Практикум по пунктуации в СПП — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Практикум по пунктуации в СПП

2017-06-29 1452
Практикум по пунктуации в СПП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Упражнение. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

Упражнение. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1. Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Упражнение. К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.

1. Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2. Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3. Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.

Упражнение. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

1. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2. Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).

Упражнение. Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.

1. Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2. Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3. В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4. Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5. Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6. Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.

 

Тестовые задания

(Знаки препинания в СПП)

1. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

а) Я знаю, что мужество вас не покинет.

б) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.

в) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.

г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

2. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

а) Поразил тон, каким все это было сказано.

б) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.

в) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.

г) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

3. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

а) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.

б) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.

в) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.

г) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

4. В каком случае слово что является союзным словом?

а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.

б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.

г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

5. В каком случае слово как является союзным словом?

а) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке.

б) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.

в) А вы на земле проживете, как черви слепые живут.

г) Хочешь знать, как все это было?

 

6. В каком случае слово когда является союзным словом?

а) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.

б) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.

в) Никому не было известно, когда он вернется.

г) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

7. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.

а) дополнения

б) определения

в) обстоятельства

г) сказуемого

8. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.

а) дополнения

б) определения

в) обстоятельства

г) подлежащего

9. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

а) Это такой человек, который своего не упустит.

б) Который год это продолжается — трудно вспомнить.

в) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.

г) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

10. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

а) А знаете, какую бы глупость он сделал?

б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?

в) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.

г) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

 

11. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

а) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.

б) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова.

в) Оттого и дóроги мне люди, что живут со мною на земле.

г) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.

12. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

а) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.

б) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.

в) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.

г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

13. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

а) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.

б) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.

в) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.

г) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

14. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

а) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.

б) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.

в) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.

г) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

15. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

а) Как только рассвело, мы отправились в путь.

б) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.

в) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.

г) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

16. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

а) Муза! Ты видишь, как счастливы все.

б) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.

в) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.

г) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

17. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

а) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.

б) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.

в) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.

г) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

18. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

а) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.

б) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.

в) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.

г) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

19. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

а) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).

б) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).

в) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).

г) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

20. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

а) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).

б) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).

в) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).

г) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

21. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

а) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).

б) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).

в) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).

г) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

 

 

22. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

а) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени).

б) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия).

в) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное).

г) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).

23. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

а) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

б) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

в) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

г) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

25. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?

а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

 

Тестовые задания

(Знаки препинания в СПП)

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

б) 1, 2, 3, 4

в) 1, 3

г) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.

а) 1

б) 1, 2

в) 1, 2, 3

г) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.

а) 1, 2, 3

б) 1, 2, 3, 4

в) 1, 3

г) 1, 3, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

а) 2, 4

б) 1, 2, 3, 4

в) 1, 2, 3

г) 1, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.

a) 1, 2, 3

б) 1, 2

в) 1, 3

г) 2, 3

6. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

а) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.

б) Капитан рассчитывал, что__если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.

в) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__была ли она у обедни.

г) Родник, вода__которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.

7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.

б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось.

8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

а) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.

б) Я понял, что__если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

в) Не знаю__похож ли он на мать, но действительно красив.

г) Мы не знали__в какую сторону идти, и в нерешительности остановились.

9. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

а) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне.

б) Подъезжая к месту сражения, я понял, что__если проявить упорство, победа будет за нами.

в) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__когда пришлось отстаивать программу концерта.

г) Через день он позвонил по телефону и спросил__получил ли я книгу.

10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?

а) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.

б) Мы прекрасно понимали что если у нас было бы две жизни то их не хватило бы нам.

в) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта странная песня.

г) Не знаю успеем ли мы приехать на вокзал.

11. В каком предложении пропущены три запятые (знаки препинания не расставлены)?

а) Мы узнали что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.

б) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

в) Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди.

г) Известно что если поэт живет в ладу со своим родным языком силы его удесятеряются.

12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.

б) Он решил, что не оставит ее, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

в) Волчице казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди, и где-то за лесом воет собака.

г) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.