Душепопечение при алкоголизме — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Душепопечение при алкоголизме

2017-06-29 257
Душепопечение при алкоголизме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какую помощь можно оказать алкоголику?[1667]Начнем с того, что полезно знать некоторые вещи, которые помочь алкоголикам в принципе не могут. Бесполезно алкоголика осуждать, позорить, уговаривать, заручаться его обещанием прекратить пьянство, угрожать, прятать или уничтожать спиртное, убеждать проявить большую силу воли, читать нотации, а также прививать ему чувство вины. Большинство семей поступают именно так, но в конце концов убеждаются, что все это не действует или действует незначительно.

Лечение алкоголизма нередко осложняется множеством побочных проблем, каждая из которых также нуждается в своем разрешении. Например, больные алкоголизмом нередко дают депрессивные реакции или обнаруживают другие психические расстройства[1668]. Часто исцеление алкоголика проводят на фоне лечения «букета» соматических болезней, которые возникли у него в результате злостного пьянства и неудовлетворительного питания. Пытаясь заняться самолечением, некоторые алкоголики принимают снотворные препараты (барбитураты), амфетамины и другие наркотики, усложняющие психическое и физико–неврологическое состояние больного человека и затрудняют лечение[1669]. Совершенно ясно одно: чем раньше алкоголик обращается к врачу, тем больше надежды на выздоровление.

1. Заставьте алкоголика признать необходимость медицинской и иной помощи. Сделать это зачастую бывает очень трудно, поскольку многие алкоголики отрицают наличие каких–либо проблем. Отрицание алкоголиком собственных проблем усугубляется тем, что мышление у них становится расплывчатым, а также тем, что печальная действительность, реальность алкогольных проблем иногда скрывается членами семьи, действующими из лучших побуждений, которые покрывают безответственные поступки пьющего. Однако большинство душепопечителей, специализирующихся в области душепопечения алкоголизма, уверены в том, что вне сотрудничества с самим пьющим лечение его вряд ли окажется успешным.

Но каким образом в таком случае убедить алкоголика, что он нуждается в помощи? Члены общества «Анонимные алкоголики» полагают, что для этого алкоголик должен оказаться на самом «дне». Только оказавшись на дне, алкоголик может постичь суть своего бедствия и признать, что он бессилен справиться с алкоголем сам и не может совладать с жизнью без посторонней помощи. Прискорбно, что некоторые из них умирают или наносят себе непоправимый вред прежде, чем попасть на дно. Можно ли как–то помочь алкоголику понять необходимость лечения, когда еще есть надежда?

Многие проблемные пьяницы попадают в поле зрения душепопечителя вначале из–за проблем, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют никакого отношения к алкоголю. Например, пара приходит по вопросу супружеского душепопечения или проблеме, имеющей отношение к одному из их детей. Бывает, что на первых порах некоторые душепопечители (которые, к сожалению, считают алкоголиками злостных пьяниц, неспособных ни к какому труду) не в состоянии даже заподозрить, что их подопечные, хорошо одетые и, похоже, уравновешенные, достойные люди, являются в действительности настоящими алкоголиками. Например, глава семьи может быть преуспевающим руководящим работником, который анестезируется алкоголем каждый день после работы, в то время как члены его семьи решают животрепещущие семейные и личные вопросы без него[1670].

Но, даже заподозрив злоупотребление алкоголем, не думайте, что ваш подопечный тут же признается в том, что это для него — проблема. Если он согласится, проведите с ним один из скрининговых тестов по определению алкоголизма[1671]. При этом можно использовать контрольный перечень признаков алкоголизма, разработанный сотрудниками отдела по борьбе с алкоголизмом (Boulder County Health Department, Colorado). Это не психодиагностический тест, и здесь не требуется никакого подсчета. По сути дела, это опросник, который вы, проводя беседу с подопечным, можете использовать для оценки его поведения, свидетельствующего о ранних стадиях алкоголизма[1672].

