Школа и развитие педагогической мысли в Древнем Китае — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Школа и развитие педагогической мысли в Древнем Китае

2017-06-29 312
Школа и развитие педагогической мысли в Древнем Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания.

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравших­ся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). В сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств:мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Возникшие к VI в. до н. э. философские школы (даосизм, буддизм, конфуцианство) в Китае пытались теоретически осмыслить образование.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание, бездеятельность.

Буддийская педагогическая традиция пришла в Китай из Индии.

Огромное воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551-479 гг.до н.э.) и его последователи. Конфуций обобщил опыт образования и высказал свои оригинальные идеи в этой области.

Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Он не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. В соответствии с возможностями «в деле постижения мудрости» Конфуций предлагает классификацию по способностям: «сыны неба», обладающие врожденной мудростью; «благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию; «чернь», не способная к процессу обучения.

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.

Его педагогические идеи нашли отражение в книге «Беседы и суждения». В ней воспроизведены беседы философа с учениками. Вот некоторые из его наставлений: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время; размышлять не учась – опасно»; «Учиться без пресыщения». Начиная с II в. н.э. в школе эта книга была обязательна для заучивания наизусть.

Высокие требования предъявлял Конфуций к воспитателю. Им может быть только человек, способный совершенствовать себя. Конфуций обращал внимание на необходимость индивидуального подхода к ученикам. Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником («учитель и ученики растут вместе»), на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.- II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования. В этот период вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите характерные черты развития школы и воспитания в цивилизациях Древнего Востока.

2. Проследите эволюцию эдуббы в Древней Месопотамии.

3. Назовите факторы, оказавшие влияние на развитие воспитания в Древней Индии. Изложите взгляды индуизма и буддизма на воспитание.

4. Раскройте педагогический идеал Конфуция.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.