Исследование творчества Спекторовой Надежды Анатольевны — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Исследование творчества Спекторовой Надежды Анатольевны

2017-06-29 648
Исследование творчества Спекторовой Надежды Анатольевны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Надежда Анатольевна Спекторова – художница народных промыслов, работающая в технике росписи по металлу. Родилась 20 ноября 1953 года в пос. Артышта Кемеровской области. С детства вдохновленная красотами местной природы, мечтала стать художницей и поступила на художественно-графическое отделение в Беловское педагогическое училище (1972−1976) им. А. В. Мальцева.

Творческий путь Надежды Спекторовой начинался в 1976 году. Окончив педучилище, она устроилась работать художником-живописцем в цехе росписи по металлу на Кемеровском заводе «Химпродукты» и инструктором производственного обучения (1978−1980).

С начала 1980-х годов Надежда Анатольевна работала в экспериментальной творческой группе подносного цеха на фабрике художественных промыслов «Весна». Художницы с фабрики «Весна» создали свой особенный стиль росписи – «кемеровский». С цехом, где изготавливали подносы, связано больше 20 лет трудовой биографии, из них 12 - в должности главного художника.

С 2001 года преподает в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Надежда Анатольевна обучает декоративно-прикладному искусству студентов и заведует творческой лабораторией.

С 1981 года участвует в городских, областных, региональных выставках. За ее плечами несколько персональных выставок. Выставки Надежды Анатольевны Спекторовой проходят в залах музея изобразительных искусств. Каждый раз они приятно удивляют зрителя творческим ростом художницы и появлением новых тем и сюжетов в росписях. Любимые темы Надежды Спекторовой - пейзажи и цветы. По мнению художницы, именно они наполняют нас особой энергетикой. Яркое великолепие подсолнухов соседствует со скромным обаянием полевых и таежных цветов. Источником этого удивительного и неповторимого разнообразия авторской росписи является любовь и внимание художницы к родной природе. На выставке можно познакомиться с ещё одним увлечением Надежды Анатольевны Спекторовой — обращению к изображению птиц, в частности птиц Кузнецкого Алатау. Волшебная кисть художницы превращает подносы из повседневной обиходной вещи в чудесные картины на металле. Не случайно её произведения находятся в собраниях Российского этнографического музея, нижнетагильского музея – заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, музеях Кемеровской области, частных коллекциях. Каждая работа художницы отличается не только уникальной авторской росписью, но и поэтической задушевностью названий: «Родимый край», «Полуденная дымка», «Знойный полдень», «Из глубины веков».

Творчество Надежды Анатольевны Спекторовой – талантливой художницы народных промыслов – широко известно не только в Кузбассе и России, но и за её пределами: во Франции, Англии, Германии, Польше, Израиле, Югославии, США, Китае.

В 2002 году Надежде Анатольевне присвоено звание - "Народный мастер России".

Расписные подносы Надежды Анатольевны отмечены высоким живописным мастерством и глубокой поэтичной задушевностью. Они изящны по форме, нежны по колориту, лиричны по настроению. Мотивы её росписи поражают разнообразием.

 

Поднос «Весенняя ночь»

В основу композиции круглого подноса «Весенняя ночь» (диаметр 490мм) положен венок, который делится на 5 равных частей, повторяющихся элементов. Центром композиции являются огоньки. Рядом с ними расположены мелкие цветы первоцветы, фиалки, кандыки. Середина подноса, как бы, уходит в темноту и кандыки там растворяются. По краю поднос золоченый орнамент с добавлением цветов. Освещение сконцентрировано на краю подноса, а середина затемнена. В работе использовались каплевидные и крученые виды мазков. Каплевидными изображены листья, кандыки и первоцветы, а кручеными – огоньки и фиалки. По краю подноса нанесен зеленый фон, в середине – черный. На подносе "Весенняя ночь", который выполнен в теплых тонах, изображены сибирские травы, папоротник и кандык.

 

Поднос «Снегири»

Большой поднос «Снегири» выполнен в холодных тонах. Основа композиции ковровая с цветным фоном, бликовкой и копчением. Центр подноса освещен, край композиции написан приглушенным цветом. Среди холодных листьев рябины помещены три снегиря по центру. Красные грудки снегиря перекликаются с красными ягодами рябины. В работе использованы каплевидные и крученые виды мазков. Кручеными изображены ягодки, а каплевидными - листья и снегири. Роспись украшена ажурной травкой. По краю подноса использован сложный орнамент с добавлением листьев рябины и цветных элементов, так как борт широкий. В 2011 году на выставке-конкурсе "Лучшая работа года 2011" поднос "Снегири" Спекторовой Н.А. получил номинацию "За сохранение традиций".

Кемеровские ветки, букеты, венки до обыденности незатейливы и просты, но если приглядеться, можно увидеть таинственно мерцающие сибирские жаркие огоньки с серебристыми оттенками, которые в окружении таежных ягод, раскинувшихся хвойных веток создают самобытный образ южно-сибирской природы. Изображения калины, рябины, ромашек, яблочек-ранеток прочно поселились на кемеровском подносе.

В отличие от Нижнетагильской (которая раньше была более декоративной), Кемеровская роспись более реалистична. Разнообразие различных объемных форм дает простор фантазии.

В Нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в Кемеровской – плоские синтетические кисти, что придаёт росписи индивидуальность.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.


Заключение

 

Во время практики мы изучили историю возникновения росписи в Сибири. Узнали, что Кемеровская роспись – это одна из ветвей Урало-Сибирской росписи, которая возникла в начале 80-х годов XX века в городе Кемерово. Выделили отличия Кемеровской росписи от других разновидностей данного ремесла.

Узнали последовательность росписи декоративного изделия. Рассмотрели необходимые для работы инструменты и материалы.

Познакомились с ведущими художниками, развивающими самобытность Кемеровской росписи. Узнали о существовании фабрики «Весна», коллектив которой стремился к созданию своей Кемеровской школы декоративной росписи по металлу.

Провели анализ работ народного мастера России Спекторовой Н.А..Её подносы отмечены высоким живописным мастерством и глубокой поэтичной задушевностью. Они изящны по форме, нежны по колориту, лиричны по настроению. Мотивы её росписи поражают разнообразием.

Выявили отличия работ Спекторовой Н.А. от Жостовской и Нижнетагильской росписи.


 

Литература

1. Алферов, Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Алферов Л. Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 352 с.

2. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство" / В. С. Бадаев. - Москва: Владос, 2004. - 32 с.

3. Полежаев, Ю. О. Художник росписи по дереву: учебное пособие / Ю. О. Полежаев. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр "Академия", 2012. - 192 с.

4. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учебное пособие для студентов вузов / М. С. Соколова. - Москва: Владос, 2002. - 303 с.

5. Спекторова, Н. А. Кемеровская роспись: учебное наглядное пособие по направлению подготовки 54.03.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", профиль "Художественная керамика". Квалификация (степень) выпускника "бакалавр". Формы обучения: очная, заочная / Н. А. Спекторова, КемГИК. - Кемерово: КемГИК, 2016. - 81 с.

6. Богатство народных традиций [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://artorbita.ru/

7. Санникова, Н.Т. Декоративная роспись: Кемеровская роспись. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://vserisyut.mirtesen.ru/

 

Приложение

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.