 

Контрольный перечень признаков алкоголизма* [1673]

___ Провалы в памяти

___ Изменения личности: ___

___ Межличностные конфликты: ___

___ Проблемы на работе: ___

___ Столкновения с законом: задержан за

___ Дата: ___

___ Дата: ___

Максимальная суточная доза:_

___ Изменение в отношении к алкоголю: ___увеличение ___уменьшение

___ без перемен

___ Утрата количественного и качественного контроля

___ Физическая зависимость: ___похмелье, ___галлюцинации,

___ припадки, ___белая горячка в беспамятстве

Дополнительные сведения:

___ Попытки «завязать» с алкоголем в прошлом

___ Самая продолжительная спонтанная ремиссия (воздержание): ___

___ Алкоголизм в роду: ___

___ Состояние печени: ___воспаление, ___цирроз

 

Как мы убедились выше, формирование алкоголизма сопровождается отрицанием со стороны алкоголика наличия проблемы. В связи с этим твердо, основательно и не осуждая укажите своему подопечному на истинную природу его поступков в состоянии опьянения. Основывайтесь при этом на конкретных примерах (например, «Вчера вечером около одиннадцати, вы опрокинули торшер и разбили лампу»), а не туманных общих фразах («Вы пьете слишком много!»). Согласно мнению одного автора, сообщения лучше передавать невербально. Например, если алкоголик падает на пол в гостиной, не надо тащить его в постель — оставьте его там, где он рухнул. Если он что–то уронил, сломал или разбил, не подбирайте за ним. Позднее ему будет не так легко отрицать, что он потерял сознание и нанес ущерб семье[1674].

Из числа новых подходов помощи алкоголикам назовем метод «интервенции». Этот метод обычно требует тщательного планирования, предварительных репетиций и большой преданности и ответственности тех людей, кто обеспокоен алкогольным поведением конкретного человека. Кто–то один, нередко это бывает профессиональный душепопечитель, организует и возглавляет группу людей, которая может состоять из спутника жизни алкоголика, его детей, родителей, деловых партнеров, лучших друзей, пастора и других людей, которых он ценит. В назначенное время и безо всякого предупреждения к алкоголику являются все члены группы и, нисколько не осуждая его, делятся своими впечатлениями о том, как на каждого из них влияют его поступки. Нередко такие «интервенции» становятся для алкоголика своеобразной эмоциональной встряской. Иногда он приходит в ярость и покидает группу; однако нередко он вынужден столкнуться с реальной оценкой своего пьянства и соглашается пройти курс антиалкогольного лечения. Этот метод (его лучше использовать под руководством профессионального душепопечителя или врача) является только одним из способов помочь алкоголику реально оценить свое состояние и понять необходимость в посторонней помощи[1675].

Большинство зависимых от наркотиков людей (в том числе и алкоголики) страдают от повышенной тревожности и низкой, неадекватной самооценки. Поэтому будьте осторожны, не осуждайте и не критикуйте своих подопечных алкоголиков, чтобы не возбудить в них еще большей тревоги и усугубить их беззащитность. Действуйте так, чтобы ваши подопечные поняли, что вы принимаете их как личность и не принимаете их алкогольного поведения. Внимательно выслушивайте алкоголиков, не давая им никаких заверений. Признайте, что наркоманы, включая алкоголиков, являются людьми зависимыми, часто инфантильными, подвластными, а также «специалистами по внушению симпатии». Душепопечитель должен бороться с привычкой давать советы, проповедовать или обращаться с алкоголиками как родитель. Не будьте снисходительны к ним, но твердо давайте им понять, что ответственность за исцеление лежит на самих больных. При всем том помните, что лучшие душепопечители в обхождении с подопечными бывают нежны, но не малодушны и не мягкосердечны.

2. Заставьте алкоголика прекратить выпивки. Дезинтоксикация — это медицинская процедура, которую назначает только врач. Некоторые алкоголики могут бросить пить самостоятельно, но большинство из них все–таки нуждаются во врачебном вмешательстве; особенно в том случае, когда имеются признаки тяжелого похмельного синдрома (в том числе дрожь, тошнота, потливость, слабость, тревога, депрессия, эпилептиформные приступы и временами белая горячка). Некоторые врачи используют транквилизаторы, другие наркотические лекарственные препараты, которые, считается, помогают при явлениях абстинентного (похмельного) синдрома; однако до сих пор продолжаются дебаты в отношении обоснованности назначения одних наркотиков (некоторых лекарственных препаратов) в борьбе с другими (в частности, с алкоголем)[1676].

