Дидактические принципы Я.А. Коменского — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Дидактические принципы Я.А. Коменского

2017-06-29 779
Дидактические принципы Я.А. Коменского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следуя сенсуалистической философии, Я.А. Коменский выдвинул следующие дидактические принципы:

- принцип на­глядности обучения.

Я.А. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалис­тических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Я.А. Коменский сформулировал «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схваты­ваться несколькими чувствами».

Познание начинается с ощущения, подчеркивает Я.А. Коменский. В своем обосновании наглядности Я.А. Коменский, учи­тывал то, что содержала теория и практика обучения до него. Од­нако он придал наглядности обучения всеобъемлющий характер, пытался найти опору этому принципу в возрастных особенностях и обосновать его законами познания.

- принцип сознательности обучения.

Отказ от механической зубрежки, догматичности обучения.

- принцип систематичности обучения.

Важно доводить учащихся до понимания связи между явлениями. Учебный материал не должен казаться хаосом. В обучении нужно идти от фактов к выводам, от примеров к правилам. Идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

- принцип последовательности обучения.

Изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями.

- принцип посильности обучения.

Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.

- принцип прочности усвоения учащимися учебного материала.

Все, имеющее связь, должно преподаваться в связи. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах. Особое внимание следует уделять упражнениям, повторению учебного материала.

6.7. Учение Я.А. Коменского о нравственном воспитании и дисциплине

Значительное место в учении Я.А. Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Главный девиз Коменского: «Человек должен быть воспитан для человечности». Христианско-протестантская этика «чешских братьев» лежит в ос­нове его нравственных принципов, его четырех добродетелей: муд­рости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Эти добродетели подрастающий человек приобретает в школе.

Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения, неоднократно подчеркивая, что «ученость – спутница высокой морали». В своих правилах развития нравственности он говорит о нравствен­ном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о ве­щах есть истинная основа всякой добродетели». Правильно орга­низованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «нико­го не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность».

Опираясь в содержании и организации нравственного воспита­ния на гуманистические, демократические основания, Я.А. Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, человеческих отношений между людьми. Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в самой школе должны господствовать доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость.

Методами нравственного воспитания можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание.

Примеру он придает большое значение и неоднократно возвращается к нему уже в «Материнской школе». Основывается значение примера на склонности детей к подражанию. Но пример не дает нужных результатов, если он не сопровождается словом, разъяснением, наставлением.Здесь важно непосредственное знакомство с нравственными требованиями, которые должны отличаться определенностью, доступностью, поддерживаться не только школой, но и семьей, родителями, всеми окружающими ребенка людьми. Воспитательное значение он придавал художественной литературе, которая изучается во всем ее богатстве.

Упражнениямидетей в нравственных поступках могут служить по Я.А. Коменскому, и игры детей.

Важное место он отводил поощрению.Он советовал учителю быть внимательным к поведению ученика и, если он проявляет старание, преодолевает трудности, надо поощрять его похвалой, отметкой, подарком.

Я.А. Коменский подробно рассматривал проблему наказаний.Он выделял те проявления в поведении ученика, которые заслуживают особой строгости. Это богохульство, упрямство, ложь. В таких случаях допустимо даже наказание розгой. Но надо строго отличать проступок нечаянный от злоумыш­ленного и строго наказывать лишь за сознательные проступки.

Проблема наказаний занимает большое место в системе вос­питания дисциплины,которую Я.А. Коменский рассматривает как ус­ловие успешного обучения и воспитания, как предмет воспита­ния и его метод (способ). Школа, считает он, это ма­ленькое государство, основу которого составляет порядок, стро­гое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», - пишет он в специальной главе «Ве­ликой дидактики», посвященной дисциплине (глава XXVI). Я.А. Коменский связывает дисциплину учени­ка с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он считал, что следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, откровенным благорасположением».

Не отрицая физичес­кие наказания в системе нравственного воспитания, Я.А. Коменский вводит их и в воспитание дисциплины. Он называет проступки, когда оправ­даны эти наказания: это проявление безбожия, выступление про­тив божественных законов, это упорное неповиновение и умыш­ленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.

6.8. Учитель и требования к нему

Решение всех этих проблем в школе Я.А. Коменский связывает с особенностями личности учителя,осознанием им самим своего предназначения в обществе.

Проблема учителя занимает большое место в педагогическом учении Я.А. Коменского. Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя «поставлены на высоко почетном месте... им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Я.А. Коменский обобщает в подходах о роли учителя свой собственный опыт, ибо он был учителем-практиком. Стержнем в характеристике личности учителя выступает гуманизм в отношении к ученикам. Поэтому его рассуждения об особенностях учительской профессии, о требованиях к учителю, об отношении к нему звучат конкретно и современно. Быть учителем – дар Божий, и если человек чувствует в себе это призвание, то может посвятить ему всю свою жизнь.

Я.А. Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми, как за растениями в саду и т.д. Но чтобы быть таким, учитель должен уважать себя и свою профессию.

Но и государство должно заботиться об учителях и о том, чтоб ими становились люди почтенные, мудрые, набожные, деятельные. А если учителю не хочется работать в школе, его трудная профессия ему в тягость, пусть он оставит школу, и никто не должен ему в этом мешать.

Важнейшее качество учителя – вера в ученика. Интересны суждения Я.А. Коменского о плохом учителе, который как бы не видит своих учеников, швыряет им задания, как собакам кости и приходит в бешенство, когда эти задания не выполняются. «Что это, как не способ подавлять естественную наклонность и насильственно вызывать отвращение к занятиям», - замечает Я.А. Коменский в своем труде «Об изгнании косности из школ».

Итак, учитель – это пример для ученика, это его наставник друг, организатор учения. Я.А. Коменский считал, что отношение ученика к школе, к учению целиком определяется учителем. Это должны понимать родители, очень бережно поддерживая авторитет учителя в глазах ученика.

Таким образом, учение Я.А. Коменского об учителе основано на глубоком понимании и утверждении его социальной роли, осо­бенностях его личности, значения его как носителя культуры, обес­печивающего гуманистическую направленность всего дела образования.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.