Основыне положения теории коллектива. Развития личности в коллективе (теория А.С Макаренко) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основыне положения теории коллектива. Развития личности в коллективе (теория А.С Макаренко)

2017-06-29 745
Основыне положения теории коллектива. Развития личности в коллективе (теория А.С Макаренко) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вспомним основные аспекты теории коллектива. Коллектив - есть социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Если в социологии изучают преимущественно трудовые и профессиональные коллективы, в психологии - контактные группы людей, находящиеся в непосредственном взаимодействии, то в педагогике основной категорией является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных коллективов: коллектива воспитанников (учащихся) и коллектива воспитателей (педагогов, родителей, шефов).

Человек по природе своей социален, поэтому можно утверждать, что воспитание в коллективе является природосообразным. Воспитание реализует связь человека с обществом через воспитательный коллектив, который, будучи отражённой моделью общества (отношений в обществе), даёт возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, а также является той средой, тем «полем», где воспитанники могут развивать свою субъектность. Природа подростка, юноши требует активного действия. Организация разнообразной и романтически окрашенной деятельности (игрой, символикой, и пр.) отвечает возрастным особенностям подростков и юношей, их потребности в активности, общении; даёт основу для развития воображения и фантазии. Творческая личность формируется только в деятельности и в общении с другими людьми. Т.о., коллектив нужен взрослеющему подростку не потому, что он – кем-то придуманное средство воспитания, а потому, что ребёнок не может жить без коллектива. Эту тягу к коллективу нужно удовлетворить.

Только коллектив даёт возможность самоутверждения. Только в коллективе формируются и развиваются такие качества личности, как: *её социальная направленность; *общественная активность; *самостоятельность; *сознание общественного долга; * чувство взаимной ответственности; *товарищеская взаимопомощь; *потребность человека в человеке; *совместимость; *умение сопереживать, понять, поддержать, вдохновить… Воспитание в коллективе соответствует и национальным особенностям славянских народов с такими её чертами, как общинность, соборность, жизнь «на миру», а также ориентирует педагогов на осознанное и целенаправленное создание культуросообразной воспитывающей среды. Ведь растущая личность «врастает» в большое сообщество только через сообщество своих сверстников. А каким ему быть,- зависит от педагогов.

Основоположником отечественной теории коллектива по праву считают А.С.Макаренко. Он писал: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость. А если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». И далее: «Коллектив и есть та решающая система отношений между людьми, которая определяет и формирует в конечном счёте поведение каждого его члена».

По отношению к детям, коллектив есть среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. С позиции педагогов, коллектив есть цель, объект, средство и результат воспитания, который по мере своего развития приобретает признаки субъектности и защиты интересов каждого из своих членов.

Основные функции воспитательного коллектива: *организационная; *нравственно-воспитательная; *стимулирующая.

Основные признаки воспитательного коллектива:

- общие социально значимые цели и перспективы; -общие ценности, законы, правила жизни; -совместная деятельность и общение, направленные на реализацию общих целей; -чётко выраженная структура, органы самоуправления и управления; -наличие руководителя или яркого лидера; -отношения зависимости и взаимной ответственности и заботы; -благоприятный нравственно-психологический климат; -традиции как выражение ценностей и чести коллектива, определяющие его индивидуальность; -«бодрый, мажорный стиль и тон жизни коллектива» (Макаренко А.С.), создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение, а также- ощущение защищённости и гордости за свой коллектив; -постоянное движение навстречу новым перспективам, развитие. Воспитательный коллектив всегда находится в развитии: остановка в развитии - смерть для коллектива. Причём, общий закон развития гласит: «от деятельности – к коллективным идеалам, а от них – к новой деятельности в соответствии с этими идеалами».

Основные принципы и методы развития коллектива:

*перспективных линий; *параллельного действия; *единых педагогических требований; *единства управления и самоуправления; * опоры на микрогруппы; *создания и накопления традиций; *создания общественного мнения; *игры и состязательности; *связи с другими коллективами и окружающим социумом; *самообслуживания и самоорганизации; *эмоциональной насыщенности и эстетической выразительности; *заботы о каждом своём члене.

