Предмет и задачи методики преподавания технологии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предмет и задачи методики преподавания технологии

2017-06-29 1115
Предмет и задачи методики преподавания технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика преподавания технологии (МПТ) входит в состав обширных педагогических знаний. Она как бы ответвляется от дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Педагогика – дидактика – методика преподавания.

МПТ берет себе на вооружении те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны дидактикой. Впитывая в себя общедидактические положения, методика видоизменяет их применительно к целям и содержанию учебного материала своего предмета. В МП отражают конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения.

Метод объяснения: математика­ – суть физ. явления, закона.

Технология - сущность технологических операций по обработке материала.

В свою очередь, дидактика как общее теория обучения, не может развиваться без обобщения особенностей по всем учебным предметам.

Таким образом, МПТ можно определить как предметную дидактику, как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии. Наука – предмет исследования. Предмет исследования МПТ – изучение закономерностей процесса обучения.

Предмет МПТ включает в себя:

1. изучение социально-педагогических основ обучения;

2. общую и частную (конкретную) МОТ;

3. определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Изучение социально-педагогических основ обучения.

1. задачи и содержание обучения, обусловленные требованиями социального развития, развития производства, общепедагогические требований.

– исследования связи обучения и труда, общетехнических основ обучения;

– выявление познавательного и воспитательного значения т. как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования.

– изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса.

2. Общая МП рассматривает организационные формы и методы обучения, их специфику.

Частная МП связана с изучением конкретного содержания, конкретного учебного материала.

3.Определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса. Определение материальной базы обучения технологии: инструменты и приспособления по обработке материалов, лабораторным и учебным оборудованием и пр., так же относится применение учебно-технической документации чертежи, эскизы), средств наглядности и технических средств обучения. МПТ определяет условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности.

Задачи МПТ

МПТ, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:

1) Для чего учить (цели и задачи).

2) Чему учить (содержание обучение).

3) Как учить (формы, методы, средства).

4) Каковы условия обучения.

Детализируя эти общие задачи МПТ можно выделить ряд конкретных задач:

1. Формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии исходя из общих целей и задач обучения.

2. Разработка требований к содержанию обучения технологии уч-ся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по реализации стандарта, учебных программ, учебников и их экспериментальная проверка.

3. Отбор наиболее целесообразных форм, методов, приемов обучения, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.

4. Разработка путей осуществления связи теории и практики, связи изучения т. с основами наук.

5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы уч-ся, исследование возможностей в удовлетворении интересов и склонностей, развития творческих способностей и технического мышления.

6. Разработка материального оснащения процесса обучения, требования к нему.

7. Разработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбора форм организации учебной деятельности уч-ся.

8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями уроков.

Связь МПТ с другими науками

МПТ связана с педагогикой, психологией, социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны с техническими науками, прежде всего с дидактикой.

Большая роль в развития МПТ играет ее связь с психологией. С общей, которая раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы возникновения и развития – естественнонаучная основа, определяющая воспитательное влияния на развития личности ученика в процесс обучения т.

С возрастной – учет психологического развития детей разного возраста.

С педагогической – вопросы психологии обучения и воспитания.

С психологией труда, инженерной психологией – при определении содержания обучения.

С социально-гуманитарными науками, с культурологией – проблемы воспитания в процессе обучения, развитие социально-значимых качеств личности

С техническими, естественными науками.

Связи методики ПТ с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителей технологии, а методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.