Общественные объединения какнаправление деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общественные объединения какнаправление деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи

2017-06-29 670
Общественные объединения какнаправление деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Махмудова М.Н.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доц. Н.Н. Касьянова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

Особую роль в осуществлении социальной работы с семьями, особенно это актуально в отношении семей многодетных, играют различные общественные объединения, территориальные социальные центры, социальные службы. В современных условиях такие гражданские инициативы во всем мире становятся элементом "социального капитала", без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.[2]

Следует согласиться с авторами «Российского журнала социальной работы», предлагающими создать различ­ные службы по оказанию помощи многодетным семьям, так как проблемы этих семей носят разноплановый характер. Этими проблемами могли бы заниматься как социальные службы, так и общественные организации. Попечительские советы, созданные в микрорайонах совместно с социальными работниками, могли бы выявить конкретные нужды каждой многодетной семьи и оказать адресную помощь. В масштабах района или города они могли бы координировать всю работу с многодетными семьями, при них могли бы функционировать юридические службы, стоящие на защите прав многодетной семьи и разъясняющие таким семьям их права. [5]

Клубы многодетных родителей могли бы оказывать взаимопомощь как в материальном, так и в моральном плане, помогли бы организовать отдых детей на каникулах и в свободное время. Они силами самих родителей, могли бы организовать кружки и секции для своих детей, причем бесплатно. Инновационной фор­мой являются группы взаимопомощи среди различных категорий граждан. Социальным службам можно было бы широко использовать ее в работе с многодетными семьями, так как эта форма гораздо мобильнее и позволяет дойти до каждого члена многодетной семьи. Для их работы не нужны специальные помещения, как для клубов, они максимально приближены к месту проживания многодетных семей. Важную роль могут сыграть специальные фонды по обеспечению многодетных семей жильем, одеждой, обувью, игрушками для детей, помогающие в организации летнего отдыха и оздоровления детей. [1]

Как показывает зарубежный опыт, создание общественных фондов, основанных на принципе «брать от многих понемногу», помогает разрешить многие проблемы в благополучной Европе. У нас этот опыт также мог бы пригодиться, но здесь препятствие, на наш взгляд, может быть неверие населения в честность тех, кто создает различные фонды.[4]

Кроме того, многодетные семьи, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей проблемы, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.[1]

Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов — голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.

Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом, либо от отдельных его членов: например, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает членам ассоциации удовлетворить потребность в общении. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и являются ее важнейшим субъектным звеном.

Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации таких групп. Ведь главное в социальной работе — достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга.[4]

Общественные объединения - это посредник между населением и государством, они вовлечены в общественную деятельность, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы. Актуальность и значимость таких объединений заключается в том, что в настоящее время в России данные организации всё больше становятся вовлечены в различные проекты социальной сферы. Они принимают активное участие в поддержке органов социальной работы и социального обслуживания, а также в иных общественно-полезных делах.[5]


 

Основными задачами общественных объединений являются:

· выявление факторов и причин социального неблагополучия конкретных семей, в т.ч. многодетных, и их потребности в социальной помощи.

· определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи.

· поддержка многодетных семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

· социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

· анализ уровня социального обслуживания многодетных семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

· привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания многодетных семей.[3]

Опыт свидетельствует о высокой результативности работы таких центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

· организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

· оказание разнообразных видов психологической, юридической, социально-педагогической, медико-социальной, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

· осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

· предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.[1]

Большим достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных групп населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне.

Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, который предполагает стимулирование социальными работниками клиентов для реализации собственного потенциала и возможностей на восстановление своей дееспособности и активное социальное функционирование.

Все это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. Изучение их деятельности позволит эффективнее ориентироваться в современном социальном пространстве и более эффективно осуществлять профессиональную деятельность социального работника, привлекая к ней гражданские инициативы.

Использованные источники

1. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / Зайнышев И.Г.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,- 2002. - 240 с.

2. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: учебное пособие / Дивицына Н.Ф. - М.: Академия,- 2006.- 418 с.

3. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие / Басов Н.Ф. - М.: Академия,- 2004. - 288 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): хрестоматия. / Григорьев С.И., Гуслякова Л.И.,2-е изд., доп. и перераб. - М.: МАГИСТР – ПРЕСС,- 2004. - 479 с.

5. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / Харчев А.Г.- М.: Просвещение,- 2005. - 363 с.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Петрухина П.С.

