История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-29 | 455 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Энергетический кризис как последствие нарушенных человеком энергетических потоков. Последствия загрязнения биосферы в проявлениях глобального экологического кризиса: «парниковый эффект», кислотные дожди, истощение озонового слоя, вырубка лесов, сокращение биоразнообразия. Человек в биосфере. Место человека в природе как биологического вида, его экологическая ниша. Популяционные характеристики человечества: проблемы демографии, ресурсы биосферы, развитие технологической цивилизации. Распределение природных ресурсов; проблема богатых и бедных стран. Перспективы взаимоотношений человечества и биосферы. Ноосфера. Глобальные модели экоразвития. Концепция устойчивого развития. Особенности экосистемы человека. Виды загрязнений окружающей природной среды. Вклад автомобильной промышленности и автотранспорта в загрязнение окружающей среды.
Экологические основы природопользования
Экологические основы охраны природы. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Всемирная стратегия охраны природы на ближайшие годы. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Мировая сеть охраняемых природных территорий. Концепция устойчивого развития. Мониторинг: виды, назначение. Аспекты рационального природопользования: юридический, нормативно-правовой, заповедный, региональный. Заповедники и охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования. Памятники природы. «Красная книга»
Основные направления охраны окружающей среды
Технологические направления защиты окружающей среды. Методы очистки промышленных стоков и выбросов. Бытовые отходы и проблемы их утилизации. Мероприятия по охране воздуха, воды, почвы и сохранению биоразнообразия в условиях современного промышленного производства. Определение и прогноз экологического риска. Общая стратегия устойчивого развития.
|
3 Конспективное содержание курса
Предмет и задачи экологии
Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности человека от природы и даже господства над ней. На деле оказалось, что все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием мы только усиливаем нашу зависимость от природы - современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. И этот процесс возрастания нашей зависимости от наличия природных ресурсов сопровождается пропорциональным их уменьшением по мере использования или загрязнения.
Эта тенденция взаимоотношений человека и природы привела к созданию ситуации, характеризующейся как экологический кризис. Кризис, который затрагивает все живое на планете, который появляется во всей совокупности биосферы.
«Парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди», сырьевые и энергетические кризисы, всеобщее загрязнение среды - все эти проблемы встали перед человечеством, требуя незамедлительного разрешения. Для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий, перестройка не только производственных технологий, но и образа жизни и мышления. От экологического образования и воспитания населения во многом зависит, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы. Рациональное использование природных ресурсов и действенная охрана окружающей природной среды от загрязнителей могут быть реализованы только на основе экологических знаний.
Невозможно охранять природу и использовать ее богатства, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Все это является предметом экологии.
|
Современный этап развития отношений человека и природы характеризуется тем, что человек осознал, что в дальнейшем преобразовании нуждается не природа, а мир людей. На смену сначала присваивающему, а затем производящему хозяйству с их экологическими и экономическими кризисами приходит новый этап, названный Н. Реймерсом этапом «саморегуляции человечества».
Экология - это наука об отношениях отдельных групп организмов или их групп между собой и с окружающей средой, или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Связи между живыми организмами и окружающей их средой настолько разнообразны, что математический расчет параметров биосферы при современных достижениях информационных технологий потребует больше времени, чем весь период существования биосферы. Эта сложность и отражена в структуре и содержании экологической науки.
Две главные составные части современного экологического знания -это общая экология (фундаментальная), изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.
Экология подразделяется на аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между популяциями и окружающей средой; синэкологию – комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах). Выделяется экология теоретическая, покрывающая общие закономерности жизни, и экология прикладная, призванная помочь применить эти законы в хозяйственной практике людей.
Выделяют также экологию систематических групп (экология растений, экология животных и т.д.), экологию сред жизни, сфер ее распространения и географических подразделений (гидроэкология, литоэкология, экология лесов, экология пустынь и т.д.). Концептуальная и экспериментальная экология включает в себя общую и теоретическую экологию, динамическую и экспериментальную экологию. По мнению Н.Ф. Реймерса в настоящее время насчитывается более 50 отраслей экологии.
В идеале экологи пытаются раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими планету живыми существами и их средой обитания, хотя это практически и невозможно в силу сложностей этих связей. Однако выявить хотя бы основные закономерности, создать фундаментальную теорию устойчивости биосферы и строго придерживаться вытекающих из нее требований к повседневной хозяйственной практике, люди просто вынуждены, если хотят выжить. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся всемирный саммит по окружающей среде и развитию, основным результатом которого стала «Повестка на 21 век», отражающая Концепцию устойчивого развития.
|
«Устойчивое развитие» понимается как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». Иначе говоря, мы живем в долг у будущих поколений, не имея возможности его отдать.
Термин «экология» ввел в науку в 1866 г. Э. Геккель в предисловии к книге «Всеобщая морфология». Наука об организмах и окружающей их среде была наречена «экологией». Самую большую поддержку экология нашла в лице И. Мечникова, который уже через 3 года после появления термина, представил его как составную часть биологической науки.
В 1939 г. А. Тенсли было сформулировано понятие об экосистемах. В 1942 г. В. Сукачев вводит понятие «биогеоценоз» как пример элементарной экосистемы суши.
К концу двадцатого столетия сформировались основные задачи экологии:
- исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными, т.е. являющимися результатом человеческой деятельности, воздействиями на природные системы;
- создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов;
- прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека;
- сохранение среды обитания человека.
Среды жизни
Жизнь любого организма зависит от определенного состояния окружающих его веществ и процессов, т.е. определенных условий. С экологических позиций все тела и явления, с которыми организм вступает в прямые или косвенные взаимоотношения, составляют среду его обитания. Выделяют около тридцати различных сред обитания: среда обитания, среда окружающая, среда антропогенная, среда производственная, среда природная и т.п.
Все элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. Воздействующие на организм факторы делят па две большие группы: абиотические и биотические. К абиотическим относятся элементы неживой природы: температура, влажность, химизм среды и т.п. Биотические факторы включают все воздействия со стороны живых организмов (как пассивные, так и активные).
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!