В своём развитии коллектив проходит несколько стадий. Приведём несколько периодизаций развития коллектива:

Макаренко А.С. (классическая периодизация) в основу периодизации кладёт характер предъявляемых педагогических требований и отношение к ним учащихся: 1стадия: коллектива пока нет. Педагогические требования предъявляются в решительных формах, ясных по содержанию, с большой долей внушаемости. Ведущая функция педагога- организаторская. 2стадия: зарождение коллектива. Требования педагога на этой стадии уже поддерживаются частью воспитанников. Выделяется актив. Ведущая функция педагога- коммуникативная. 3стадия: коллектив. Требования к своим членам предъявляет сам коллектив. Развито самоуправление. Ведущая функция педагога- функция коррекции и поддержки.

Уманский Л.И. и Лутошкин А.Н. выделяют 5 стадий развития коллектива, давая им образные названия (что позволяет включать самих детей в определение того, на какой стадии развития находится их коллектив): 1стадия: «Песчанная россыпь» (в психологии- номинальная, или диффузная группа). Группа только образовалась, но пока каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы их отношения. Нет стержня в деятельности, нет актива. Группа не приносит ни радости, ни удовлетворённости её членам. «Ветерок подует,- и разнесёт песчинки в разные стороны…». Ведущий стиль руководства такой группой,- стиль «Разящие стрелы»,- авторитарный стиль- стиль настаивающий, требующий, приказывающий; с единоначалием, контролем, чётким инструктажом.

2стадия: «Мягкая глина» (в психологии- группа-ассоциация). На этой стадии заметны первые усилия по сплочению, но пока не всё получается. Скрепляющим звеном продолжают оставаться формальная дисциплина и требования педагога. Отношения, в основном, доброжелательные, но существуют группировки, которые мало общаются между собой. Так и не выделился настоящий актив, однако чувствуется общее желание что-то делать сообща. «В руках хорошего мастера мягкая глина превращается в прекрасное изделие». Ведущий стиль руководства в такой группе – сочетание авторитарного («Разящие стрелы») и демократического («Возвращающийся бумеранг»). Последний - это стиль советующий, консультирующий, коллегиальный,- с ориентацией на поддержку лидеров и актива. 3стадия: «Мерцающий маяк» (в психологии – группа-кооперация). В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Выделился актив – «смотрители маяка». Группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако, как маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, так и группа: может «загореться», что-то провести, а потом опять тишина и спокойствие. А ведь дружба, товарищеская взаимопомощи требуют постоянного горения, а не отдельных вспышек. Активность в такой группе проявляется всплесками, да и то не у всех. Здесь оптимально сочетание стилей демократического («Возвращающегося бумеранга») и авторитарного («Разящих стрел»). Причём, именно демократический стиль должен преобладать, т.к. актив уже выделился, а значит, нужно помогать ему укреплять свой статус и авторитет. В отдельных случаях можно использовать компромиссный стиль («Снующий челнок») и либеральный («Плывущий плот»), т.е быть уступчивым и, при необходимости, идти на компромисс. 4стадия: «Алый парус» (в психологии – это группа-автономия- с положительной направленностью; или - с отрицательной направленностью, замкнувшаяся на самой себе - группа-корпорация). Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружбы и верности. Это высокий уровень сплочённости группы. Здесь действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Здесь инициативный, знающий и умеющий актив. Появились традиции, возможно,- символы и ритуалы. В группе всем и каждому интересно и комфортно. Но: есть опасность замкнуться на себе и превратиться в группу-корпорацию. Основной стиль руководства- демократический («Возвращающийся бумеранг»). Педагог строит свою работу с группой через представителей самоуправления, доверяя им решение многих вопросов; поддерживает их инициативу, и т.п. 5стадия: «Горящий факел» (в психологии- группа-коллектив). Высокий уровень развития коллектива: здесь есть все характеристики, что наблюдались на предыдущей стадии, но это ещё не всё. Настоящий коллектив тот, который живёт не только своей жизнью и своими проблемами. Он - открыт для других коллективов. Такой коллектив много делает для всей школы, помогает другим классам, берёт на себя организацию общешкольных дел и т.п. И, конечно, стиль руководства таким коллективом – демократический. Педагог – «старший товарищ», вдохновитель, помощник… И коллектив сам предъявляет требования к своим членам.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.