Курс дезинтоксикации, каким бы благополучным, скорым и успешным он ни был, является только началом антиалкогольного лечения. После начального курса лечения встает огромная проблема — предупреждение развития рецидива алкоголизма и избавление человека от дальнейшего употребления спиртных напитков. В связи с этой целью перед антиалкогольным душепопечением встают, по крайней мере, следующие четыре задачи: 1) обеспечить душепопечение соматического лечения для избавления от осложнений, вызванных алкоголизацией вашего подопечного; 2) помочь вашему подопечному справляться с жизненным напряжением и успешно действовать, не прибегая к помощи алкоголя; 3) помочь подопечному создать новую личность, где нет места алкоголю; и 4) помочь вашему подопечному сформировать или восстановить адекватную самооценку и преодолеть чувство вины. Первая из этих целей связана с лечением у врача. Другие могут решаться душепопечителями–немедиками, предпочтительно теми из них, кто специализируется в области семейного душепопечения, членами групп поддержки (например, общества «Анонимные алкоголики») и другими экспертами и терапевтами.

3. Обеспечьте соответствующую поддержку. Алкоголики и другие наркоманы зачастую бывают одинокими, инфантильными людьми, которые нуждаются в перемене образа жизни; им следует утвердиться в новом образе жизни и сопротивляться желанию вновь обратиться к прежнему идолу, которого они ценили превыше всего. Этого не совершить за один или два сеанса индивидуального душепопечения в неделю.

Многим наркоманам помогают в наркологических больницах или центрах диспансерной наркологической помощи, где они могут получить помощь в любое время суток. Некоторым можно помогать по ходу группового душепопечения, где выздоравливающие наркоманы помогают друг другу преодолевать жизненное напряжение, взаимодействовать с людьми и учиться жить без химической зависимости[1677].

По всей видимости, наиболее эффективной группой поддержки для алкоголиков можно считать общество «Анонимные алкоголики» (АА) и родственные группы (супружеские АА и АА для их детей)[1678]. Эти организации встречаются в крупных и небольших городах во всем мире; членство в них является бесплатным; их координаты по большей части внесены в телефонные справочники; они оказывают наиболее эффективную помощь алкоголикам и их семьям. Не будучи специально христианскими, принципы, которые исповедуют члены этих групп поддержки, вообще говоря, совместимы с библейским учением — реалистический подход, вера в Бога, обращение за помощью свыше, откровенные отношения с Богом, самим собой и ближними; стремление и готовность изменить образ жизни; молитва, возмещение ущерба и общение с ближними. Имеется мнение, согласно которому присутствие в безалкогольной обстановке более эффективно при лечении алкоголизма, чем попытки обеспечить психологический контроль и лечение лучшими лекарствами.

Огромную роль в обеспечении поддержки бывших алкоголиков может играть церковь, члены которой понимают существо алкоголизма, знают все, что необходимо, об алкогольной зависимости и всегда готовы оказать поддержку и практическую помощь. Однако слишком часто члены церкви проявляют в отношении алкоголиков критицизм, осуждают их и не желают им помочь. Другие верующие проявляют сочувствие, но поддержка с их стороны бывает весьма ограниченной, поскольку они незнакомы с фактической стороной алкогольной зависимости или неспособны сочувствовать страданиям алкоголиков и их семьям. В некоторых церквах возникли группы «Победоносные алкоголики»[1679]и подобные им, организованные по модели АА, но действующие на откровенно христианских принципах. Если подобных групп в вашей округе нет, призывайте своих подопечных алкоголиков вступать в обычные АА, а также в менее специфические, зато более широкие группы поддержки, которые имеются в вашей поместной церкви.

4. Помогите справиться с жизненным напряжением. В прошлом алкоголики пытались совладать с жизненным стрессом, убегая в алкогольную зависимость. Душепопечение должно указать им, что есть другие способы, которые могут помочь справиться с давлением жизни. Чтобы доказать это, подопечного следует научить доверять душепопечителю, который, в свою очередь, должен проявлять долготерпение и надежность. Конечно, психофизиологическое напряжение, жизненный стресс можно обсуждать, но будет гораздо лучше, если вы поможете подопечному разрешать всякую проблему по мере ее возникновения, давая возможность ему самому выбирать лучшую тактику. Здесь имеются в виду обсуждение межличностных отношений и разнообразные методы примирения и взаимовыгодного сосуществования с ближними[1680].

