Лесоперерабатывающий комплекс — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Лесоперерабатывающий комплекс

2017-06-29 325
Лесоперерабатывающий комплекс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общий запас древесины на корню Центрального федерального округа составляет 4,8% от общероссийской, расчетная лесосека – 6%. Лесистость макрорегиона не превышает 35%. Центральный федеральный округ занимает 5-е место среди федеральных округов по производству деловой древесины, в 2008 году ее было заготовлено 6,9 млн. куб. м (7,6% от общероссийских объемов). Наибольшие запасы древесины приходятся на Костромскую и Тверскую области. Наибольшая лесистость территории (более 50%) характерна для Костромской, Тверской и Владимирской областей. Эти же области лидируют по производству деловой древесины.

Мероприятия по лесовосстановлению в Центральном федеральном округе в 2008 году проводились на площади 55,7 тыс. га, из которых более половины пришлось на Костромскую, Тверскую и Владимирскую области.

По состоянию на 1 октября 2010 года в Центральном федеральном округе реализуется 13 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с общим объемом капитальных вложений 67 млрд. рублей и общим объемом потребляемого сырья 6,5 млн. куб. м. Реализация указанных проектов позволит дополнительно создать 5300 рабочих мест.

Крупнейшими предприятиями округа по производству мебели являются ОАО «МК «Шатура», ОАО «Сходнямебель» (Московская область) и ОАО «Дятьково-ДОЗ» (Брянская область).

Одной из общих проблем для лесоперерабатывающего комплекса Центрального федерального округа является отсутствие сбыта древесины осины и ольхи при устойчивом спросе на хвойную и березовую. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос утилизации отходов и низкокачественной древесины, в том числе через использование их для производства биотоплива.

Основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного хозяйства, следующие:

1. Истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспортировки.

2. Недостаточная точность учета лесных ресурсов.

3. Низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне.

4. Значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

5. Невысокое качество лесовосстановления.

6. Низкий технический уровень лесохозяйственных работ.

7. Слабо развитая инфраструктура лесного хозяйства.

8. Высокий уровень нелегального оборота древесины.

9. Нарушение биологического разнообразия лесов. В местах интенсивного освоения наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Россией соответствующих международных обязательств.

Все эти факторы наиболее явно проявились в ситуации с лесными пожарами в Европейской части России летом 2010 года.

Основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа включают в себя:

- формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;

- решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;

- формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;

- дальнейшее развитие лесоперерабатывающих территориально-производственных комплексов;

- развитие мощностей по глубокой переработке древесины с собственной заготовительной базой, повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья, рост на этой основе дохода на 1 куб. м заготовленной древесины;

- расширение ассортимента и переориентация производства на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции;

- организация производства древесного топлива из отходов деревообработки и низкосортной нереализуемой древесины;

- строительство лесовозных дорог всесезонного использования;

- обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;

- подготовка и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;

- развитие системы финансовой аренды (лизинга) техники, используемой в лесопромышленном комплексе;

- опережающее введение мощностей по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости: целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, плит, мебели;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Для взаимоувязкиесного хозяйства и использования лесов с планами развития лесопромышленного комплекса на территории округа будет осуществляться ведение государственного лесного реестра, проведение лесоустройства, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, зонирование лесных земель по видам использования лесов, предоставление лесных участков в аренду, строительство и реконструкция лесных дорог.

Наиболее мощный кластер развития лесного комплекса Центрального федерального округа будет сформирован в Шарьинском и Мантуровском районах Костромской области. Перспективы инновационного развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли макрорегиона также во многом связаны с Костромской областью, при этом значительное развитие лесопромышленный комплекс области получит за счет планируемого строительства целлюлозно-бумажного комбината.

Особенностью лесохозяйственного комплекса Владимирской области является снижение доли наиболее востребованных хвойных пород, строительство новых и расширение существующих предприятий по переработке лиственной и малоценной древесины, в первую очередь осиновой.

Значительная часть лесных ресурсов Тверской области имеет водоохранное, средоформирующее, средозащитное, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение, что существенным образом ограничивает возможности их промышленного использования. Поэтому особую актуальность здесь имеет повышение глубины переработки доступных для освоения лесных ресурсов, создание высокотехнологичных производств.

Также лесная промышленность развивается в Калужской области.

Ряд проектов, реализуемых в макрорегионе, включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Минпромторга России в области освоения лесов. К ним относятся:

1. Создание предприятий по глубокой переработке древесины в Брянской области.

2. Реконструкция и модернизация процесса производства лущеного шпона и фанеры с увеличением объемов переработки лиственной и хвойной древесины с безотходным циклом производства и дополнительным использованием отходов лесозаготовки и лесопереработки в Рязанской области.

4. Строительство целлюлозно-бумажного комбината в Мантуровском районе Костромской области.

5. Создание производств по комплексной переработке древесного сырья в Ивановской области.

7. Деревообрабатывающее производство с лесозаготовительным комплексом во Владимирской области.

8. Создание современных предприятий по производству клееного бруса и паллет в Тверской области.

9. Создание в Смоленской области кластера по глубокой переработке древесины (при участии Инвестиционного фонда Российской Федерации).

Для обеспечения эффективного развития лесоперерабатывающего комплекса, поддержания и увеличения объемов заготовки и вывозки древесного сырья в Центральном федеральном округе необходимо развивать строительство лесовозных дорог круглогодичного и временного использования. При этом предстоит выйти на объемы ежегодного ввода 224 км лесовозных дорог круглогодичного действия и 960 км дорог временного использования.

