Вторичные признаки государства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вторичные признаки государства

2017-06-29 759
Вторичные признаки государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторичные признаки государства исходят от первичных. К их числу следует отнести:

1. Монополия на легитимное физическое насилие. Этот признак означает, что право на физическое насилие над людьми принадлежит только государству, а не каким-либо иным социальным объединениям или отдельным лицам. «Единственным источником «права» на насилие считается государство», – писал М. Вебер. В любых социальных объединениях есть соотношение господства одних людей над другими, но легитимное насилие как средство принадлежит только государству.

2. Монополия на сбор налогов. Государству принадлежит монополия на легальный сбор налогов. Объем налогов зависит от уровня развития экономики. Древнее общество не знало налогов с населения, которые становятся возможными лишь в условиях возникновения частной собственности. Налоги отличают государство не только от родовой организации, но и от политических и иных объединений индивидов классового общества. Первый период охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Он отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Второй период XVI–XVIII вв., когда денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, возросли расходы государства, характеризуется тем, что к концу XVIII в. правила налогообложения оформляются в правовые рамки, а налоги приобретают признак системности. Третий период в истории налогов начинается в XIX в., отличается большим их разнообразием. Формы налогов становятся более определенными, нормы права более четкими. Учреждаемые государством налоги стали взыскиваться с населения в принудительном порядке, как правило, в заранее установленных размерах и в заранее установленные сроки.

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности механизма государства и иных властных структур на его территории.

Другая форма привлечения средств в государственный бюджет – займы. Они осуществляются на основе кредита и подразделяются на внутренние и внешние. Государственные займы используются в тех же целях, что и налоги, и служат покрытию бюджетного дефицита. Они увеличивают государственные долги и неизбежно ведут к росту налогового обложения населения.

3. Законодательство (право). Законы издаются государством и служат главным образом средством для достижения его целей. Хотя Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» прямо не указывал на законодательство как один из признаков государства, однако весь ход его рассуждений не противоречит тому, чтобы этот признак считать атрибутом государства. И в этом есть смысл, так как при наличии государства, но при отсутствии письменности право не могло возникнуть вместе с государством. Оно появилось позже и первоначально в устной форме. Поскольку в любом классово развитом обществе законодательство – основная форма бытия права, постольку и право в данном контексте можно рассматривать в качестве одного из признаков государства. Но право при этом обладает относительной самостоятельностью. Конечно, государство может, это подтверждают примеры из истории, осуществлять свою деятельность и не в правовых формах. Но эти неправовые формы больше являются исключением, чем правилом. В деятельности государства это исключение превращается в правило лишь в условиях кризиса политической власти и гражданской войны. С помощью права государство получает свое официальное оформление и закрепление. Право служит государству, нуждающемуся в нем как в орудии политического властвования и осуществления определенных политических целей. Связь между правом и государством носит двусторонний характер: они обусловливают друг друга и находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Связь государства с правом неразрывна.

4. Безопасность государства. Любое государство существует в условиях наличия или отсутствия угрожающей ему опасности. Этот показатель является условием существования и вития государства. Стремление человеческого общества к безопасности также способствует возникновению государства, целью которого является безопасность народа. Обеспечение безопасности предполагает активную деятельность государства по недопущению вредных для населения и природы страны воздействий извне. Безопасность государства – это отсутствие опасности с его стороны для населения страны и других государств. Это многогранное понятие, предполагающее территориальную целостность, политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную устойчивость. Политико-правовая устойчивость предполагает недопущение насильственного изменения правового статуса государственной территории (оккупация, государственный переворот и др.), аннексии и др. Правовая безопасность предполагает защиту правовой системы страны от нарушений как извне, так и внутри, со стороны деструктивных элементов.

Государственная целостность – признак устойчивого суверенного государства, суверенной политической власти. Обеспечение территориальной целостности требует в критические ситуации мобилизации всех сил государства. Территориальная безопасность обеспечивается государством через реализацию его внешних функций.

Социально-экономическая безопасность – недопущение превращения территории страны в сырьевой и энергетический придаток других стран либо в рынок сбыта низкосортной продукции. Огромным достижением политической элиты Советской России было то, что она смогла создать в стране самодостаточную экономику. В настоящее время экономикой безопасности угрожает организованная преступность, контролирующая многие рынки, банки, предприятия. Экологическая безопасность территории государства – предотвращение загрязнения окружающей среды (воды, воздуха), обеспечение настоящего и будущего благополучия граждан.

Культурная безопасность государства предполагает недопущение навязывания чуждых народу ценностей и образа жизни.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.