5. Призывайте к самопознанию и перемене образа жизни. Установив отношения доверия, далее, быть может, полезно будет рассмотреть вместе с подопечным некоторые из причин злоупотребления алкоголем. Подобные обсуждения могут привести его к озарению, хотя само по себе подобное интуитивное понимание не приносит много пользы, если не сопровождается конкретным планированием перемен в поведении. Иногда подобное планирование сопровождается профессиональной ориентацией (см.: гл. 35), адекватной самооценкой (см.: гл. 21), обсуждением супружеских проблем (см.: гл. 27) или анализом духовных проблем (см.: гл. 36).

Непременно возникнет и проблема образа жизни. Алкоголик прекратил выпивки, и каким же теперь должен быть его образ жизни? Образ жизни зависит от того, какие решения будут приняты относительно ближайшего и отдаленного будущего[1681]. Обсуждая со своим подопечным его последующую жизнь, постарайтесь проявить чуткость в отношении особых потребностей, которые бывают у женщин, больных алкоголизмом[1682], алкоголиков преклонного возраста[1683]и алкоголиков–подростков[1684]. При этом не упускайте из виду, что принятые решения должны касаться не только самого подопечного, но и членов его семьи.

6. Займитесь семейным душепопечением. Поскольку алкоголизм является семейной проблемой, поддержку, понимание и помощь должна получать вся семья вашего подопечного. Время от времени членов его семьи следует призывать не уходить в себя, не отдаляться друг от друга, а стараться жить сообща в меру сил, несмотря на препятствующие этому обстоятельства. Иногда нужно снабдить их полезными фактическими сведениями, которые позволят семье алкоголика понять суть алкогольной зависимости. Часто родственникам вашего подопечного нужно помочь понять, какой вклад они могли бы внести в решение проблем больного алкоголизмом родственника и каким образом они продлевают его патологическое состояние, защищая и оправдывая его поведение. Прежде чем пьющий согласится обратиться за помощью к душепопечителю, членам его семьи могут понадобиться советы и поддержка, чтобы показать родственнику–алкоголику конкретные, очевидные свидетельства его алкогольного поведения.

Если алкоголизмом болен главы семьи, то его обязанности постепенно ложатся на плечи членов его семьи. С установлением «сухого закона», семья должна исправить это положение и вновь научиться воспринимать выздоравливающего алкоголика в качестве ответственного главы семьи. Сделать это иногда бывает трудно то ли из–за страха, основанного на прошлом опыте, что «сухой» период продержится недолго, то ли из–за того, что члены семьи уже привыкли жить без его помощи. Перемены представляют риск для всей семьи, но они очень важны для подопечного, и лучше всего эти перемены происходят при ободрении со стороны душепопечителя или поддержки группы помощи.

7. Будьте готовы к рецидивам. Члены общества «Анонимных алкоголиков» давно сделали вывод, что стоит только бывшему алкоголику выпить хотя бы раз и прежняя алкогольная зависимость может вновь появиться. И хотя некоторые специалисты не соглашаются с этим[1685], каждый из них подтвердит, что для алкогольной болезни характерны рецидивы. Если рецидивы сопровождаются чувством вины и осуждением ближних, то у алкоголика появляются пораженческие настроения и он делает вывод, что алкогольной болезни он «никогда не победит, нечего и пробовать».

Не легко работать с химически зависимыми людьми, а также с их обеспокоенными родственниками. Душепопечителю следует быть готовым к неудачам, и после наступления рецидива алкогольной болезни он должен помочь оступившимся подопечным подняться и вернуться к решению проблемы.

8. Признайте, что главное в душепопечении алкоголиков — это благовествование и ученичество. В специальной медицинской литературе и статьях об алкоголизме почти никогда не упоминают о роли организации «Миссия спасения»*[1686]в избавлении людей от алкогольной зависимости[1687]. Тем не менее следует признать, что работа сотрудников «Миссии спасения» с больными алкоголизмом не всегда оказывается успешной, хотя сам по себе этот подход бывает зачастую весьма эффективным. Руководители «Миссии спасения» (сами бывшие алкоголики), несмотря на то что к ним редко обращаются за помощью, являются потенциально весьма важным, полезным источником информации и поддержки для душепопечителей, специализирующихся на душепопечении алкоголиков.