Ожидаемыми результатами развития лесоперерабатывающего комплекса Центрального федерального округа являются обеспечение сохранности лесных ресурсов макрорегиона, повышение эффективности лесопользования, формирование в отрасли полного производственно-коммерческого цикла на высокотехнологичной основе, увеличение объема производства конкурентоспособной продукции лесопереработки, превращение отрасли в один из факторов устойчивого развития экономики округа.

 

Легкая промышленность

 

Центральный федеральный округ является лидером в производстве продукции легкой промышленности. Здесь сосредоточены две трети производственных мощностей по выпуску текстиля, расположено 55 из 102 крупнейших предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли в масштабах страны. В макрорегионе производится около 90% общероссийского выпуска хлопчатобумажных тканей, 86% льняных, 73% шерстяных, 60% шелковых тканей и свыше 75% нетканых материалов.

Крупнейшими центрами легкой промышленности округа являются Ивановская, Костромская и Ярославская области.

Основные системные проблемы развития легкой промышленности округа, требующие скорейшего решения:

- техническая и технологическая отсталость от зарубежных стран, выражающаяся в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;

- низкий уровень инновационной и инвестиционной активности, низкая доля инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынке;

- высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;

- социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переделам.

Существенной проблемой легкой промышленности является конкуренция с контрабандной и контрафактной продукцией, которая приводит к экономически необоснованному снижению цены на свою продукцию, сокращению размера получаемой прибыли и, как следствие, к снижению потенциала развития. Для консолидации усилий по защите рынка от незаконного оборота товаров легкой промышленности необходимо создать региональные комиссии в субъектах Российской Федерации аналогичные Межведомственной комиссии по борьбе с контрабандой и контрафактом на федеральном уровне.

Доминирование импортной продукции на внутреннем рынке при отсутствии государственной поддержки способно привести к деградации легкой промышленности, технологическому отставанию от мирового уровня, потере научного и кадрового потенциала, снижению объемов инноваций.

Основными направлениями решения проблем отрасли и превращения легкой промышленности в существенный фактор развития Центрального федерального округа являются:

- техническое перевооружение и модернизация производства, внедрение прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости от зарубежных стран;

- обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства;

- развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств;

- развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, инженерных и управленческих кадров.

Государственная поддержка отрасли будет осуществляться через субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и стимулирование экспорта. Будут привлечены институты развития Российской Федерации с участием ОАО «Россельхозбанк» и государственной корпорации «Внешэкономбанк», использованы механизмы государственно-частного партнерства. Позитивным фактором и особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства.

Процессы модернизации легкой промышленности упрощаются ввиду высокой мобильности производства и технологических возможностей предприятий, позволяющих при конъюнктурных изменениях рынка осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска.

В Центральном федеральном округе три области: Ивановская, Костромская и Ярославская включены в число субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрена реализация пилотных проектов по модернизации текстильного и льняного производства. Данные пилотные проекты формируют ориентиры для развития легкой промышленности всего округа.

В Ярославской области предусмотрена модернизация и развитие комплекса переработки льна и производства технического текстиля, в том числе не имеющего аналогов в стране. Проект включает всю цепочку создания добавленной стоимости от выращивания льна до готовой товарной продукции (производство бытовых тканей и швейных изделий). Реализация проекта приведет к развитию смежных отраслей региона (нефтеперерабатывающей и химической промышленности, агропромышленного комплекса), будет создана надежная сырьевая база для предприятий первичной обработки и выпуска текстиля области. Стоимость проекта около 6,7 млрд. рублей.

Смоленская область традиционно специализируется на производстве трикотажных, чулочно-носочных изделий, занимающих до 5% всего общероссийского производства, реализуется проект по производству основы для текстильного флока, аналогов которым в России не существует, планируется к реализации инвестиционный проект «Внедрение высокоэффективной технологии переработки льняного волокна».

Создание текстильно-промышленного кластера в Ивановской области ориентировано на выпуск текстильных товаров, в том числе на основе продуктов нефтепереработки. В данном кластере будут широко применяться механизмы интеграции и межотраслевой и межтерриториальной кооперации с предприятиями Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа. В задачи проекта входит создание и развитие производств по выпуску конкурентоспособного ассортимента продукции бытового и медицинского назначения, домашнего и технического текстиля с широким диапазоном использования химических волокон и ни­тей, льняного сырья. В проекте по модернизации текстильного комплекса участвует восемь предприятий.

Кроме этого, в Ивановской области будет продолжена работа по созданию производственного технопарка в сфере текстильного и швейного производств на базе предприятия ЗАО ПК «Нордтекс» в г. Родники.

В Костромской области предусмотрена модернизация льносеющих и перерабатывающих предприятий. Проект охватывает мероприятия по выращиванию льна, модернизации четырех льнозаводов и объединений ОАО «Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина» и ООО СП «Кохлома», созданию современного автоматизированного производства по выпуску высококачественной хлопчатобумажной и смесовой пряжи,

Таким образом, за счет внедрения передовых отечественных разработок (в т.ч. нанотехнологий), а также за счет использования современных зарубежных технологий легкая промышленность станет полигоном для внедрения инноваций и локомотивом роста высокотехнологичной промышленности округа.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.