Тема 3. Философия эпохи Возрождения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Философия эпохи Возрождения

2017-06-29 780
Тема 3. Философия эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Заполните пропуски

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы - это время зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________ философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание, происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Если в средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, в отступничестве от Бога - все зло мира на нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии. Разум, творчество, красота, свобода - эти черты не присущи человеку сами по себе, они - отражение Бога в нем.
Главная черта философии эпохи Возрождения - _______________________________ имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается - он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.

Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой ____________________________________________. Бог в философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей.

Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии - «секуляризация» ____________________________________________. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками.

 

3.2. Заполните пропуски

Эразм Роттердамский (______________гг.) - представитель северного возрождения, родился в Голландии, в г. Роттердаме. Был незаконным сыном священника, учился в школе братьев общей жизни в городе Девентере, в 1487 г. Эразм постригается в монахи. В монастыре он пользуется богатой библиотекой, читает отцов Церкви и античных авторов. Его замечает местный епископ и берет к себе на службу. Через несколько лет Эразм начинает учиться в Сорбонне, получает степень доктора теологии, а после этого преподает в одном из итальянских университетов. Часто ездит по Европе, в Англии знакомится со знаменитым философом и писателем _________________, автором «Утопии». Они становятся друзьями. Впоследствии Эразм будет сильно переживать казнь Томаса Мора.

К тому времени влияние Эразма Роттердамского становится достаточно сильным. Многие пытаются привлечь его на свою сторону. Ему уготована блестящая карьера, согласись он служить на пользу государства или Церкви, но Эразм избирает другой путь — он остается свободным литератором. Когда разражаются события Реформации, Эразм уезжает в веротерпимый Базель, где и живет до самой смерти.

Среди произведений выделяется знаменитая «Похвала Глупости», где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами — священнослужителями, кардиналами и даже папами, но иногда Глупость заслуживает похвалы.

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось — распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности — догматом об индульгенциях-__________________________________________________________________________________, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Благородство может быть только духовным и нравственным, но никак не унаследованным. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека. Выступает он и против схоластической философии и богословия. Подобная философия, по утверждению Эразма, совершенно бесполезна, так как не ведет к истине и добродетели, а именно к совершенствованию в добродетелях нужно, прежде всего, направлять усилия человека.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни — именно этой теме посвящено основное произведение Эразма «____________________________________» (1501г.)

 

· Что вы знаете о Томасе Море

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· За что его казнили _____ ______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Что такое Реформация и как отнесся к ней Эразм

 

 

 

· Почему иногда Глупость заслуживает похвалы

 

 

 

 

3.3. Мишель де Монтень (1533—1592 гг.) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения Монтеня - скептицизм. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей будет возможно тогда, когда не будет сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

· Скептицизм - это

________________________________________________________________________________________________________________________

· Объясните, почему прогресс цивилизации разрушил счастье людей, и что имел в виду Монтень под «естественным состоянием» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Джордано Бруно (______________гг.) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался учения пантеизм. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию НиколаяКоперника. Д. Бруно ________ ___________________________________(где и когда?) был сожжён как еретик на площади Цветов, после 8-летнего заключения.

· Пантеизм – это ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Гелиоцентрическая модель мира - это _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· За что именно был казнен Д. Бруно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, требующие самостоятельного размышления.

1. Используя понятие «ученое незнание» Николая Кузанского, данное им в трактате «Об ученом незнании», попытайтесь объяснить, почему он считал, что мало знать - хорошо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими». Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проанализируйте понятие «достоинство человека» в эпоху Возрождения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В «Речи о достоинстве человека» Дж.Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире».

Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали ____________________________________________ _ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.