Дифференциация гласных звуков — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Дифференциация гласных звуков

2017-06-29 341
Дифференциация гласных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гласные ы и

Конспект занятия

Тема: «Слуховое восприятие звуков и и ы».

Цель: уточнение артикуляции данных звуков, развитие фонематического слуха, логического мышления.

Ход занятия

1) Чтобы речь наша была четкой и внятной, мы должны глубоко дышать. Сделаем дыхательную гимнастику:

а) с движением рук: на вдохе—руки поднять через стороны вверх, на выдохе—руки опустить: ааааа. На вдохе— в стороны, на выдохе — обхватить плечи, скрестив руки, - ооо. На вдохе — руки перед собой, на выдохе — руки вниз – уууу;

б) слитное произнесение гласных аоу.

2) В названных логопедом словах выделить гласные звуки:

сыр – мир

Рассмотреть артикуляцию обоих гласных звуков.

Найти соответствующие буквы ы, и.

3) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласному звуку букву:

мыть, бить, пир, мы, пили, ты, спи, иди, тыл, пыль, мир, вы, сыр, писк, тир, визг.

4) Чтение слоговой таблицы (вспомнить о свойстве гласных второго ряда).

ми-мы си-сы ни-ны ли-лы

ти-ты ри-ры ди-ды ви-вы

Задание. Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ

- Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

- Мишка-лодырь через а

Написал карова,

Напишите вы

Мишка через ы,

Проучите Мишку -

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать. С. Погореловский

Задание. Придумать слова с данными слогами. Записать их.

гу ди ма ло

си мы

ло ла ра ши

Задание. Сгруппировать предметные картинки, содержащие ы, и в 2 ряда (зубы, сито, усы, рыба, лиса и т.д.).

Задание. Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

нИть, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

Задание. Списать слова, вставляя пропущенные буквы ы, и.

сл-в- к-т- н-тк- л-п-

р-б- в-шн- м-ш- хр-п-

в-лк- пл-т- л-ж- п-л-

пт-ц- с-льн-й с-т-й г-р-

х-л-й м-л-й ж-р- ш-н-

Задание. Вставить пропущенные буквы ы или и. Записать слова. Сравнить по смыслу и звучанию. Устно составить предложение.

и и и и

п лил пил вил в ли

ы ы ы ы

Игра «Один-много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук ы или и, например:

Рама – рамы (ы), тетрадь – тетради (и), стена – стены (ы) и т.д.

Задание. Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ …

яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ …

Задание. Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и ёлка) зелёные иголки. У (берёза и ольха) серёжки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

Задание. Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и:

а) Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-.

Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-.

б) У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке много гр-бов. Кур- склевал-

зёрн- шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-л- снегом. У рек- шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

Конспект занятия

Тема: «Дифференциация звуков ы и в словах, близких то звучанию, ив словах множественногочисла».

План занятия

1) Дыхательная гимнастика. Гимнастикагуб. Повторение артикуляции звуков ы, и.

2) Звуковой анализ предложений с последующей записью в тетради.

3) Подчеркнуть цветными карандашами вставленные буквы.

У М-лы м-ло. Мама будет м-ть М-тю. Дет- с-ты. На столе с-то.

Игра «Один—много».

Логопед показывает натуральные предметы по одному (либо картинку с изображением одного предмета). Учащиеся должныназвать множественное число и указать гласную в конце слова. Позднее ведущим может стать ученик.

Например:

Рама — рамы.

Парта —..., спичка —..., тетрадь —..., стена —... и т. д.

5) Детям более подготовленным можно предложить раз­ложить картинки с изображением множества предметов в две группы: а) имеющие окончание и; б) имеющие окончание ы.

Конспект занятия

Тема: «Различение гласных ы, и в окончаниях родительного падежа единственного числа и в словах со слогами ши, жи».

План занятия

I. Рассмотреть картинку с зимнимсюжетом. Дать имена детям.

Ответить на вопросы:

1) У кого коньки? (У Нины.)

2) У когосанки? (У Вали.)

3) У кого снежки? (У Пети.)

Записать ответы после устного анализа в тетрадь. Под­черкнуть цветными карандашами окончания ы и и.

II. Ответить на вопросы логопеда (подчеркнуть голосом окончание):

1) У какой птицы глаза хорошо видят ночью? (У совы.)

2) У кого пушистый хвост? (У лисы.)

3) У какого дерева зеленые иголки? (У сосны, у ели.)

4) У какого дерева сережки? (У березы.)

III. Логопед обращается к детям и предлагает им послу­шать, как звучат слова лыжи, мыши. Затем дети должны про­изнести их сами.

— Какой гласный-звук слышится, ипроизносится в концеслов? (ы.)

А теперь прочтите на доске окончание в словах.

Повторение правила правописания данныхслогов.

Задание. Запишите следующие слова в тетрадь, выделяя цветными карандашами слоги жи, ши.

лыжи камыши мыши шалаши ножи жиры

шина тужил машина тушил решил сушил

Задание. Комментированное письмо или диктант.

Мы наловили много рыбы. Были тут и ерши, и окуни, и лини. Домой мы плыли в лодке. Наши мамы были рады. Они наварили ухи. Мы были сыты.

Гласные а — о

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение гласных а и о из слов.

2) Сравнение по артикуляции.

3) Сопоставление звуков с буквами а и о. Сравнение букв по начертанию. Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами. Отработка соединения букв о, а с дру­гими буквами: ол, ос, ом, ал, ас, ам.

4) Чтение слогов.

ма — мо та — то ра — ро

са — со па — по ла — ло

5) Вставить пропущенные буквы а и о. Записать слова. Сравнить их по звучанию и смыслу.

о

Образец: дом-дам. Д- -М

а

 

о о о о

д м с м в л ст л

а а а а

 

а о о

кр тко м жет п чка

о а а

а а

т чка п лки

о о

6) Запись слогов под диктовку.

7) Дифференциация а — о в словах устно (поднять соответ­ствующую букву).

Мох, мать, парки, сурок, варежки, крошки, ночи, лось, марка, море, чаша, ложки, норы, весна, осень, зима, скорый.

8) Запись слов под диктовку.

Сок, сказка, конь, поле, плакса, галки, ослик, совы, просит, палец, рот, рука, горы, лампа, кошки, дождик, краски, помню, ломтик, песок, камин, ранка.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.