Русская культура конца XV-XVI вв — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Русская культура конца XV-XVI вв

2017-06-29 996
Русская культура конца XV-XVI вв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какие процессы происходили в этот период времени в русском государстве? Как из­менения в политике и экономике отразились на жизни людей и на их мировоззрении?

Происходит процесс образования Российского государства. С конца 15 века главой государства был великий князь, а Боярская Дума являлась высшим государственным учреждением. Изменяется уголовное право, начинает развиваться гражданское право.

 

Материальная культура

В какой области производства наблюдались более значительные изменения, а в какой в меньшей? С чем это связано? Какие отрасли коснулись наибольших изменений? Приведите примеры. Развитие ремесленного производства способствовало росту производительности труда в с/х.

Ремесленное производство. Успехи в развитие металлургии, обработке дерева и цветных металлов.

Строительное дело. Происходит перестройка Кремля в Москве, и город украшается величественными соборами.

Развитие денежной системы. Первая денежная реформа 1535-1538 гг. Главной причиной реформы было объединение русских земель вокруг Москвы, которое требовало создания национальной денежной системы.

 

В XV-XVI вв оформились и укрепились многие специфические черты быта русской народности. Какие?

Тип жилища. Кресть­янские жилища состояли из избы с клетью (горницей) и соединяв­шими их холодными сенями с выходом наружу, покрывались двухскатной крышей. Помимо избы, в крестьянском дворе обычно имелись житница для хранения зерна, один-два хлева для скота, сенник, баня (мыльня), иногда также риги, овины, сараи.

Костюм. Понева и сарафан у женщин, косово­ротка с разрезом на левой стороне у мужчин, кокошник у жен­щин, валенка у мужчин (головные уборы).

Пища Капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная ре­па, рыба, овсяный кисель, по праздникам — пироги с начинкой, блины, яйца, икра, осетрина, пиво, меды.

Календарная обрядность Соблюдение праздников христианского календаря, а также соблюдение постов.

Семейно-бытовая обрядность В каждой семье свои порядки и свои правила, которые каждый член семьи исполняет в той или иной степени. Никто и никогда не лезет в чужие личные семейные отношения, а потому остается зачастую неизвестным то, как в этой семье живут дети. Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями.

 

Письменность

С чем было связано увеличение потребности в грамотных людях в XVI в? Как велось обучение раньше и какие изменения в обучении произошли в этот период времени?

Это было связано с раз­витием феодального хозяйства, ремесла, торговли, а в особен­ности — с развитием аппарата власти, международных отно­шений и укреплением церкви. Обучение грамоте проводилось по-прежнему в домашних условиях. Учили обычно люди духовного сословия, но были и светские «мастера грамоты».

 

Какие изменения произошли в графике письма, в использовании материалов при со­здании рукописных книг в XVI веке? Могло ли на данном этапе развития древнерус­ского государства изготовление рукописных книг удовлетворить потребность в книге?

Стала господствовать скоропись, вытесняя полуустав не только в канцелярских документах, но и при переписке литературных и богослужебных произведений.Основным материалом для письма стала бумага, которую привозили из Италии, Франции, германских государств, Польши. К середине XVI в. изготовление рукописных книг уже не удовлетворяло возраставшим потребностям в книгах

 

Когда начинается книгопечатание в России? Кто был первым книгопечатником? Какие книги и где издавались? Какое значение имело книгопечатание для развития грамот­ности и книжности в России?

Начало книгопечатания в России относится к 1553 г. Одним из первых книгопечатником был Иван Федоров. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышла его книга «Апостол». Затем был напечатан «Часословец» (1565 г). Организация книгопечатания в XVI в. была обусловлена государственными потребностями, служила опреде­ленным политическим целям и явилась отражением нового этапа развития Российского государства.

Общественно-политическая мысль в XV-XVI вв.

Что означает тезис «Москва — третий Рим»? Когда и кем он был выдвинут, с какой целью?

Эту идею сформулировал игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей. Согласно его взглядамя, существовало три мировых центра хри­стианства — сначала им был Древний Рим, который пал ввиду отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г. Следствием этого явилось скорое падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же не признала Флорентийской унии и теперь является мировым центром христианства. Так как только православное христианство является «истинным», а все другие веры — ложны и богопротивны, то Москва «избрана бо­гом» и является единственным законным наследником Древнего Рима.