Если вашему подопечному предстоит найти новый смысл и новые цели в жизни, он должен понять, что подлинное и окончательное удовлетворение всех его насущных потребностей можно отыскать лишь в Христе Иисусе. Душепопечитель не может действовать без водительства Святого Духа, не может определить, когда и как благовествовать своим подопечным. Излишне эмоциональная проповедь иногда вызывает реакцию, противоположную ожидаемой, и алкоголики принимают ложные решения, от которых позднее отказываются. Но в то же время есть множество примеров, когда люди преображаются, обратившись к Христу, Который избавляет их от алкогольной зависимости и постоянно преображает их с помощью Благой вести.

Подопечные чаще всего принимают Благую весть, только когда признают, что у них есть потребности, которые способен удовлетворить лишь Христос. Алкоголики по сути дела мастерски манипулируют своими ближними, так что душепопечителю следует быть крайне осторожным, чтобы не последовать их примеру и не стать манипулятором, «загоняющим» своих подопечных в Царство Божье. Благовествовать подопечным, по всей видимости, лучше, когда они достаточно трезвы, чтобы понять суть Благой вести. Тогда и следует убеждать (не принуждая) принять решение и предать свою жизнь Христу.

При этом важнейшим является ваше молитвенное служение. Чтобы исцелить тех, кто страдает от алкогольной и другого рода наркотической зависимости, Бог действует через верующих и с помощью Своих преданных помощников. Он же помогает и предупреждать развитие алкогольной болезни у других людей.

 

Профилактика алкоголизма

 

Предупреждение алкоголизма превратилось в одну из важнейших забот руководителей правительственных, промышленных, образовательных, военных и церковных структур. Родительские группы, клубы по интересам, школы, врачи и профессиональные душепопечители, работники средств массовой информации и множество других признают важность перспективных мероприятий, направленных на перемену общественного отношения к потреблению алкоголя и других наркотиков. Национальный антиалкогольный совет, федеральный Отдел образования, Национальный наркологический институт и тому подобные учреждения сплотились, как ни странно, с алкогольной промышленностью, которая инициировала учебную программу СПРПЗ (Специальная подготовка работников питейных заведений) по обучению барменов, официанток и других работников питейных заведений специальному обслуживанию клиентов. Несмотря на эти усилия, мы все еще знаем больше о лечении алкоголизма, чем о его профилактике. Тем не менее необходимо знать некоторые принципы, которые могут в этом смысле принести определенную пользу.

1. Призывайте к здоровому образу жизни. Подобно большинству других проблем, обсуждаемых в этой книге, профилактика алкогольной и другой наркотической зависимости начинается в доме. Если детей уважают, любят, дисциплинируют и если их растят чуткие, заботливые и целеустремленные родители, то вероятность здорового физического, душевного и духовного созревания детей увеличивается, а вероятность развития у них наркотической зависимости уменьшается. Если эмоциональные потребности детей находят достаточно полное удовлетворение в домашних условиях, если им помогают справиться с жизненным напряжением, если им преподают понятный кодекс поведения и ясные духовные ценности — тогда они чувствуют большую безопасность и приобретают более адекватную самооценку. А чувства безопасности и собственного достоинства, в свою очередь, помогают лучше справляться с проблемами жизни, не прибегая к наркотическим веществам, в том числе и алкоголю.

В основополагающей книге по алкоголизму один христианский автор пишет, что ответ на вопрос, разовьется ли у наших детей алкогольная или другая химическая зависимость, зависит главным образом от того примера, который им подаем мы, родители. Если родители регулярно пьянствуют, дети учатся делать то же самое. Если родители занимают непреклонную позицию в отношении алкоголя и резко осуждают прием спиртного в любой форме и под любым предлогом, дети в ответ на это нередко начинают экспериментировать с алкоголем. Более эффективным методом профилактики алкоголизма и наркомании является более открытая в отношении алкоголя позиция с признанием тех опасностей, которые появляются при его употреблении, поддержка если не полного воздержания, то, несомненно, умеренности, а также пример родителей, которые наслаждаются жизнью, не впадая в рабскую зависимость от алкоголя при необходимости решать свои жизненные проблемы или поддерживать удовлетворительные дружеские отношения с ближними.

