Рельеф, как элемент ландшафтной композиции. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Рельеф, как элемент ландшафтной композиции.

2017-06-29 1608
Рельеф, как элемент ландшафтной композиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рельеф — основа садово-паркового ландшафта, которая нередко предопределяет все его композиционные построения, архитектонику, общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организацию растительности, воздействуют на микроклимат. Так как рельеф наиболее стабильный компонент ландшафта, то остальные ландшафтные составляющие в значительной мере являются его производными. Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта, он составляет его экологическую и пластическую основу. С помощью существующих классификаций и с учетом особенностей ландшафтного искусства рельеф парковых территорий можно подразделить на 3 группы: рельеф положительных форм, отрицательных форм, нейтральный рельеф. В первую группу входят гребни гор, холмы, горы, склоны (выше условно установленной точки нулевого отсчета), во вторую группу — долины, ущелья, овраги, тальвеги, котлованы, амфитеатры и склоны (ниже условно установленной точки нулевого отсчета). Третья группа представляет собой участки равнинного рельефа с небольшим уклоном (условно до 5—7°). Сюда входят прежде всего самостоятельные, значительные по площади равнины. В процессе изучения территории необходимо выделение небольших равнинных участков (горизонтальных плоскостей), которые входят составными элементами как в группу положительных форм (например, водораздельные плато), так и отрицательных (днища балок), а также горизонтальных площадок на склонах.

Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер.

Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина. Последовательное «чтение» композиции начинается внизу у подножия и заканчивается на вершине — четко выраженной природной доминанте, где композиция достигает свой кульминации. Путь наверх характеризует прежде всего цикличность, постепенность и многократность раскрытия видов на окружение при возрастающем нарастании зрительных впечатлений. Чем выше поднимаешься, тем большее пространство охватывает взгляд. Тем не менее желательно переключать время от времени внимание пешехода на ближние планы и непосредственное окружение дороги, создавать искусственно закрытые участки пути, сменяющиеся панорамами в самых выгодных точках. По мере своего эмоционального воздействия эти промежуточные акценты не должны, однако, спорить с вершиной — главным фокусом всей композиции.

Перед выходом на верхнюю обзорную площадку целесообразно задержать эмоциональную разрядку и дать некую композиционную паузу — это может быть относительно монотонный подъем по лестнице, укрытый зеленью участок тропы, дороги. Такой прием усиливает эффект внезапного раскрытия завершающей панорамы — кругозора. Сама площадка вовсе не обязательно должна располагаться на наивысшей отметке, часто бывает выгоднее расположить ее несколько ниже, но непосредственно над самым крутым уступом, который может быть создан искусственно. Важно, однако, обеспечить возможность кругового осмотра после многих односторонних видовых точек вдоль спирального подъема.

В практике паркостроения не всегда учитываются эти довольно простые композиционные закономерности, что значительно снижает общее впечатление от парка. Так, спиралевидная дорога парка «Сухумская гора» хотя и начинается довольно парадно — у подножия она отмечена колоннадой, затем трассирована без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений, на ней почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей.

Композиционные закономерности построения парка на крутом рельефе можно проследить на примере Нагорного парка им. С. М. Кирова в Баку, который был запроектирован и частично осуществлен в предвоенный период проф. Л. А. Ильиным. Нагорный парк занимает живописные склоны так называемого Бакинского амфитеатра, обращенные к центральной части города, на отметках с 4 до 180 м над уровнем моря и соединяется у подножия с Приморским бульваром.

 

Использование естественных форм рельефа в композиции парка. Парки на склонах и надпойменных террасах. Ступенчатый характер композиции, переход от широких открытых перспектив с верхних ярусов к более ограниченным видам на нижних, использование серпантинных подъемов и спусков, лестниц, подпорных стен и т. п.:

1 бровки, точки наибольшей визуальной активности; 2 - склоны, воспринимаются с вышележащих бровок; 3 – террасы

6. Отрицательные формы рельефа. Отрицательные формы рельефа - относительно пониженные участки поверхности суши или дна водоемов: долины, лощины, промоины, впадины, овраги, строительные котлованы и др.

Лощина или ложбина сток а — вытянутое углубление, имеющее с трех сторон пологие, обычно покрытые растительностью склоны, открытое в сторону общего наклона местности. Бровки лощин обычно выражены неясно. Лощина является простой незамкнутой формой рельефа и имеет небольшую глубину (до нескольких метров) и незначительную протяженность (до 200—500 м).

Промоина — вытянутое углубление, имеющее небольшую глубину (от 0,1 до 1—2 м) и ширину (от 0,3 до 4—5 м) и открытое в сторону общего уклона местности. Длина промоины незначительна (от 2—4 до 10—20 м); в верхнем конце промоина замыкается. Склоны промоины крутые, обнаженные и имеют резко выраженную бровку. Промоина относится к простым формам рельефа.

Овраг — вытянутое углубление, открытое, постепенно расширяющееся и имеющее уклон в сторону общего уклона местности. Склоны оврагов крутые, местами отвесные, лишены растительности и имеют отчетливо выраженную бровку. Глубина оврагов до 50 м, длина может достигать нескольких километров.

