Упражнения по воспитанию зрительной памяти и оптических дифференцировок — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Упражнения по воспитанию зрительной памяти и оптических дифференцировок

2017-06-29 198
Упражнения по воспитанию зрительной памяти и оптических дифференцировок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды работ.

1) Логопед расставляет ряд предметных картинок (от 3 до 6). Ученики, запомнив ряд, отворачиваются. Логопед изме­няет порядок. Ученик должен восстановить первоначальный ряд.

2) Зрительный диктант:

а) Рассмотреть данный логопедом ряд геометрических фи­гур и запомнить его;

б) образец закрывается;

в) выложить ряд геометрических фигур на парте по па­мяти из цветных трафаретов;

г) проверить составленный ряд по образцу.

3) Выложить по образцу из палочек.

Знакомство со строением и функциями речевого аппарата

Конспект занятия 1.

Тема: «Органы речи».

Оборудование: органы речи в разрезе (графическое изображение или муляж).

план

1) Сравнение неречевых и речевых звуков.

2) Знакомство со строением речевого аппарата.

3) Наблюдение за его деятельностью.

4) Закрепление темы (тренировка детей).

Ход занятия

Логопед. Человека постоянно окружает множество шу­мов и звуков. Прислушайтесь: шум улицы, постукивание указки, шум разрываемой бумаги, шорох бумаги и т. п. (дети могут продолжить перечисление) и для сравнения: а-а-а, ш-ш-ш. Это звуки разного происхождения, разного каче­ства. Одни звуки исходят от действий с различными предме­тами, а другие мы издаем органами речи, специально для этого приспособленными. Это очень важные органы. Речь необходима людям, чтобы общаться в труде, в быту, чтобы усваивать но­вые знания, чтобы передавать свой жизненный опыт другим. (А кто передает вам свои знания и опыт?) - (Так, учителя и родители передают вам свои знания и опыт.) Представьте на минуту, что вы по какой-то причине не можете говорить и вы поймете всю трудность своего положения.

Что же это за органы, которые создают речь?

Попробуйте сами назвать их. (Ответы учащихся.)

Логопед дополняет и систематизирует эти сведения.

- Обратите внимание на следующее: природа удивительно «экономна». Оказывается, она не создавала специальных органов речи, а использовала для речи имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания (рассматривают изображения речевого аппарата в разрезе), повторяют названия органов артикуляции. Отмечают, что в образовании звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы идаже полость носа. Попробуйте произнести звуки н, м, зажав нос, — не получится.

— Органы дыхания служат одновременно и органами речи (Легкие, бронхи.)

— Теперь приблизьте тыльную сторону кисти руки к губам и произнесите любой звук, например звук: о-о-о или ш-ш-ш. Вы ощутите воздух, который выдыхают легкие. По пути движения, в гортани, вы­дыхаемая воздушная струя заставляет дрожать две натянутые «струны» —голосовые связки, если они сомкнуты - здесь рождается голос. (Проверяют вибрацию голосовых складок, прикладывая легко пальцы к своей гортани. (Для лучшего запоминания сравнить со струнами гитары: в покое струны молчат, а колеблясь (дрожа) – издают звук.)

Предположим, что все перечисленные органы действуют хорошо. Но говорить надо не случайный набор звуков или слов, а разум­ные речи. Вспомните пословицу: «Сначала подумай, а потом говори»—или другую: «Говори с умом». Значит, руководит органами речи наш мозг.

Итак, назовем все органы, которые принимают участие в речи: органы дыхания, голосовой отдел речевого аппарата, органы артикуляции, и так не забудем указать, что для нормального развития речи необходим человеку слух, т.к. нельзя научиться речи, не слыша.

Продолжается работа по схеме «Строение речевого аппарата». (Повторный показ по таблице.)

Конспект занятия 2.

Тема: «Образование звуков».

План занятия

1) Беседа по домашнему заданию (строение речевого аппа­рата).

2) Повторение предыдущей темы.

3) Наблюдение за работой органов речи:

а) образование гласных первого ряда;

б) образование согласных (на сохранных звуках).

4) Выведение таблицы (или заполнение таблицы).

Ход занятия

Логопед. Как автомобиль работает на горючем, так вся наша речь, все звуки строятся на выдохе. От того, встречает ли выды­хаемая воздушная струя на своем пути преграды, зависит, ка­кие звуки образуются (произносятся) — гласные или согласные. Преграда создается преднамеренно – различными изменениями положения языка, губ и других органов – поэтому так много звуков в нашем языке.

