Тема 1. Политико-правовые учения в России и на Западе в XX в. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 1. Политико-правовые учения в России и на Западе в XX в.

2017-06-29 164
Тема 1. Политико-правовые учения в России и на Западе в XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Аналитическая юриспруденция

2. Позитивистский нормативизм Кельзена

3. Прагматический позитивизм

4. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма

5. Социологическая юриспруденция

6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

7. Политко-правовая идеология евразийства

8. Марксизм в России

9. Политико-правовая идеология национал-социализма

10. Возрожденное естественное право

 

Обязательная литература

 

1. Лейст О. История политических и правовых учений. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_Index.php

2. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М.: 2004. *

Дополнительная литература

1. Кельзен Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция). Часть 1 // Право и политика. – М.: Nota Bene, 2006, № 8. – С. 5-14

2. Кельзен Г. Судебная гарантия Конституции. (Конституционная юстиция. Часть 2. Окончание) // Право и политика. – М.: Nota Bene, 2006, № 9. – С. 5-18

3. Шпенглер О. Пруссачество и социализм М.: Праксис, 2010. - 228 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание истории политико-правовых учений ведется после общеобразовательных дисциплин - философии, социологии, политологии, так и общепрофессиональных - теории государства и права, истории государства и права России, зарубежных стран, конституционного права. Важнейший методический принцип - обеспечение преемственности преподавания. Особенно это касается такого фундаментального курса как теория государства и права, который дает базовые понятия и категории. Практика показывает, что студент хорошо освоивший общеобразовательные и общепрофессиональные курсы успешно осваивает курс по истории политических и правовых учений. Важно увидеть и представить междисциплинарные связи, видеть сквозные темы - такие как теория происхождения государства, соотношение права и морали, право и политики, морали и политики. Тогда сухие, абстрактные правовые категории как бы наполняются конкретным содержанием, представлениями о государстве и праве в различные эпохи истории человечества.

Нет нужды повторять, что механическое заучивание текста не даст пользы, необходимо вдумчивое чтение и анализ прочитанного, определение главных, основных идей той или иной доктрины, учения. Целесообразно составление логических схем. Необходимо попытаться проследить развитие тех или иных идей, теории, обратив внимание на условия их возникновения. Теория разделения властей (почему она возникла в Западной Европе?). Как оценивалась такими авторами как Локк, Монтескье, Кант, Констан, Пестель и Н. Муравьев? Четко представить основные политико-правовые идеологии, направления - либеральное - Локк, Монтескье, Констан, Милль; Консервативное - Бёрк, де Местер; социалистическое – Мор, Кампанелла, Фурье, Оуэн.

Нет смысла изучать предмет по прошлогодним вопросам и билетам, поскольку преподаватель в рамках стандарта вносит коррективы, что-то вносит новое. Подготовка по билетам оборачивается потерей последовательности, логики развития политико-правовых доктрин.

Закономерен вопрос: "заучивать ли даты"? Авторами правовых доктрин почти исключительно выступали отдельные мыслители, их жизнь проходила в определенных исторических условиях. Для ориентации студента во времени лекторы дают годы жизни мыслителей прошлого.

С точки зрения предмета нашего курса нет смысла "на зубок" знать их биографии, “зубрить” даты их жизни в ущерб пониманию логики развития политико-правовых доктрин. Так, смерть Сократа существенно изменила первоначальные намерения его ученика Платона заняться политикой, определила отрицательное отношение к афинскому политическому строю. Преподаватель, отмечая в лекции те или иные факты биографий, делает это с целью акцентирования внимания на содержание тех или иных сторон политико-правовых учений, иногда для оживления восприятия студентов.

Нередко биографии мыслителей и не связаны с содержанием их политико-правовых доктрин. Так, автор "Утопии" Т. Мор сделал блистательную карьеру, которая оборвалась на плахе.

Заучивать даты нет смысла, а вот знание эпохи, века написания того или иного произведения, необходимо. Это дает возможность понять дух времени, общественные потребности, ответ на тот "социальный заказ", который вольно или невольно выполнял каждый мыслитель.

Конечно, необходимо знание опорных, как ныне говорят "знаковых дат" - 1649, 1688, 1789, 1825,1917 и т.д.

Следует обратить внимание на критерии оценки и структуру политико-правовых доктрин. При изучении следует учитывать, что каждая доктрина состоит из трех компонентов:

1) логико-теоретическая основа (философская, либо религиозное обоснование);

2) понятийно-категориальный аппарат, решение вопроса о происхождении государства, права закономерностях их развития;

3) программно - целевые установки, оценка существующего государства, права, политические цели и задачи.

Уяснить эту структуру поможет следующий пример. Обратимся к хрестоматийному произведению Д. Локка "Два трактата о правлении".

1. Теоретическая основа - Теория естественного права.

2. Понятийное содержание - в основе возникновения государства - общественный договор. Люди договорились делегировать часть своих естественных прав государству. Закон - выражение общей воли, равенство людей перед законом. Программа и цели.