студентка магистратуры, 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент Е.С. Калинина

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

 

В годы школьного обучения ребенок полноправно вступает во взрослую жизнь. Школа дает возможность реализовать себя. Поэтому так важно, чтобы ребенок благополучно вошел в мир школы, чтобы принял для себя всю значимость позиции ученика, и, тем самым, максимально участвовал в процессе становления собственной личности. В этот период должен быть заложен социальный и эмоциональный фундамент дальнейшего успешного обучения. Поэтому значимым становится начальный период адаптации ребенка к новым для него условиям школьной жизни.

Помочь пройти период адаптации безболезненно и с максимальным успехом способно правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение.

Термин «сопровождение» на сегодняшний день прочно вошел в отечественную науку и практику работы, он активно используется в различных направлениях педагогики и психологии. Однако, до сих пор, нет единого определения этого термина, более того, наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия как «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И. В.Дубровина, Э. Верник, Ю.Г.Крылова, И.В. Макарова), «событие» (В. Слободчиков), «психологическое обеспечение» (А.А.Деркач, Т.В.Шеломова и др.), «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г.Л.Бардиер, М.Р.Битянова, А.В Волосников, В.С.Мухина, Н.Г.Осухова, Ю.В.Слюсарев).

Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития, а также содержать в себе диагностику, профилактику, консультирование, коррекционную и развивающую работу [1].

Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Также субъектом психолого-педагогического сопровождения является сам первоклассник, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими обучающимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития [3].

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-х классов направлено на создание условий для успешного обучения детей в начальном звене школы. Особое значение придается созданию условий для социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.

Адаптация, в наиболее широком определении, означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий [2].

Объективными критериями, характеризующими успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, по мнению Дубровинской Н.В, являются: адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса; способность к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

С целью изучение адаптации первоклассников нами было проведено исследование на Базе «Моховской средней общеобразовательной школы» и «Алешненской средней общеобразовательной школы». Участниками исследования стали 43 первоклассника, а также родители (32человека) и учителя в количестве 2-х человек.

Для проведения исследования нами были использованы такие методики, как «Лесенка», «Дерево», «Домики» с целью изучения диагностики собственного восприятия; «Домик» и Методика Векслера для диагностики пространственного восприятия и зрительной памяти; тест Пьерона – Рузера для диагностики пространственного восприятия; исследование мотивации при помощи методики Лускановой и др. Также был проведен опрос учителей по сокращенному варианту карты наблюдений М.Г. Битяновой.

Полученные в ходе диагностического исследования результаты дают возможность выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать успешной адаптации первоклассников: развить учебную мотивацию; создать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; создать доброжелательную атмосферу, как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе; создать предпосылки для групповой сплоченности класса; воспитать качества, нужные в общение друг с другом и совместной деятельности.

Правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение первоклассника на этапе адаптации его к школе даст возможность легкому вхождению ребенка в новую для него ситуацию.

В связи с этим, по результатам проведенного исследования, нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.

Целью данной программы является - развитие у первоклассников школьной мотивации, снятие тревожности, снижение эмоционального напряжения.

Программа рассчитана на 12 занятий, включающих в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный этап.

Подготовительный этап подразумевает создание благоприятных условий для работы с первоклассниками - снятие эмоционального напряжения, поднятие эмоционального тонуса, создание атмосферы психологического комфорта, знакомство с учителем, психологом, друг с другом.

Целью основного этапа является формирование психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения в новой среде; снижение уровня негативных эмоций связанных со школой, повышение уверенности в себе, формирование позитивного отношения к сверстникам.

В заключительный этап входит анализ уровня сформированности школьной мотивации, снятие тревожности, проверка эмоционального состояния первоклассников, а также улучшение психологического климата в коллективе в целом.

Все этапы также включают в себя занятия для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности первоклассника. Главным критерием является активное взаимодействие учеников с учителем, психологом и друг с другом. Важно настроить коллектив на положительное отношение к учебному процессу.

Педагог-психолог разрабатывает рекомендации для учителей начальных классов, которых необходимо придерживаться для обеспечения более успешной адаптации первоклассников: сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности; для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо сформировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям; руководство деятельностью детей осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения; формировать способности к ролевому и личностному общению - важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения.

Предложенная программа сопровождения должна помочь специалистам в создании оптимальных условий для успешной адаптации младших школьников к общеобразовательному учреждению.

Использованные источники

1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. 89 с.

2. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. – М.,2013.112с.

3. ДубровинскаяН. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.:Владос, 2009.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.