Дано ДВЕ методики «Новоселье» и «Метод вербальных выборов» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дано ДВЕ методики «Новоселье» и «Метод вербальных выборов»

2017-06-29 989
Дано ДВЕ методики «Новоселье» и «Метод вербальных выборов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЫБРАТЬ ОДНУ, которая кажется понятнее и интереснее….

 

Ситуация «Новоселье».

Содержание ситуации: Ребенку предлагается изображение двух домов!!!! СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ В КОНЦЕ: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но мало привлекательный, темно серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот красивый розовый дом построен для тебя, в нем много разных интересных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом, всех, кто тебе нравится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать» (Записываем до 5 – 6 новоселов).

Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем). Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом, и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого называет ребенок).

Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: «А в каком доме будут жить О.В. и Т.Н.?». По каждому ребенку сделанные им выборы (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домом) записываются в таблице, разделенной на две колонки: положительные и отрицательные выборы, в которых по каждому ребенку перечисляются имена людей (отдельно сверстников и взрослых), с которыми он хочет или не хочет общаться.

Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-нибудь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Аналогично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей группы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных контактах со сверстниками не удовлетворена.

Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5-6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники поселяют в лучший дом). Благоприятное положение в межличностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3-4 положительных выборов. Они относятся к группе предпочитаемых и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное положение занимают дети, которых большинство сверстников поселяет в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников (это так называемые изолированные дети), либо он минимальный – 1-2 выбора (без взаимности).

 

Метод вербальных выборов

(Е. О. Смирнова)

 

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:

· С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?

· Кого ты хотел бы пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?

· С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.

 

Имя Саша П Оля В. Юра М. Таня Д.
Саша П.   - - +
Оля В. -   + +
Юра М. + -   +
Таня Д. +   -  
Положительный выбор        
Отрицательный выбор        

 

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора. Они остаются как бы вне внимания сверстников. А также дети, получившие преимущественно отрицательные выборы, т.е. сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.

В целом, методики помогают получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и антипатий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспитательной работы.

 

В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях:

Ø Умение устанавливать контакт со сверстником:

· проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).

Ø Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:

· признает равенство прав участников;

· учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;

· замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.

Ø Умение вести диалог:

· представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).

· умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.

· проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.

· использует реплики поддерживающего характера.

Ø Поведение в конфликтных ситуациях:

· стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;

· пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:

· договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.

Ø Результат взаимодействия:

· проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности

· выражает готовность продолжить общение.

 

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, можно отметить:

ü какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;

ü какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

ü какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

ü как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.

ü какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.

Результаты исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.

 

Карта взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в детском саду

№ п/п     Проявления дошкольника Степень выраженности (отметить знаком +)  
постоянно часто эпизодически отсутствует  
1. Отношение к детскому саду          
  Положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском саду          
    Охотное участие в общих делах, в разных видах совместной деятельности детей          
2.   Отношения со сверстниками          
  Пользуется симпатией и популярностью у сверстников          
  Доброжелательно относится к сверстникам          
  Имеет постоянных друзей (друга)          
    Активно вступает в контакт          
    Проявляет инициативу в общении и общей деятельности          
  Принимает участие в совместных делах (играх, худ. деятельности и пр).          
  Вступает в сотрудничество            
  Способен уступить, принять и согласовать общий замысел          
  Проявляет справедливость, учитывает интересы других детей в ситуациях выбора          
  Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности          
  Понимает эмоциональные состояния, настроение других детей          
  Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку          
    Проявляет заботу, оказывает помощь          
  Может сдержать свои реакции, есл если этого требует ситуация общения          
  Проявляет ответственность в выполнении обещаний          
  В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и справедливости          
3.   Коммуникация            
  В общении понятен другим          
  Вступает в общение и поддерживает диалог          
    Словесно выражает желания и чувства          
  Участвует в групповых обсуждениях          
    Умеет выслушать других, действовать согласовано          
    Соблюдает формы культурного общения со сверстниками          
  Рассказывает о себе и своих друзьях          
4. Нравственные представления          
  На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т.п.)          
    Обнаруживает знание норм и правил общения и отношений          
    Может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений          
  Стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению.          
  Правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний          

Использование разнообразных методов педагогической диагностики позволяет выявить существующие проблемы в развитии взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и определить эффективные пути и средства обогащения детского опыта общения.

ШАГ 5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.