 

Каковы были взаимоотношения между церковной и светской властью?

Вопрос о положении церкви в государстве вообще приобрел особую остроту в конце XV — первой половине XVI в. В период объединения русских земель вокруг Москвы церковь была вер­ным союзником великокняжеской власти и широко использова­лась ею для достижения необходимых политических целей. Но союз великокняжеской власти и церкви таил в себе глубокое внутреннее противоречие, которое все более выявлялось по мере успехов объединительного процесса.

Развитие знаний о природе

Знания в каких областях развивались в этот период времени? Как они были связаны с обеспечением интересов государства?

Геогра­фические, математические, арифметические, астрономические, геометрические знания.

Искусство. Архитектура

По чьему указу, в соответствии с возросшей великокняжеской властью, кем и когда была проведена коренная перестройка Московского Кремля? Кто принимал в ней уча­стие?

По указу Ивана III во второй половине XV века началась коренная перестройка Московского Кремля. В ней принимали участие

 

Изменение облика Московского Кремля началось с перестройки данного собора. Кто был его архитектором? Какой собор может считаться его прототипом? В чем заключа­ется сходство между ними и в чем отличие московского собора от его предшествен­ника?

Это Успенский собор. Его архитектором был итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Этот собор был построен по подобию Успенского собора во Владимире. Сходства: апсида, световой барабан, пилястры, аркатурно-колончатый пояс, количество глав (5). Различие: резной камень.

 

 

В этом соборе проявился синтез русских архитектурных школ. Ка­ких? Кем был возведен данный собор?

Благовещенский собор. Данный собор был возведен псковскими мастерами. Здесь снова очень ярко проявился творческий синтез различных архитектурных школ — владимиро-суздальской и псковско-новгородской

 

 

Каким образом в этом соборе соединились Русское зодчество и зод­чество итальянского Возрождения? Каким было назначение этого собора? Кто его автор?

Во время грозных событий Русской революции
Архангельский собор также получил большие повреждения, поэтому он был реставрирован русскими зодчими, а первоначально возведен итальянским зодчим. Собор являлся старейшей усыпальницей московских князей. Автором является итальянский архитектор Алевиз Новый.

 

Кто является автором одной из первых гражданских построек, возве­денных на территории Московского Кремля? Для чего она предназна­чалась? Кем она была возведена?

Грановитая палата. Автор – Наталья Адарченко. Палата предназначалась для торжественных приемов и заседаний, вместе с тем в ней вершился владычный суд. Она была возведена архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

 

Что такое шатровый храм? Когда он возник на Руси? Приведите приме­ры шатровых храмов. Какой стилевой чертой они обладают?

Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Примеры: Сретенско-Михайловская церковь (Красная Ляга), церковь Успения (с. Курицко).

 

Как называется этот шедевр русского и мирового зодчества? Когда и кем он был воз­веден? Сколько имеет приделов? Какой из них дал название всему храму?

В честь какого события был возведен храм? Что он символизирует?

 

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич). Имеет два придела: придел Рождества Пресвятой Богородицы и придел Василия Блаженного. Второй и дал название всему храму. Храм Василия Блаженного был построен в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей.

Русская культура XVII века

Какие изменения произошли в русской истории по сравнению с предыдущими перио­дами ее развития. С чем связан подъем национального самосознания и этнического развития русского народа?

Восстановление страны после Смутного времени протекало медленно и не всегда успешно. Изменения экономики, политики, положения крестьян подготовили общество к резким и неоднозначным реформам Петра I. Выход Российской Империи на мировую внешнеполитическую арену был обусловлен успешными войнами и улучшением производственной сферы. В то же времянаблюдались масштабные изменения в культуре, духовной и религиозной сферах.

Материальная культура

Какие изменения произошли в области ремесленного производства и строительства в XVII веке? Приведите примеры.

В городах, особенно в наиболее крупных, отчетливо определился процесс массового превращения ремесла в мелкое товарное произ­водство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфак­туры, что привело к значительному обогащению материальной культуры. Изготовлялся высококачественный кирпич, делались обес­печивавшие большую прочность растворы извести. Техника воз­ведения крупных сооружений достигла высокого уровня. Масте­ра XVII в. научились возводить крепостные сооружения без контрфорсов — специальных пристроек для прочности стен. Появился первый стекольный завод в России.