Балка — вытянутое углубление, имеющее пологие, покрытые растительностью склоны, открытое в сторону общего уклона местности. Дно балки имеет пологий уклон, пологовогнутый поперечный профиль и закреплено растительностью. Бровка склонов выражена отчетливо. Длина балок может достигать нескольких километров. Глубина и ширина различны. Большие балки представляют собой сложные формы рельефа.

Долина — вытянутая, незамкнутая (кроме отдельных случаев), имеющая уклон в одну сторону — сложная форма рельефа. Склоны долин имеют различную крутизну и часто осложнены террасами, оврагами, оползнями и промоинами. Дно долин может иметь различную ширину и часто осложнено валами, грядами и т. п. Длина долин может достигать сотен и тысяч километров. При встрече долины не пересекаются, а сливаются в одну общую. Долины, по которым протекают реки, называются речными, а лишенные рек — сухими.

Котловина или впадина — понижение, замкнутое со всех сторон и имеющее склоны разной крутизны и формы. Форма и размеры котловин могут быть различны; на дне и склонах нередко образуются положительные и отрицательные формы рельефа. Небольшие котловины, имеющие незначительную глубину, пологие склоны и плоское или очень слабовогнутое дно называются блюдцами, или западинами.

Впадины и котловины могут достигать огромных размеров. Выше неоднократно употребляли термин — впадина Атлантического (или Тихого, Индийского) океана. В этом случае котловина будет представлять часть впадины, обособленную подводными поднятиями или группами островов (Северо-Тихоокеанская котловина, Сомалийская котловина).

Выражение в рельефе отрицательных структурных форм зависит от соотношения скоростей прогибания и компенсации их аккумуляции обломочного материала.

1. Некомпенсированные – впадины, скорость прогибания больше скорости их заполнения осадками (впадины морей и океанов, подводные морские равнины).

2. Компенсированные – впадины, прогибания которых компенсируется аккумуляцией в них осадков, и в общем не происходит существенного изменения высоты их поверхности (впадины на континентах: равнины аллювиальные, пролювиальные, морские и др.).

3. Перекомпенсированые – впадины, в которых скорость аккумуляции превышает скорость тектонического прогибания (впадины в горах: равнины аллювиальные, пролювиальные. Горные впадины спряженные с хребтами, со склонов которых сносится большое количество обломочного материала.)

 

Парки на ровной поверхности

Наибольшие трудности архитектурно-художественного порядка возникают не в тех случаях, когда рельеф выражен четко и определенно, а на относительно ровной местности, где надо уметь почувствовать нюансы рельефа, попытаться использовать в композиции малозаметные неровности земной поверхности, увидеть и развить то, что кажется лишь намеком, превратить ту или иную деталь в существенный фактор архитектурно-ландшафтной организации территории.

Основа выразительности многих исторических садов, например Во-ле-Ви-конта, Версаля и Шантильи, созданных Ле Нотром — известнейшим мастером французского классицизма (прозванным «садовником короля и королем садовников»), построена именно на игре горизонтальных плоскостей, тончайших перепадах уровней газонов дорог, водных зеркал, низких парапетов, которые оживляют однообразную поверхность земли и создают необходимый композиционный эффект.

Абсолютно ровной поверхности в природе не бывает, внимательный глаз всегда заметит оживляющие равнину топографические подробности — небольшие всхолмления, лога и гряды, замкнутые понижения и пр. Задача заключается в том, чтобы сохранить и усилить наиболее интересные детали рельефа, включить их в композицию, «раскрыть» посетителю парка или зоны отдыха.

Надо иметь в виду роль контраста. Если мы намерены усилить зрительный эффект небольшого холма или горки, посетителю лучше подойти к ним по ровной дороге или увидеть на фоне плоской местности, а еще лучше на фоне многопланового пейзажа с четко выраженными членениями. В самом общем виде принцип включения микрорельефа в композицию можно выразить усилением амплитуды колебаний высотных отметок: то, что расположено относительно выше общего уровня, должно казаться еще выше, то, что ниже — должно казаться еще ниже. При этом самые выигрышные ситуации возникают там, где эти противоположности находятся в непосредственной близости друг к другу. Основные видовые направления парка должны ориентировать зрителя на эти участки именно с тех сторон, где контраст выражен максимально.

Садово-парковое искусство давно уже выработало приемы подчеркивания, утрирования форм микрорельефа. К ним относятся, например, посадки деревьев с высокой кроной на вершинах холмов и гряд, размещение там отдельных архитектурных сооружений, организация малых водоемов в понижениях и др. Решающую роль может в этих случаях сыграть учет определенной точки зрения — вид на холм снизу, вид на водоем с более высокого и крутого берега, выбор такой позиции, где обеспечивается самый большой вертикальный угол восприятия панорамы, ее многоплановость. Зрительно усилить значение небольшой возвышенности или склона могут и такие приемы, как намеренное усложнение рисунка тропы или дороги — придание им характера серпантина, обсадка склона низкорослыми деревьями и усложнение его формы для создания иллюзии большой высоты.

Анализ примеров планировки показывает, что характер дорожно-тропиночной сети зависит прежде всего от степени вертикальной и горизонтальной расчлененности рельефа: чем сложнее поверхность земли, резче перепады, больше изрезанность, тем больше оправдана извилистость дорог, неожиданные изменения их направления, крутые повороты, частые перемены в поперечном профиле.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.