3. Государство (в данном случае феодальное) нарушило общественный договор. Необходимо осуществить попятное движение, вернуть индивидууму полноту личных прав, оставив за государством самый минимум полномочий. Для обеспечения гарантии прав и свобод граждан, баланса политических сил необходимо последовательное осуществление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную и федеративную. Ведущей ветвью власти по Локку, несомненно, является представительная (законодательная).

Конечно это самая общая схема, каркас. Раскрытие вопроса потребует изложения и объяснения других идей и положений, сформулированных Локком. Однако эта схема применима к оценке и других политико-правовых доктрин. Она позволит четко представить и показать при ответе:

-мировоззренческие основы того или иного учения;

-основное содержание, развитие представлений того или иного мыслителя о происхождении, сущности государства, права, политики и власти и т.д.;

-интересы, настроения социальных групп (сословий, классов и пр.) которые вольно или невольно выражает то или иное учение, соответственно и политико-правовой идеал того или иного мыслителя.

Отметим многовариантность, альтернативность учений, возникших казалось на одной мировоззренческой основе. Эти различия определяются самыми разными факторами, в том числе симпатиями и антипатиями авторов. Так, Т. Гоббс и Д. Локк исходили из естественно правовой доктрины, но первый догражданское состояние оценивал как "войну всех против всех", а второй - как достаточно гармоничнее, почти бесконфликтное существование. Факторы возникновения государства, их функции, полномочия оценивались Гоббсом и Локком с разных позиций. Симптоматична оценка "общественного договора" Пуфендорфа и Руссо. Между ними существенная разница. Пуфендорф стоял на достаточно умеренных позициях, относил не только народ, по и правителей к участникам общественного договора, поэтому делал вывод, что для его расторжения необходимо обоюдное согласие.

Руссо стоял на радикальных позициях. Обосновывал идею народною суверенитета, как прямого народоправства, он не считал правителей участниками общественного договора, выносил их "за скобки". По его теории отношения народа и правительства основано только на поручении правительству осуществлять исполнительную власть. Правительство лишь выполняет поручение народа. Тем самым обосновывался принцип ответственности должностных лиц, правительства перед народом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тематика контрольных работ и список рекомендованной литературы не исключает и самостоятельный выбор темы, а также и самостоятельный поиск дополнительной литературы и источников. Вопросы истории политико-правовых учений затрагиваются в многочисленных трудах по истории государства и права, теории государства и права, отечественной и зарубежной истории, социологии, политологии и другим общественным наукам.

По всем темам контрольных работ рекомендуются учебники “История политических и правовых учений”/ под редакцией В. С. Нерсесянца. М. 2004.

Прежние учебники по курсу в значительной степени устарели и требуют критической оценки.

Контрольная работа должна быть написана разборчиво и только на одной стороне листа, а также оформлена с учетом соответствующих требований. Должны быть поля на левой стороне листа для замечаний преподавателя. Объем работы 15 – 20 страниц рукописного текста. В начале работы дается план в 2 – 3 вопроса, в конце работы – список использованных источников и литературы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ контрольных работ

1. Понятие морали и права в древней Индии.

2. Соотношение права и морали в конфуцианстве и легизме.

3. Платон о праве и справедливости.

4. Платон об идеальном государстве.

5. Аристотель о формах правления.

6. Типология права по Аристотелю.

7. Полибий о смешанной форме правления.

8. Платон и Аристотель о происхождении государства: общее и особенное.

9. Концепция государства и права по Цицерону.

10. Римские юристы о праве.

11. Политическое учение Августина Блаженного.

12. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

13. Технологии политического господства по Макиавелли.

14. Макиавелли о политике как самостоятельной сфере общественной жизни.

15. Лютер и Кальвин о светской и духовной власти.

16. Боден о государственном суверенитете.

17. Мораль и право о трактате. «Слово о законе и благодати».

18. Политическая доктрина инока Филофея.

19. А. Курбский, Иван Грозный о государстве и праве.

20. Г. Гроций о праве и государстве.

21. Естественно-правовая доктрина в трактовке Т. Гоббса и Д. Локка.

22. Теория разделения властей в трактовке Д. Локка и Ш. Монтескье.

23. Ш. Монтескье: факторы исторического процесса.

24. Понятие народного суверенитета по Руссо.

25. Э. Бёрк: критический анализ либерализма.

26. Ж. де Местр о государстве и законах.

27. Б. Констан о системе власти и правах личности.

28. А. Токвиль о свободе, равенстве и демократии.

29. И. Бентам о реформировании политического строя Англии и уголовного права.

30. Обоснование теории правого государства в условиях нового времени.

31. Идея разделения властей в «Русской правде «Пестеля» и «Конституции» Н. Муравьева.

32. Либерально-государственная концепция Б. Чичерина.

33. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского

34. К. Маркс и Ф. Энгельс о государстве и праве.

35. Марксизм о перспективах пролетарской государственности.

36. Психологическая концепция права Л. Петражицкого.

37. В.Ленин о республике Советов как политической форме диктатуры пролетариата.

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Предметом истории политических и правовых учений является:

а) история развития государственно-правовых институтов;

б) история развития источников права;

в) история концепций и представлений о государстве, праве и политике.

 

2. Спецификой древневосточных политико-правовых учений является:

а) рационалистический характер;

б) мифологический и религиозный характер;

б) секуляристский характер.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.