Как известно, многие семьи не соответствуют данному описанию. Например, дети алкоголиков нередко происходят из семей, в которых они получают непоследовательное, противоречивое или неадекватное воспитание, причем нередко на фоне отрицания реальной действительности и вредного влияния злоупотребления алкоголем. Как мы убедились выше, многие из этих детей бывают сбиты с толку, испытывают гнев, вину и страхи; они чувствуют, что их не любят и потому не учат справляться с требованиями будущей взрослой жизни. Некоторые из них не видят перед собой примера здорового образа жизни со стороны взрослых. Согласно одной гипотезе, многие из них предчувствуют, что в будущем они неизбежно превратятся в таких же алкоголиков, как их родители[1688]. Таким образом, дети алкоголиков нуждаются в особой поддержке и руководстве со стороны чутких и заботливых взрослых вне дома.

И здесь уместно задать следующий вопрос. Неужели подобную помощь, хотя бы частично, не может оказывать поместная церковь?

2. Прививайте здравое религиозное учение. По результатам одного массового обследования университетских студентов (всего 5648 человек) оказалось, что те из них, кто исповедует христианство и регулярно посещает церковь, «существенно меньше склонны к приему наркотических средств, чем их коллеги, которые в поисках божественного переходят из одной общины в другую. С другой стороны… показатели наркотической зависимости были самыми большими среди тех, у кого не было никаких духовных запросов и которые вообще ничего божественного не искали»[1689]. Этих выводов, сделанных в отношении наркомании, переносить на алкоголизм, конечно, нельзя; и этот обзор вовсе не говорит о том, что вера в Бога предотвращает развитие алкоголизма. И все же, любому христианскому душепопечителю известно, что исполненный Духом верующий вряд ли станет упиваться вином, да и вряд ли вообще нуждается в этом[1690].

3. Проводите антиалкогольное санитарное просвещение. Воистину, тот, кто не пригубит спиртного, алкоголиком не станет. Эмоциональные обращения, просьбы, призывы и мольбы отказаться от спиртного редко убеждают или как–то влияют на людей, которые выпивают под влиянием сверстников, а также экспериментируют с алкоголем из любопытства. При этом не имеет никакого смысла уходить от обсуждения проблемы пьянства и алкоголизма под предлогом, что такое обсуждение якобы заставит детей и подростков проэкспериментировать. Если о проблеме пьянства и алкоголизма говорят искренне и открыто, это ослабляет желание попробовать наркотик без серьезных причин, даже если алкоголь рекламируют по телевидению и в других местах как бодрящий и безопасный способ раслабления.

При антиалкогольном санитарном просвещении следует учитывать следующие моменты:

 

• просвещение должно начинаться рано, поскольку большинство людей попадают в алкогольную зависимость уже в подростковые годы и даже раньше;

• надо не запугивать людей, а представлять точные факты о природе и последствиях алкоголизма;

• нужно избегать эмоциональных обращений, просьб и призывов, которые способны запугать, но дают мало фактических сведений;

• следует преподавать ясное библейское учение о вине и опьянении;

• необходимо помочь молодым людям осознать, почему люди принимают спиртное;

• научить отказываться от приема спиртного в компании пьющих сверстников или равных по положению;

• подводить людей к осознанному решению (пить или не пить), а не пускаться в привычное пьянство;

• побуждать к воздержанию как наилучшему и самому эффективному средству профилактики алкоголизма;

• разбирать симптомы, указывающие на развитие алкогольной зависимости;

• ставить в известность о том, где и какого рода помощь можно получить в случае возникновения симптомов пьянства и алкоголизма.

 

4. Учите людей справляться с жизненным напряжением. Ниже представлен образец практически полезных советов, которые можно давать алкоголикам, вставшим на путь исцеления. Этот перечень можно тиражировать и распространять среди алкоголиков и членов их семей.

Если считать, что алкогольная и другие формы зависимости являются по сути дела проявлением неспособности (неумения) справляться с проблемами жизни, то одним из методов профилактики пьянства и алкоголизма может быть обучение людей умению открыто восставать против пьянства, обсуждать жизненные трудности, порождающие стресс, и решать возникающие проблемы. «Ключом к профилактике, — делается вывод в одном докладе, — является уменьшение стресса там, где это можно сделать, и овладение навыками преодоления стресса там, где уменьшить его не удается»[1691].

