Эмоции и их значение и классификация приспособительное значение Физиологические основы эмоций. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмоции и их значение и классификация приспособительное значение Физиологические основы эмоций.

2017-06-29 395
Эмоции и их значение и классификация приспособительное значение Физиологические основы эмоций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

эмоции — субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, — социальных факторов окружающего мира.

 

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль за своими поступками, или же сводиться к минимуму, например, в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота.

 

Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения и т.п. Положительные эмоции: радость, удовольствие, лю-бовь, наслаждение и т. д.

 

В зависимости от способности повышать или понижать активность организма различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность, и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

 

Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, элементарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:

 

гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер

 

• инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

 

Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потребностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.

 

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

 

Значимость эмоций в жизни человека выражается в ихфункциях.

 

1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

 

2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

 

3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

 

4. Регулирующая функция. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

 

5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

 

6. Смыслообразование. Эмоция организует или разрушает деятельность.

 

7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи.

 

8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного(невербального) компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

 

По степени активации выделяется два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции - переживания, повышающие активность личности, иастенические - переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.

 

В зависимости от модальности, качества переживаний были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции относятся к положительным, остальные семь - к отрицательным.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.