 

Просвещение и образование

Каков был процент грамотных людей в России в XVII веке? Как он зависел от принад­лежности человека к определенному сословию?

Среди помещиков было 65% грамотных, купечества - 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

 

Как развивалось книгопечатание в это время? Были ли распространены в это время рукописные книги или они были полностью упразднены с развитием книгопечатания?

Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все возраставшим спросом. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы — и духовного, и свет­ского содержания, отрывки из летописей, повести, сказания и т. п. Наряду с рукописными книгами и грамотами всё более рас­пространялись печатные книги. Московский Печатный двор пред­ставлял собой в середине XVII в. крупное предприятие, на кото­ром работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг.

 

Что стало предпосылкой для накопления и распространения научного знания в России в XVII веке? Приведите примеры научных знаний, которые развивались в это время.

Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремеслен­ного производства и торговли, рост связей с зарубежными стра­нами создали предпосылки для дальнейшего накопления науч­ных знаний. Так, например, умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математиче­ских познаний был еще весьма невысок.

 

Литература

Каким образом происходило обмирщение литературы? Произведения каких жанров говорили об усилении демократического начала? Представители каких сословий ста­новились героями этих произведений? Какие темы были важными для общества того времени?

Обмирщение было обусловлено теми изменениями, которые происходи­ли в общественной жизни страны. Распространение грамотности в среде посадских людей и появление значительного слоя образо­ванных приказных людей способствовали проникновению в лите­ратуру демократических элементов. Особенно примечательным было появление и распространение демократической сатиры. Непосредственно отражая настроения народных масс, произведения демократической сатиры разобла­чали и высмеивали несправедливость общественных порядков. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников.

 

Искусство. Архитектура

Каким образом в архитектуре XVII века проявилось стремление к отказу от канонов, которых строго придерживались на протяжении столетий? С чем это связано?

Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

 

Как называется этот памятник архитектуры, возведенный на территории Кремля? Кем он был возведен? Как в нем воплотились черты русского народного искусства?

Теремной дворец. Он был возведен архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым. В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества.

 

Приведите примеры обмирщения в церковном зодчестве.

Характерна для нового стиля названная «дивной» Успенская церковь Алексеевского монастыря, построенная в 1628 г. в Угличе и имеющая три высоких стройных шатра. Очень изящна и нарядна украшенная цветными изразцами шатровая церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, органически сливающаяся с больничными палатами.

Живопись

Что такое «парсуна»? В чем ее отличие от иконы?

Парсуна – это произведения портретной живописи XVII в., выполняемые в технике иконописи. Парсу́на — портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, а ико́на — в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

 

 

Сделайте вывод:

Какие этапы прошла древнерусская культура в своем развитии начиная с IX и до кон­ца XVII века? Какие отличительные черты присущи русской культуре на разных эта­пах ее развития? Почему в конце XVII века общество оказалось перед необходимо­стью осуществления широкого круга преобразований?

В VI-IX вв. (докиевский период) происходит экономическая, культурная и политическая консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов в 882 ᴦ. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. IX-XII вв. (киевский период) - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу.Первый этап удельного периода (XII-XV вв.) в целом характеризуется бурным расцветом культуры. Второй этап удельного периода связан с последствиями татаро-монгольского завоевания. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания. Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства (московский период – XV-XVII вв.) Смутное время, экономический и финансовый кризисы, социальные потрясения, преобладание «старого» и влияние новых факторов, серьезность столкновения России с Европой показали, что страна нуждается в модернизации, которая, однако, не приобрела еще четких форм и выступила в XVII веке скорее как тенденция.

