Вильгельм Лай и «педагогика действия» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вильгельм Лай и «педагогика действия»

2017-06-29 1026
Вильгельм Лай и «педагогика действия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие педагоги и психологи конца XIX - начала XX вв. полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут на основе использования положительных и дос­товерных фактов из педагогической практики. Эти факты дол­жны дополнительно проверяться опытным, эксперименталь­ным путем. Данное направление в педагогике того времени известно под названием «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблю­дение, анкетирование и др. Содержание экспериментальной педагогики представляло собой, по существу, свод различных сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, пе­дагогики.

Представителем направления «экспериментальной педагогики» является немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862- 1926 гг.). Основные работы В.А. Лая – «Экспериментальная дидактика», «Школа действия. Реформа школы сообразно требо­ваниям природы и культуры».

В.А. Лай создал новую педагогику – педагогику действия. Он механически трактовал процесс обучения. По его мнению, в основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, на­правленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособле­ние ребенка («возможность самосохранения и самоутверждения по отношению к окружающему миру») было основной задачей школы действия. В действии, считает В.А. Лай, лежит тайна обучения, интереса и внимания. «Человек предназначен для деятельности; ребенок стремится к деятельности; его самообразование в игре есть не что иное, как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы». В школе, по мнению В.А. Лая, на первом месте должен быть ребенок, «ученик, а не учебный материал и не будущая профессия».

Средства выражения (действия) могли быть самыми разнообразными – рисование, лепка, черчение, музыка и танцы, пение, уход за животными и растениями, естественно-научные опыты и моделирование. При этом ручной труд выступал у В.А. Лая не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Руч­ной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в школу как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

На основе такого подхода был построен «органический учебный план», соединяющий «наблюдательно-вещественное» (все, что связано с восприятием – жизнь природы, человека и общества) и «изобразительно-формальное» (средства выражения) преподавание (педагогический процесс (по В.А. Лаю) представлен в схеме 9.1).

Схема 9.1

Педагогический процесс (по В.А. Лаю) [13]

 


Принципы школы действия в начале XX в. использовались в школах и дошкольных учреждениях многих стран.

Эдуард Торндайк и педология

Возникновение экспериментальной педагогики послужи­ло важным импульсом развития науки о детях – педологии, которая представляла собой синтез психологических, био­логических и социологических знаний о ребенке и основы­валась на представлении о нем как о субъекте, судьба кото­рого предопределена наследственностью и влиянием обще­ственной среды. До возникновения педологии ребенок выступал в качестве объекта познания отдельных наук, ко­торые подходили к его изучению каждая со своих позиций. Педология пыталась разработать такие методы, которые помогли бы получить знание о ребенке в целостном виде.

Наибольший вклад в развитие педологии внес психолог Эдуард Торндайк (1874-1949 гг.). Э. Торндайк сводил процесс воспитания ребенка к развитию желательных реакций на стимулы.

Он разработал систему количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов. Э. Торндайк отмечал, что на педагогику как научную дис­циплину можно опираться только по мере усвоения ею коли­чественных методов исследования. Любые стимулы, согласно его теории, могут быть заранее разработаны в соответствии с целями воспитания, а ответные реакции классифицированы и подвергнуты количественному измерению.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.