Гласные звуки (а, о, э, у, ы, и) произносятся без преград для выдыхаемой струи воздуха. Различия этих гласных объясняются, в основном, разной степенью раскрывания рта и изменением положение губ. Самый широкий звук – а (раствор рта между верхними и нижними резцами могут войти два пальца, поставленные на ребро).Губы свободны, не напряжены и не округлены. (Дети по показу и словесной инструкции воспроизводят гласный а – с голосом и беззвучно, наблюдая артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал). Если мы на звуке а сузим на­половину раствор рта (до одного пальца) и округлим губы, то получим звук о. Усвоив артикуляцию гласного о, продолжаем превращения гласных: при растворе рта на один палец, не меняя положения нижней челюсти, растягиваем губы в стороны (протяжно произносимый гласный о превратился в э. По аналогии образуем звук ы-ы-ы, затем медленно вы­тягиваем губы в трубочку - услышим звук у-у-у.. Если оставим челюсти в том же положении, а губы растянем в улыбку, получим звук и и т.д. Дети упражняются в такой «трансформации гласных». (Протяжно произносим а-а-а-а-а и одновременно наполовину (до одного пальца между резцами) сокращаем раствор рта и округляем губы – отчетливо слышим превращение а – в о.) (Дети упражняются в усвоении гласных артикулем. Дозировка материала для одного занятия зависит от возможностей артикуляционной моторики детей конкретной группы.)

Таким образом, дети осваивают артикуляцию гласных 1-го ряда, наблюдая за отсутствием преграды в ротовой полости для выдыхаемой воздушной струи и за работой голосовых связок (они дрожат, следовательно, ра­ботают — издают голос).

Итак, гласные звуки образуются голосом. Не случайно они называются гласными, т.е. голосными (состоят из чистого голоса, без примеси шума). А теперь пронаблю­дайте следующее. Я хочу разрезать ножом лист бумаги попо­лам, иначе говоря, нож встречает на своем пути преграду. Если нож бездействует — тишина. Если нож разрывает преграду — шум. Сравните с образованием согласных звуков. Если выды­хаемый воздух встречает преграду и разрывает ее — получаем шум. Но это шум, создаваемый органами речи, а потому это звук речи. Понаблюдаем за образованием звука к. Если про­сто сомкнуть губы и не разрушать этой преграды, то выдох пойдет через нос. Преграду мы не разрушаем — шума нет, нет звука. При разрушении преграды образуется звук: п, п, п (го­лосовые связки не дрожат, голоса нет, только шум). Если к глу­хому п дадим голос — получим звук б. (Проверьте работу го­лосовых связок на звуке б —они дрожат.) Следовательно, звук б образуется из шума, как и при звуке п, плюс голос. Это звонкий согласный звук (проверить рукой вибрацию голосовых складок).

Все три варианта образования звуков (голосом, шумом, голосом и шумом одновременно) указаны в таблице (см. ниже). В дальнейшем дети под руководством логопеда постепенно заполняют эту таблицу (расставляя карточки с буквами в соответствующие рубрики), основываясь на наблюдениях и собственных ощущениях.

Итак, запишем в таблицу все три способа образования зву­ков.

Образование звуков

Гласные Согласные
глухие звонкие
Нет преграды Преграда есть
   
Только голос а, о, у, э, ы я, е, ю, е, и Только шум п, ф, к, т, ш, с ц, ч, щ, х Шум и голос б, в, г, д, ж, з л, м, н, р

 

Рассмотрим место преграды при образовании отдельных согласных звуков.

п — сомкнутые губы «взрываются»; воздух их прорывает — шум, т. е. звук п, а с голосом — звук б;

м сомкнутые губы не размыкаются, воздух проходит через нос (контроль зеркалом). Голосовые связки дрожат (есть голос);

т — кончик языка упирается в корни верхних резцов: если преграду не разрушать, не будет шума, звука. Если «взо­рвать» — получим звук т, если добавить голос— д',

в — нижняя губа смыкается с верхними резцами. Выдыхаемая воздушная струя с трудом проходит через эту щель со звуком, напоминающим вой (в-в-в...). Если убрать голос— ф (только шум).

· Прослушать стихотворение Е. Измайлова «Как появились буквы» (см. конспект: «Буквы русского алфавита»).