 

Русская культура XVIII века

 

Можно ли сказать, что русская культура XVIII века представляет собой сплав нацио­нального искусства и европеизма? Приведите аргументы, подтверждающие или опро­вергающие данный тезис. В XVIII веке характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

Материальная культура

Какие изменения произошли в первой четверти XVIII века в быту и в нравах в россий­ском обществе? Приведите примеры. В XVIII веке русский и европейский дворянин не носит меча - на боку его висит шпага. Петр I начал стричь бороды у встречавших его бояр, обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи. Давались советы, как вести себя в обществе. Проводились общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

 

Образование

Какой была политика российского государства в области развития системы светского и религиозного образования в XVIII веке? Какие учебные заведения были открыты в это время? Представители каких сословий могли в них обучаться? В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц, где учились смолянки. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Общественно-политическая мысль

Каким представляли себе развитие российского государства важнейшие политические и общественные деятели того времени: Ф. Прокопович, В. Татищев, Н. Новиков и др.?

 

Феофан Прокопович, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии, аристократии и монархии—наиболее приемлема неограниченная власть монарха. В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ. Историк Татищев во многих записях ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,— это дворянство. Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

 

Какие темы и идеи были актуальными для XVIII века? Как они решались писателями и поэтами того времени: А. Кантемиром, М. Ломоносовым, Г. Державиным, Д. Фон­визиным, А. Радищевым? Кантемир был непосредственным участником политических событий, предотвративших восстановление в стране светской и церковной реакции. В борьбе против врагов просвещения он исполь зовал и средства литературы. Сатиры Кантемира передавали атмосферу борьбы пер вого послепетровского десятилетия, были полны раздумий поэта о судьбах России, отражали его стремление активно повлиять на исход борьбы нового и старого. Поэтому в их структуре особое место займет личность автора с его нетерпимостью к невежеству во всех его проявлениях, с его высокими социально-нравственными требованиями к человеку. Художественно она будет выражена различным путем. Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”. Гавриил Романович Державин писал в русле классицизма, в основе которого лежат идеи рационализма. Ярким примером является его обличительная ода "Властителям и судьям". Автор считает, что только один Бог может быть царем Земли, а остальные подчинялись его законам. Риторические обращения, восклицания призывают всех к соблюдению закона. Державин пишет, что никто не может быть счастлив о обществе, где люди забыли о долге, чести и справедливости. В России Фонвизин видел разгул реакции после крестьянского восстания 1773-1775 гг., фаворитизм, расхищение гос. Казны. Написанное им «Рассуждение»(1782-1783) явилось одним из лучших произведений русской публицистики 18 века. Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Если рассуждения об обязанностях монарха перед подданными были в духе общих просветительских идей, то более определенно прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием, хотя Фонвизин и имеет в виду дворцовый переворот, способный сместить монархию. Наиболее впечатляющей является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы гос. Управления. В "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев поднимает проблему безвыходного положения народа, нищеты. Остро критикует крепостное право, рассказывает о жизни крестьян. Такой художественный метод, как сентиментализм основан на чувствах человека и, безусловно "Путешествие из Петербурга в Москву" - одно из произведений, вызывающих сильные эмоции у читателя.

 

Театр и музыка

Когда появился первый публичный театр в России? Кто в России содержал крепостные театры? Назовите имена актеров, служивших в них. Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756г., первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Сейчас – это Александри́нский театр (он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

 

Какие музыкальные жанры были распространены в XVIII веке? Развивались такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и особый род приветственных кантов — канты-виваты. Народная песня этого времени очень разнообразна по содержанию; кроме ранее существовавших жанров появляются новые — солдатские и рекрутские, походные и молодецкие. Иное содержание получают исторические песни, в которых рассказывается о военных победах России, деяниях Петра I, походах Суворова и т.п. В XVIII веке начинается изучение лучших образцов национального фольклора; появляются исследования, посвященные русским народным сказкам, пословицам, обрядам и песням. Однако главное место среди музыкальных жанров в XVIII веке занимала опера. Веселые спектакли оказали решающее воздействие на формирование русского оперного жанра. Мелодрама — возникший в XVIII веке в Европе жанр музыкально-театрального представления, в котором литературный текст произносился в сопровождении оркестровой музыки: он либо чередовался с музыкальными номерами, либо звучал на их фоне. Оперная увертюра была тем жанром, благодаря которому развивалась отечественная сим-фоническая музыка в XVIII веке: в недрах театра, как это было и в Европе, рождалась будущая русская симфония. Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в русской музыке XVIII века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музицирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных трупп подготовили создание и расцвет русской классической музыки в XIX веке.