 

Заключительные замечания

 

Каждую новогоднюю ночь помещение суда в городке Нортхемптон, штат Массачусетс, по благословению председательствующего судьи становится ночным клубом и местом приема гостей. Любители ходить по гостям здесь неизменно хорошо проводят время, несмотря на полное отсутствие алкоголя. Полицейским чинам в это время можно немного расслабиться, поскольку многие из любителей вечеринок сами развозят по домам людей с других вечеринок, где «сухого закона» не соблюдают. Председательствующий тоже доволен, ведь ни один из тех, кто встречал Новый год в здании суда, не будет потом доставлен сюда из–за безобразий, совершаемых обычно по причине новогоднего пьянства; да и помещение суда на следующий день после веселого времяпрепровождения остается даже чище, чем было накануне.

Интересно, сколько читателей осудили или отреагировали цинично, когда узнали об этом из сообщений в газетах? Знаменитый богослов Рейнхольд Нибур однажды написал, что «трудно дать взвешенную оценку нравственному помешательству наших дней, все равно, проповедников или рядовых членов церкви, не проявив цинизма (и, возможно, не избежав реальной опасности)»[1692]. Помогать людям противостоять грубой реальности и опасностям алкоголизма — значит сталкиваться с разочарованием. Один университетский ректор назвал злоупотребление алкоголем комбинацией страсти, горя, предрасположенности, влечения, вожделения и безнадзорности. Прибавьте сюда соперничество между общественными и государственными учреждениями, рекламную шумиху производителей алкоголя, а также те противоречивые выводы, которые делают время от времени ученые и разные специалисты, и тогда можно будет понять, почему некоторые определяют борьбу с пьянством и алкоголизмом как «шаг вперед и два шага назад»[1693].

Данные практические советы для алкоголиков могут помочь им измениться*[1694]:

 

• Время избавиться от наркотической зависимости уже наступило. Освободиться от наркотической зависимости — значит стать независимым ото всех наркотиков, включая алкоголь. Одному сделать это невозможно. Вы должны участвовать в узаконенной программе исцеления.

• Исцеление от алкогольной зависимости является пожизненным процессом, а не одноразовым случаем. Вы должны «отрабатывать» свою программу постепенно, шаг за шагом. Для исцеления вашей души и тела Богу потребуется определенное время.

• Лечитесь у квалифицированного специалиста. Не пробуйте заниматься самолечением.

• В случае рецидива не оставляйте лечения. Вернуться на путь праведный никогда не бывает поздно. Бог поднимет вас не раз и не два.

• Не стремитесь преодолеть алкоголизм, полагаясь на свои силы. Чтобы избавиться от наркотической зависимости, мы должны уповать только на силу Божью. Читайте Гал. 5:16 и Флп. 4:13.

• Оставьте всех друзей из числа алкоголиков и наркоманов. Связаться с ними — значит снова «сорваться». Написано (1 Кор. 15:33): «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».

• Не удивляйтесь, что будете искушаемы выпить снова. Искушение само по себе не греховно; то, как вы поступите с искушением, — вот что имеет значение (см.: 1 Кор. 10:13; Иак. 1:13–15).

• Признайте, что лгать себе легче, чем кому бы то ни было еще. Вы обязаны точно распознавать свои оправдания относительно вредных установок и греховного поведения (см.: Иер. 17:9; Пс. 50:8).

• Не гордитесь и не впадайте в самонадеянность, исцелившись от алкогольной зависимости, поскольку у вас нет права ставить себе в заслугу это исцеление. «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Прит. 16:18).

• Богу доверяйте в любых обстоятельствах. Он помышляет о самом благом для вас. Жизнью христиан управляют вовсе не законы Мерфи (см.: Рим. 8:28).

• Ходите путями Божьими всякий день и всякий час. Ему известны все ваши проблемы и все ваши потребности (см.: Мф. 6:25–34; Флп. 4:6,7).

• Отводите определенный час для молитвы. Молитва есть тот «клей», который скрепляет нас с Богом. Именно с помощью молитвы Бог исцеляет нас (читайте Иак. 5:13–18).

• Вникайте в Библию всякий день. Слово Божье может ответить на все ваши проблемы и направить вас верным путем (запомните Прит. 3:5,6).

• Посещайте церковь еженедельно. Это то место, где вы можете поклоняться и служить Богу. Вы будете возрастать духовно, жертвуя собой ради других (читайте Евр. 10:24,25).

• Участвуйте в служении христианской группы поддержки, где вы можете поделиться своими трудностями и обрести надлежащую помощь. Это поможет вам справиться с жизненным напряжением (читайте Гал. 6:1,2).

