Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

2017-06-29 456
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приведем примерный план занятия, цель которого повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

I. Организационный момент.

Логопед говорит: «Сядет тот, кто стоит перед мальчиком, за девочкой, между девочкой и мальчиком». И т.д.

II. Постановка цели занятия. Употребление падежных форм существительных в зависимости от предлога.

Логопед говорит: «Сегодня на занятии мы повторим некоторые предлоги. Я буду их называть, а вы должны подбирать к ним подходящие слова».

Логопед произносит предлог из. Дети подбирают к нему слова из стола, из леса, из комнаты.

Аналогично составляются словосочетания с предлогами под, за, из-за, из-под, между, около, перед.

III. Употребление предлогов перед, между, за, около в предложениях.

На столе расставлены игрушки. Детям предлагается составлять предложения с указанными предлогами.

Логопед задает вопросы: «Где стоит самолет?» (Самолет стоит перед вертолетом.) «Где стоит собака?» (Собака стоит между обезьянкой и осликом.) «Где сидит кошка?» (Кошка сидит около стульчика.) «Где стоит машина?» (Машина стоит за домиком.) И т.п.

IV. Составление рядов предложений по демонстрируемым действиям.

Логопед говорит: «Я буду давать вам задания, вы должны их прослушать, выполнить, а потом обо всем рассказать».

Примерные инструкции: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к маленькому стульчику, возьми из-под стульчика машину и поставь ее перед домиком». Или: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к шкафу, вынь из-под шкафа лопатку и поставь ее около шкафа».

V. Подвижная игра. Повторение всех предлогов.

Дети становятся вокруг логопеда. Он бросает мяч и одновременно произносит какой-либо предлог (на, в, над, к и др.). Ребенок, поймавший мяч, подбирает подходящее слово.

VI. Составление предложений с предлогами по картинкам.

Детям раздаются картинки, по которым можно составить предложения с предлогами. Дети самостоятельно составляют предложения.

VII. Добавление в предложение пропущенных предлогов с последующим повторением всего предложения.

Логопед напоминает детям, что в произносимых им предложениях могут быть пропущены предлоги из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около. Логопед произносит без предлогов примерно такие предложения: Кот забрался (…) диван. Кот выглядывает (…) дивана. Кусты сирени посадили (…) дома. Цветник разбили (…) домом. Стул стоит (…) столом и диваном. Стол стоит (…) окна.

Дети воспроизводят предложения с предлогами, например: Кот забрался под диван.

VIII. Итог занятия.

По данному образцу логопед может провести ряд фронтальных или подгрупповых занятий на закрепление тех предлогов, при употреблении которых детьми допускаются ошибки.

В занятия третьего периода обучения включаются специальные упражнения, в процессе выполнения которых дети должны употреблять сложные предложения определенного типа; в частности, сложноподчиненные с причинным союзом потому что (так как), изъяснительным (или целевым) союзом чтобы, условным если и т.п.

Приведем одно упражнение, цель которого употребление предложений с союзами потому что и если.

Логопед предлагает детям дать разные варианты ответов на вопрос: «Почему мы сегодня не пошли гулять?» Дается образец ответа: Мы не пошли гулять, потому что сегодня очень сильный мороз.

Логопед требует разнообразных, полных, правильно составленных и четко произнесенных ответов.

Логопед обращается к детям со следующими словами: «Мы остались в групповой комнате. Что же вы хотите делать? Пусть каждый из вас подумает, что он будет делать и что ему для этого надо. В ваших ответах должно быть слово если. Ваш ответ может быть, например, таким: Я буду рисовать, если вы дадите мне цветные карандаши и бумагу. Послушайте еще раз то, о чем я вам только что сказала».

Примерные предложения, которые могут составить дети: Я буду шить кукле платье, если вы дадите мне материю, иголку и нитки. Я буду играть с Володей в шашки, если он захочет. Я буду лепить, если у меня будет пластилин.

Каждый ребенок должен дать свой вариант ответа.

Такого рода упражнения могут проводиться как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Пользуясь данным образцом, логопед может включать в упражнения и другого типа предложения, например, с целевым союзом чтобы: Мы пойдём в игрушечный магазин (в лес, на речку), чтобы купить новую красивую куклу (большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке).

Во втором периоде обучения в занятия систематически включались постепенно усложняющиеся упражнения, направленные на согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. В третьем периоде обучения могут быть запланированы специальные занятия, цель которых закрепление полученных ранее навыков.

Приведем примерный фрагмент одного из таких занятий.

1. Логопед говорит: «Сегодня я расскажу вам про серенькую белочку и двух белых кроликов. Рассказ так и называется: Серенькая белочка и два белых кролика».

Логопед зачитывает рассказ: В детском саду живут серенькая белочка и два белых кролика. Дети сами ухаживают за серенькой белочкой и двумя белыми кроликами. Они кормят двух белых кроликов капустой и морковкой. Серенькой белочке дети приносят орехи и жёлуди. Дома дети рассказывают о серенькой белочке и о двух белых кроликах.

2. Внимание детей обращается на то, что в каждом предложении этого рассказа повторяются слова серенькая белочка, два белых кролика, но звучат они по-разному. Логопед предлагает детям внимательно послушать еще раз. Он зачитывает только те предложения, которые относятся к белочке, выделяя голосом окончания прилагательных и существительных. Аналогично зачитываются предложения о двух белых кроликах.