Искусство. Архитектура

Каким целям служила архитектура в XVIII веке? Как она воплощала идею величия Российской империи? Для русского зодчества 18 в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками. Русское зодчество — особенно петровского времени — обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. По своему идейному содержанию оно утверждало патриотические идеи величия русского государства. В середине 18 столетия разворачивается широкая дедтельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов.

 

Каким образом московская архитектура обнаружила свое тяготение к новым формам? Как они воплотились в будущем при создании облика новой столицы российского го­сударства? В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

 

Назовите основные черты архитектурного стиля барокко. Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона, красные, розовые, белые, голубые с желтым акцентом; линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок, в формах полуокружность, прямоугольник, овал, вертикальные линии колонн, горизонтальное членение в отделке домов; форма: сводчатая, куполообразная, прямоугольная; характерные элементы интерьера: величие и пышность в отделке квартир, массивные парадные лестницы, колонны, скульптуры, лепнина и роспись резной арнамент; окна: полуциркульные и прямоугольные; двери: арочные проёмы с колоннами, растительный декор.

 

Какие архитекторы создавали свои произведения в первой половине XVIII века в сти­ле барокко? Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Какую роль в формировании облика Санкт-Петербурга

в XVIII веке сыграло творчество Ф.Б. Растрелли?

Как в его творчестве сочетались западные и русские

традиции? Постройки каких типов были им возведены?

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли — итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др. Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального "растреллиевского стиля" оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм "большого стиля" Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, "нарышкинское", "галицынское" барокко и, конечно же, петербургский стиль. Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой "выдумки", он не уступает никому из современников.

 

Что такое классицизм? Перечислите основные черты, присущие классицизму как ар­хитектурному стилю Классицизм – это направление в искусстве XVII — начала XIX в., основанное на подражании античным образцам, античной поэтике. Преобладают в нем и модные цвета: насыщенные цвета, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой; линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок; форма: четкость и геометризм форм, статуи на крыше; элементы интерьера: сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент в отделе квартир; окна: прямоугольные, удлинённые вверх, со скромным оформлением; двери: прямоугольные, филенчатые, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах, со львами, сфинксами, статуями.

Кто из архитекторов второй половины XVIII века создает памятники архитектуры в стиле классицизма? Крупнейшие мастера раннего классицизма – А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот.

 

Кто их архитекторов XVIII века попытался возродить готический стиль в России? Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

 

Скульптура

Как взаимодействуют в барокко скульптура и архитектура? Приведите примеры тако­го взаимодействия. В течение всего XVII в. творцы стремятся извлечь из сочетания трех искусств — архитектуры, живописи, скульптуры — линейные, цветовые и световые эффекты, представляя в трех измерениях то, что до сих пор считалось подвластным лишь фантазии художника. В Риме Бернини первым приступил к систематическому изучению приемов, позволяющих создавать истинные «картины» в полном соответствии с натурой и в рельефном исполнении. В церкви Сант Андреа ин Квиринале архитектура интерьера похожа на сценическую площадку, где фигура святого над карнизом взмывает к центру купола. В церкви Санта-Мария делла Витториа видение святой Терезы материализуется, а в апсиде собора святого Петра пронизанный светом золотой и бронзовый ковчег кафедры словно бы возносится па глазах у верующих. Стремление выйти за пределы реальной архитектуры посредством живописной иллюзии восходит к давним временам. Ок. 1470 г. Мантенья уже задумывал для Комнаты новобрачных во дворце герцогов Мантуанских интерьер, создающий подлинно иллюзионистский эффект. В эпоху Ренессанса Перуцци, Джулио Ромаио, Корреджо продолжают экспериментировать, делая в стенах, потолках и куполах отверстия, которые выходили на фантастические пейзажи, бегущие облака или ложные архитектурные сооружения. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

 

Какую роль в развитии скульптуры XVIII века сыграли западноевропейские мастера? Когда происходит расцвет русской скульптурной школы? С именами каких русских скульпторов он связан? Многие выдающиеся русские и иностранные зодчие
трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и
величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими
странами. Приглашаемые на русскую службу
иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и
были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения
профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в
Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во
Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скульптуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса которых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутренний мир, характер, многогранность индивидуальности. Среди них Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.