Школа и воспитание в Междуречье — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Школа и воспитание в Междуречье

2017-06-29 694
Школа и воспитание в Междуречье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые школы в Междуречье (Месопотамии) для подготовки грамотных людей (писцов) появились в 3 тысячелетии до н.э. и именовались «домами табличек» (по шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись.

Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Первые эдуббы возникли в семьях писцов, за­тем – при храмах и дворцах. Эти образовательные учреждения базировались на традициях патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как это следует, напри­мер, из «Кодекса Хаммурапи» за подготовку сына к жизни и обу­чение его ремеслу ответственность нес, прежде всего, отец.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и про­свещения. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тыся­челетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались де­сятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учи­телем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упраж­нения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дис­циплиной.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь семей­ной общины. Возглавлял эдуббу «отец учитель»; остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы.

Ученик посещал школу ежедневно от восхода до заката. Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ре­меслу писца. Ученикам надлежало научиться изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинопи­си. За годы учения они должны были изготовить полный ком­плект табличек с заданными текстами.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

Приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба)состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал препо­даватель. В позднюю эпоху выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запомина­ние терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора с преподавателем или одноклассником, с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

Процесс образования в «домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных ис­торий, приобретал запас практических умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. В зави­симости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии.

Выпускник эдуббы должен был знать арифметические дей­ствия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения, разбирать­ся в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разби­раться в тканях, металлах, растениях. Особо оговаривается, что выпускник эдуббы должен знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и корабельщиков.

Возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» претерпе­ли в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительски­ми центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособия­ми – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставле­ния, выраженные в фольклорной форме, что облегчало процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая по­ловина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образова­ния выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они имели мно­жество помещений для хранения табличек. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духо­венства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев –торговцев и ремесленников.

Школа Древнего Египта

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

Идеалом древ­него египтянина считался немногословный, стойкий к лишени­ям и ударам судьбы человек.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слу­шаться. Эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. Они рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений.

Идеалы и цели воспитания постепенно пересматри­вались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне спе­циального сословно-профессионального обучения.

Приобретение образования требовало немалого труда. Заня­тия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Неради­вых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не ме­нее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и класси­ческое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религи­озных текстов. Ученики пи­сали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписыва­ли и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботи­лись об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На после­дующем этапе обучали красноречию, что считалось наиваж­нейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы враче­вателей.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.