3. Употребление указанных сочетаний в составе предложения. Ответы на вопросы полными предложениями.

Логопед прочитывает рассказ еще раз, предложив детям внимательно слушать, так как они будут отвечать на вопросы полными предложениями. Вопросы: «Кто живет в детском саду? За кем дети сами ухаживают? Кого они кормят капустой и морковкой? Кому дети приносят орехи и жёлуди? О ком дома рассказывают дети?»

4. Составление предложений с данными словами.

Детям предлагается составить предложение со словами серенькую белочку. Приведем примерные ответы детей: Боря кормит серенькую белочку. Серенькую белочку поймали и посадили в клетку. Дети купили серенькую белочку. Дети любят свою серенькую белочку.

5. Пересказ текста. (Можно провести на следующем занятии.)

Много внимания в третьем периоде обучения уделяется логопедом развитию основных типов монологической речи. Отметим, что все без исключения упражнения первого и второго периодов обучения играют в той или иной мере положительную роль в подготовке детей к развитию монологической речи. Упражнения, прямо направленные на обучение пересказыванию, начинаются со второй половины первого периода обучения (в это время они являются лишь незначительной частью тех многообразных упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития речи детей). Несмотря на ограниченность речевого материала, они играют немаловажную роль в развитии у детей связной, грамматически правильной речи.

В третьем периоде обучения подбор текстов для пересказа или картин для составления рассказов уже не ограничивается неумением детей произносить те или иные звуки. В связи с этим у логопеда появляется возможность шире использовать методы и приемы обучения рассказыванию, применяемые при обучении дошкольников с нормально развитой речью, которые достаточно подробно освещены в специальной литературе. В то же время не надо забывать, что основную работу по обучению детей рассказыванию проводит воспитатель в течение всех лет пребывания детей в детском саду. Логопед берет на себя лишь определенную часть работы, являющуюся логическим продолжением всех этапов коррекционного обучения, направленного на восполнение пробелов фонетического и лексико-грамматического развития детей.

Используя обучение рассказыванию как прием коррекционного воздействия, логопед вносит в него некоторую специфику. Постоянно имея в виду основную задачу обучения рассказыванию – учить детей осознанно воспринимать материал, уметь находить связь между описываемыми фактами и явлениями, уметь выражать свое отношение к персонажам рассказа, их поступкам, взаимоотношениям, логопед в то же время ставит перед собой вторую специфическую, коррекционную задачу – учить умению пользоваться речью, т.е. правильно подбирать нужный словарь, уметь использовать в речи правильно построенные и правильно произнесенные предложения, уметь рассказывать связно, не отступая от содержания, излагать события в логической последовательности. В связи с решением поставленных задач большое внимание уделяется логопедом обучению пересказу и составлению рассказов по сериям картин.

До сих пор в процессе обучения пересказу одним из основных приемов, используемых логопедом, были последовательно задаваемые простые вопросы. Теперь дети учатся отвечать на серии вопросов (что является, кроме всего прочего, подготовкой к составлению плана). Детям задается сразу два – четыре вопроса, отвечая на которые они должны пересказать определенную часть текста. Кроме того, для пересказа подбираются такие тексты, которые дают возможность ставить вопросы, заставляющие детей рассуждать: почему? зачем? отчего? как? И др. Отвечая на эти вопросы, дети должны использовать сложные предложения, что как уже говорилось, является одной из задач коррекционного обучения. Так, при составлении рассказа по серии картин «Зайка и морковь» среди ряда других могут быть заданы такие вопросы: «Для чего зайка стал подпрыгивать?» (Зайка стал подпрыгивать, чтобы достать морковку.) «Почему зайчик не мог достать морковку?» (Зайчик не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой.) «Для чего зайка принес лестницу?» (Зайка принес лестницу, чтобы достать морковку.) «Почему зайка пригорюнился?» (Зайка пригорюнился, потому что он не мог достать морковку.) «Почему зайке не помогла лестница?» (Зайке не помогла лестница, потому что она была маленькая.) И т.п.

При ответах на вопросы или пересказе детьми текста логопед внимательно следит за каждым ответом детей, добиваясь того, чтобы он был правильным не только по смыслу, но правильно построен и отчетливо произнесен. Удачные ответы детей повторяются отдельными детьми и хором.

Значительное место в работе над развитием монологической речи занимает обучение описательному рассказу. И в этом случае большое место занимают подготовительные упражнения, направленные в первую очередь на активизацию или уточнение имеющегося у детей словаря.

Следует кратко остановиться еще на одном направлении коррекционного обучения. Напомним, что в течение первого и второго периодов обучения проводилось исправление произношения отдельных звуков и много времени отводилось упражнениям, направленным на воспитание умения четко произносить все правильно произносимые звуки в составе слов различной слоговой сложности, предложений, текстов. В это время речь детей часто бывает замедленной, иногда скандированной или прерываемой поисками нужной артикуляции. Теперь, когда употребление детьми исправленных звуков в речевом потоке стало достаточно свободным, появляется возможность поставить одной из задач коррекционного обучения отработку интонационной выразительности речи. Логопед (совместно с воспитателем) использует такие приемы, как пересказ по ролям, заучивание специально подобранных стихотворений, и ряд других, описанных в специальной литературе.

С целью повышения интереса детей к проводимым упражнениям целесообразно использовать подготовку к праздникам, часам досуга, выступление перед малышами и т.д.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.