Тема занятия: гласные звуки. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема занятия: гласные звуки.

2017-06-29 268
Тема занятия: гласные звуки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: повторное произношение звуков у, а, и, э; узнавание гласных в середине слова; закрепление навыка чтения и составления обратных слогов.

Примерный ход занятия

I. Повторение звуков у, а, и, э.

1. Логопед обращается к детям со словами: «Я буду произносить разные слова, а вы называйте только первый звук». Логопед произносит ряд слов, начинающихся на звуки у, и, э, например: утюг, этаж, Инна, аист, астра, улица, этот, Иван, утенок и т.п. (звуковой состав слов может быть любым, так как дети их не повторяют). Логопед следит за тем, чтобы дети произносили выделенные звуки очень четко.

2. Затем логопед обращается к детям с таким вопросом: «Кто может сказать, какие звуки мы сейчас выделяли из слов?» (У, и, а, э).

Далее логопед спрашивает: «Как называются эти звуки?» (Гласные.) Эти звуки произносятся отдельными детьми и хором. Логопед напоминает детям об особенностях артикуляции при произнесении этих звуков: при произнесении звука у губы сильно вытянуты и округлены («губы трубочкой»), при произнесении а рот широко открыт, при произнесении э рот полуоткрыт (или немного открыт), при произнесении и раствор рта узкий (губы «улыбаются»).

По просьбе логопеда дети перечисляют знакомые гласные звуки.

Логопед просит детей определять, какие гласные звуки он хочет произнести (примерные сочетания: уи, ау, аиу, уаэ и т.п.). Логопед беззвучно артикулирует ряд сочетаний, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят, а затем указывают количество и последовательность входящих в каждое из сочетаний звуков.

Затем аналогичное упражнение проводится с целью развития слухового восприятия. Логопед просит детей закрыть глаза и внимательно слушать произносимые им ряды гласных звуков. После этого он просит их указать, какие гласные звуки он произнес, назвать их количество и последовательность произнесения.

3. Затем проводится физкультминутка, во время которой дети сочетают произнесение гласных а, и, у, э с движением рук.

II. Узнавание гласных в середине слова.

1. По просьбе логопеда дети еще раз четко произносят звук у, прислушиваются к его звучанию, слушают друг друга.

2. Затем логопед говорит: «А теперь я буду произносить разные слова, а вы внимательно слушайте, есть ли в словах звук у или нет». Подбираются доступные для произношения слова: пух, кнут, кот, мак, тумба, мох, паук, муха и т.п. Дети повторяют каждое сказанное логопедом слово, выделяя звук у.

Иногда у кого-либо из детей возникают затруднения. В этом случае логопед повторяет очередное слово несколько раз, предлагает детям произнести его еще раз. При этом он добивается того, чтобы ребенок почувствовал собственную артикуляцию, услышал звук у в слове. Только в исключительных случаях логопед предлагает посмотреть, как он артикулирует.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

IV. Письмо обратных слогов.

V. Итог занятия.

В конце занятия логопед задает детям ряд вопросов: «Дети, какие звуки мы сегодня повторяли?» (А, у, и, э.) «Как называются эти звуки?» (Гласные.) Затем он просит их придумать по одному слову, начинающемуся на гласный звук.

Пятая неделя обучения

Звук и буква о – одно занятие.

Звуки х, х’ – два занятия.

Звуки к, к’ – х, х’ – два занятия.

В это время дети продолжают учиться выделять гласный из положения после согласного и согласный из начала слова. В результате они окажутся подготовленными к анализу и синтезу прямого слога. На пятой неделе обучения воспитываются перечисленные навыки.

После повторения всех пройденных ранее гласных планируется занятие, тема которого звук и буква о.

Тема занятия: звук и буква о.

Цель занятия: уточнение произношения звука о; выделение звука о из середины слова; развитие внимания, памяти; знакомство с буквой о.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям вспомнить по одному слову, начинающемуся на гласный звук.

II. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем учить новый звук». Затем, четко артикулируя, произносит слова с ударным звуком о: Оля, осень, окна, кот, обруч и т.п.

«Кто догадался, какой звук мы будем учить?» - спрашивает логопед. Дети отвечают: «Звук о».

III. Произнесение звука о.

Логопед произносит звук о. При этом внимание детей обращается на положение органов речи – губы слегка вытянуты вперед и округлены (детям объясняется, что рот при этом имеет форму кружочка).

По просьбе логопеда дети произносят звук о. Логопед следит за четкостью их артикуляции. Затем он предлагает детям произнести звук о вполголоса, прислушаться к звучанию, ощутить, в каком положении находятся губы.

Затем логопед говорит: «Звук о мы произносим свободно, его можно петь. Это гласный звук».

IV. Узнавание о в ряду гласных.

Логопед произносит любые гласные звуки (а, у, о, и, э, о, у, о и т.п.).

Дети должны поднимать руку при произнесении звука о. (При проведении этого упражнения логопед становится позади детей или просит их закрыть глаза.)

V. Произнесение слов со звуком о и развитие слуховой памяти.

1. Дети вслед за логопедом или в ответ на предъявление картинок четко произносят слова: ком, кот, окна, мох, Оля, дом, конь, кофе, лимон, каток и т.п.

2. В игровой форме, например по типу игры в «Телефон», проводится упражнение в запоминании ряда слов. Детям предлагается запомнить ряд из четырех-пяти слов, например: окно, Оля, дом, кот. Каждый из первых четырех детей произносит по одному слову, строго придерживаясь заданной последовательности. Пятый ребенок должен начать со слова окно и т.д. Допустивший ошибку повторяет весь ряд. Затем предлагается запомнить новый ряд, например: ком, каток, окна, конь и т.п.

Вариант. Логопед просит детей четко произнести и запомнить два-три предложения, затем воспроизвести их по первому слову. Примерные предложения: Оля лепит домик. У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

Еще раз повторяется произношение звука о. После этого логопед, предложив детям внимательно слушать, произносит различные (доступные для произношения) слова с ударным о, у или а. Дети проговаривают слова, слушают себя и друг друга, определяют, есть ли в словах звук о.

Примерные слова: ком, танк, паук, кот, муха, мох, дом, кнут, кофе и т.п.

VII. Знакомство с буквой о.

1. Показ детям буквы о. Буква о выставляется в таблицу гласных.

2. Упражнение с фишками и буквами. Выкладывание, чтение (с использованием пособия «Окошечки» и таблицы слогов) обратных слогов с ранее знакомыми буквами и буквой о.

3. Письмо буквы о.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.