Основные речевые конструкции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные речевые конструкции

2017-06-29 2766
Основные речевые конструкции 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Можно сказать, что значительная часть нашей речи не является экспромтом – значительное количество ситуаций общения достаточно тщательно разработано с точки зрения ритуала, т.е. в определенных ситуациях следует пользоваться некими заранее известными речевыми конструкциями: приветствие, обращение,комплимент, представление, поздравление, пожелание, извинение. И каждая такая конструкция подчиняется определенным правилам, не зная которые сложно создать благоприятное впечатление о себе.

Когда мы появляемся в новом обществе, люди, прежде всего, обращают внимание на наш внешний вид, а затем на то, как мы говорим, и, в первую очередь – как мы обращаемся к людям. Но до того, как обратиться к человеку, необходимо его поприветствовать.

Приветствие. Формы приветствия различны: это и жесты, и позы, и приветственные слова.

Древние римляне приветствовали друг друга фразой: «Хорошо ли Вы потеете?», древние китайцы: «Ели ли Вы сегодня?», монголы: «Здоров ли Ваш скот?», персы: «Будьте веселы!».

В русском языке многообразные формы приветствия связаны с пожеланием человеку добра, здоровья и благополучия.

Этикетные правила рекомендуют: встречая знакомого несколько раз за день, можно использовать все вежливые формы приветствия, или если все они уже исчерпаны, можно просто улыбнуться и вежливо кивнуть головой, но какое-то приветствие все же необходимо. Сервантес говорил: «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».

Здороваться первым должен, в зависимости от ситуации, мужчина, младший по возрасту, или младший по положению. Здоровается первым тот, кто входит в помещение, тот, кто обгоняет идущего, гости сначала здороваются с хозяевами, а затем с остальными гостями. Но, вообще, первым здоровается тот, кто лучше воспитан, однако руку первой подает мужчине женщина.

Считается, что когда встречаются две пары, то сначала мужчины должны поприветствовать женщин, затем женщины друг друга, и только потом могут поздороваться мужчины, но, конечно же, в неофициальной обстановке достаточно общего приветствия.

Следует также приветствовать человека, которого приветствует ваш спутник, даже если вы его не знаете. И человека, который приветствовал вас, но кажется вам незнакомым, может быть, Вы его просто не узнали. Приветствием так же нужно начинать и любой необходимый вопрос, к кому бы он ни был обращен.

Обращения. Исконно русское обращение на «ты» со всеми. Обращение на «вы» к одному человеку подчеркивает уважение, которое мы к этому человеку испытываем: «ты один стоишь многих». Можно обратиться на «ты» к знакомому в неофициальной обстановке; в дружеских, интимных отношениях; к сильно младшему по возрасту. Совершенно неприлично обратиться на «ты» к младшему по положению, особенно, если он обращается на «вы».

Нужно обращаться на «вы» к малознакомому; к другу в официальной обстановке; к старшему, равному и младшему по положению; к старшему по возрасту. Обращение на «Вы» носит название официального, на «Ты» неофициального.

Обращения по форме можно классифицировать на личные и безличные. В тех случаях, когда вы знаете, как зовут человека предпочтительны личные обращения. Возможны безличные обращения: простите, извините (не извиняюсь), будьте добры и т.д. К незнакомым людям допустимо безличное обращение: молодой человек, девушка, гражданин, господин, госпожа. Менее прижились, но допустимы: сударь, сударыня.

НЕЛЬЗЯ использовать как обращения: мужчина, женщина, бабка, дед, мать, отец и т.д.

Комплимент — хорошее начало для разговора, но стоит помнить несколько правил: не нужно делать комплименты вещам (только оговаривая, что они подходят этому человеку), не нужно использовать конструкций: «Вы сегодня прекрасно выглядите», комплименты должны быть простыми и естественными, услышав комплимент, можно сказать: «Спасибо».

Представление. Общее правило представления заключается в том, что надо представлять младшего старшему, а мужчину женщине. Представляя кого-либо женщине или старшему, следует использовать конструкцию: «Разрешите Вам представить...». Представляя женщину, обычно называют только имя. Представляя высокопоставленному лицу, можно не называть его имени, так в случае представлениям директору нового сотрудника, обращение может быть: «Господин директор, разрешите Вам представить...» Представляя кого-либо в служебной обстановке, следует называть должность.

Поздравление и пожелание. Конечно, ваше личное творчество, но обратить внимание: очень важен тон: он должен быть искренним и теплым. В рабочем коллективе или в кругу друзей не следует говорить штампами и стараться каждому сказать что-либо особенное; Возможны пожелания в стихах. Поздравляя женщину или старшего по возрасту/положению нужно использовать конструкцию: «Разрешите Вас поздравить...»

Извинения. Здесь особенно важен искренний тон. Допустимы конструкции: «Извините, пожалуйста», «Не сердитесь на меня, пожалуйста». Не допускать вульгаризмов: «Простите, ради Христа!», «Простите, если, что не так!»

Конечно же, желая произвести впечатление культурного человека, нужно обратить внимание на свой словарь. Ваш язык должен быть литературным, т.е. нормированным, слова в котором отобраны и входят во все словари. Литературный язык не должен включать: жаргон, диалект, просторечия и вульгаризмы. Совершенно недопустимо применение ненормативной лексики.

Диалект — особенность разговорной речи людей, объединенных по территориальному признаку (верхняя Волга — «а-кает», остальная «о-кает», мягкие малороссийские и украинские согласные). Диалект, конечно же, не национальный колорит, а недоработка речевой культуры.

Жаргон — речевые конструкции отдельных групп людей, объединенных социальными признаками, искусственно создаваемые для языкового обособления. Можно выделить: жаргон канцелярский (следовательно, т.о.), жаргон милицейский (бомж, ос у жденный, возб у ждено), жаргон шахтерский (на гор а), наиболее известный — воровской, и молодежный (шнурки в стакане). Многие жаргонные слова прочно вошли в наш обиход, но мы даже не всегда знаем их истинный смысл.

Вульгаризмы — морда, рыло, жрать, околеть, башка – вульгарные, грубые формы, имеющие общеупотребляемые аналоги в языке культурного человека.

Просторечия — грубые, упрощенные слова, их несоответствие литературному языку связано, прежде всего, с орфоэпическими ошибками: инженер а, средств а, договор а

От всего этого культурному человеку совершенно необходимо избавиться, т.к. бравирование грубостью в языке не только шокирует и режет слух окружающим, но и свидетельствует о вашей психической неполноценности, а Пушкин употреблял по этому поводу термины — «лакейство», «холопство».

 

Тема 5. Культура общения


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.