• Запомните следующую молитву:

 

 

Господи, дай мне с душевным спокойствием

Сносить все, что изменить нельзя,

И силу изменить все, что можно,

И мудрость, чтобы не путать одно с другим.

 

 

Несомненно, толку от бездеятельности и цинизма нет никакого. Подобно людям из городка Нортхемптон, всякое общество и всякая община должны обсуждать и внедрять в практику методы, способные помочь людям избежать или исцелиться от болезни и греха алкоголизма. Христианский душепопечитель может возглавить группу поддержки алкоголиков и их семей, чтобы помочь им избавиться от алкогольной зависимости и жить, повинуясь и служа Иисусу Христу. Лишь в таком случае эта трудная проблема действительно и успешно решается.

 

Библиография

 

Clinebell, Howard J., Jr. Understanding and Counseling the Alcoholic. Rev. ed. Nashville: Abingdon, 1968.

Martin, Sara Hines. Healing for Adult Children of Alcoholics. Nashville: Broadman, 1988♦.

Metzger, Lawrence. From Denial to Recovery: Counseling Problem Drinkers, Alcoholics, and Their Families. San Francisco: Jossey–Bass, 1987.

Ohlemacher, Janet. Beloved Alcoholic: What to Do When a Family Member Drinks. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1984♦.

Spickard, Anderson, and Barbara R. Thompson. Dying for a Drink: What You Should Know about Alcoholism. Waco, Tex.: Word, 1985♦.

Van Cleave, Stephen, Walter Byrd, and Kathy Revell. Counseling for Substance Abuse and Addiction. Waco, Tex.: Word, 1987.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

 

 

Глава 33.

Аддиктивное поведение

 

Майк — морской капеллан средних лет. Перед поступлением на военную службу двенадцать лет тому назад он был пастором небольшой общины в Новой Англии и наблюдал, как она возрастала числом и духом. Жизнь военнослужащего коренным образом отличалась от служения приходского священника. Служба, связанная с дальним плаванием и другие нередкие разлуки с женой и детьми, несомненно, давались ему с трудом, но Майк считает морскую службу своим призванием, и его семья относится к этому благосклонно. Несмотря на трудности, морская жизнь имеет свои преимущества, так что Майк продолжает считать ее своей необыкновенной миссионерской нивой.

Однако недавно у Майка сформировалась привычка, которая его весьма тревожит. «Быть может, все это из–за разговоров, которые мне приходится слышать на корабле, — признался недавно Майк близкому другу. — Или, может быть, из–за долгой разлуки с женой». С чем бы это ни было связано, помыслы Майка почти постоянно приковывает секс. В своем кабинете он прячет множество порнографических публикаций, и всякий раз, когда появляется возможность посмотреть откровенно эротический фильм, он тайно делает это.

«Вся моя беда заключена в помыслах, — делится Майк с другом. — Я не изменял жене. Никто из моих сослуживцев не знает об этой моей проблеме. Однако я считаю, что пристрастился к эротическому фантазированию».

Майк нередко занимался душепопечением людей, одержимых безрассудными страстями, включая служащих из числа личного состава военно–морского соединения, которые страдали патологической зависимостью от наркотических препаратов, пьянством и алкоголизмом, а также игроков в азартные игры. Периодически он работал с людьми, которые не могли совладать с одержимостью воровством в магазинах, не умели справиться с приступами ярости, мастурбацией и чревоугодием. Как душепопечитель, Майк понимает, что подобные действия большей частью порождаются сердечными помыслами человека. Он признает, что необузданное эротическое фантазирование часто заканчивается необузданным и бесстыдным блудом.

Он читал газетные сообщения об известных пасторах, чье служение рушилось и прекращалось, когда их чувственные помыслы открывали путь плотским искушениям, а эти искушения, в свою очередь, вели к блуду, который затем становился известным всем.

Майк не хочет попасть в число подобных, сознательно поставивших себя вне служения людей. Если он впадет в этот грех и станет блудить, его жена, и он прекрасно понимает это, будет раздавлена горем. Его дети будут травмированы и сбиты с толку. Он всесторонне осмыслил и то потрясение, которое испытает его община, оставленная в Новой Англии, если он уступит искушениям и впадет в грех. Задумывается он и над тем, что случится с его религиозным служением на флоте. Он понимает, что обязан избавиться от все возрастающего прельщения плот


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.