложении 1 дипломной работы.
Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталями из различных материалов.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!