Законность и правопорядок: понятие и соотношение. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Законность и правопорядок: понятие и соотношение.

2017-06-29 317
Законность и правопорядок: понятие и соотношение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законность — это общест.-полит режим, состоящий в господстве права и закона в обществ жизни, неукоснительном осуществ предписаний прав норм всеми участниками обществ отнош, в последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деят должност лиц. Законность выражает общий принцип отношения общ к праву в целом. Поэтому ее содержание рассм в трех аспектах:

а) в плане "правового" характера общест жизни;

б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполн всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспеч прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Как режим обществ-полит жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отн. Законность выступает как необходимость, кот выраж в системе определ объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам обществ жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая — к различным ветвям государст вл. (законод, исполнительной, судебной).

Верховенство закона. Закон — акт высших орг гос вл, непосредственно выраж волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение.

Гарантии законности. Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия - объективные (экономические, полит и т.д.) условия общ жизни, в которых осущес правовое регулир.

Понятие правопорядка.

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко использ в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция гос. Несмотря на это в отечеств науке до сих пор не выработано единого определения этого слова. Обратимся к этимологии слова "правопорядок"— это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности обществ отнош, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок — это правовой порядок, состояние обществ отн, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматр как цель правового регулир, каковой явл создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности обществ отнош, кот служат сохранению и упрочению существ строя.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общ жизни.

2. Это порядок, предусмотр нормами права.

3. Правопорядок возникает в рез фактической реализ прав норм, претворения их в жизнь, явл итогом правового регулир.

4. Он обеспечивается гос.

Соотношение законности и правопорядка:

1)Правопорядок выступает р-том осущ. законности

2)Законность есть средство формирования правопорядка. Правопорядок может сложиться только в условиях соблюдения законности, ее принципов.

3)Законность и правопорядок есть различные этапы реализации государственной воли, выраженной в праве. Законность это реализующееся право, правопорядок-это претворённое в жизнь право.

 

 

6.Классификация правовых норм

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательны е (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные ( направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

7.Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.

Механизмом прав регулир называют сложное правовое явление, единую систему прав средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотнош для решения обществ полезных задач.

Можно выделить след. элементы механизма правов регулиров:

1) правов нормы;

2) правоприменительные акты;

3) прав отнош;

4) акты осуществл субъективных прав и юр обязанностей субъектами.

Существ след виды механизма правов регулиров:

1) простой, который использ для регулиров лишь одного конкретн правов акта;

2) сложный, такой, который использ для реализ конкретн акта, но с использов иных вспомогательных актов.

Использ. след методы правов регулиров:

1) централизов регулиров (субординация), при котором регулиров происходит на базе властно-императивных начал;

2) децентрализов регулиров (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юрид действий, договоров.

Способами правового регулир явл:

1) запрещение – возложение обязан воздерживаться от соверш поступков определ характера;

2) дозволение – предоставление лицам прав соверш активные собств действия;

3) позитив обязывание – возлож обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Стадии механизма правового регулирования

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт.

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.