· Покажите букву, которая стала обозначать звук а; ш; и др.

- А это, что за буква? (Выборочно – по кассе букв.)

- Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.

· Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А. Шибаева.

Азбука веселых человечков

На арене А стоит- А бедняжка буква Ы

Начинает алфавит. ходит с палочкой, увы!

 

Букву П в спортивном зале Двое ношу понесут -

Перекладиной назвали. букву Н уж тут как тут.

Г узнаешь без труда: В букве В, наверно, вата -

Очень горбится всегда. оттого и толстовата.

 

Буква У – два длинных ушка. Вот фигура хороша:

З – простая завитушка. этак Е, а этак Ша.

Р – согнула ручку: Буква Э на эС дивится

С кем пройтись под ручку? словно в зеркало глядится:

сходство есть наверняка,

Буква Х все ходит, ходит – только нету «языка».

Место, что ли не находит?

И глядит украдкою

Взялись за руки друзья на сестру – И краткую:

и сказали: «Ты да я- ей понравился берет -

станет МЫ». А между тем у нее такого нет…

получилась буква эМ.

Для чего у Щ и Ц

Буква Ч сказала: «Есть!», коготочек на конце?

Отдала кому-то честь. – Щекотать, царапать - вот

коготок зачем растёт!

Посмотри на колесо:

Покатилась буква О. И сейчас же, точно лев,

Чтоб она не укатилась, стала фыркать буква эФ.

Крепко к столбику прибью.

Что случилось? Что случилось? Тэ стоит на каждой крыше -

Получилась буква Ю! телевизор смотрят – тише!

 

Л – немножко инвалид: Буква Б с большим брюшком,

Ножка левая болит. в кепке с длинным козырьком.

 

Эта буква широка Мягкий знак живёт беспечно,

И похожа на жука, он без кепки ходит вечно.

Да при этом, точно жук, А упрямый твёрдый знак

Издает жужжащий звук. кепку носит только так!

 

Это – Ж, а это – Ка:

целый жук и полжука.

 

О – как обруч. Захочу –

По дороге покачу!

Д стоит надежно очень.

Конспект занятия 3.

Тема: «Звуки речи» (продолжение).

Цель: тренировать учащихся в различении гласных и со­гласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Оборудование: таблица звуков.

Ход занятия

1) Логопед. Вспомним, ребята, что означают слова «звук» и «буква». (Учащиеся объясняют понятия звук и буква.) Логопед обращает внимание детей на особенность называния буквы в отличие от звука: буква к (ка), звук к, буква р (эр), звук р, буква с (эс), звук с и т. д.

Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) звуков не обо­значают.

2) Логопед предлагает детям рассмотреть таблицу звуков. Различные группы звуков обозначены в ней разными цветами.

Звуки речи

 

I Гласные (зеленые) а, о, у, э, ы

я, ё, ю, е, и

 

II Согласные звонкие (красные), б, в, г, д, ж, з

парные глухие (синие)п, ф, к, т, ш, с

 

 

III Звонкие без пары,

соноры (желтые) л, м, н, р

IV Глухие без пары (коричневые) щ, ц, ч, х

V Полугласный (лиловый) й

 

3) Учащиеся записывают таблицу в тетрадь после ее рас­смотрения и разбора.

Задание. Прочитать слова, записать и указать гласные и согласные звуки.

Образец: рак; р— согласный, а —гласный, к—соглас­ный.

Сок, дуб, пенал, пирог, забор, сарай, мак, майка, щи, маяк, стол, чашка, эхо, грибы, клей.

Задание. Прочитать слова, списать их. Подчеркнуть цветным каранда­шом гласные буквы.

Задача, яблоки, сухари, виноград, малина, девочка, Ро­дина, курица, груша, забор, лошади, заводы, бумага, масло, гусеница, товарищи, черемуха, тетради, кукушка, смородина.

Задание. Прочитать и записать текст, устно указать гласные и соглас­ные звуки.

На лугу лошади. У конуры злой пес. На солнышке греется кот.

 

УРОЖАЙ

Школьники засадили огород морковкой, капустой, луком. Летом дети поливали, пололи овощи. Какой богатый урожай собрали осенью! Славно поработали ребята!

Конспект занятия 4.

Тема: «Составление схемы слов».

Цель: тренировать детей в звуковом анализе слов. На­глядно объяснить слогообразующую роль гласных.

Оборудование: бусы двух цветов; предметные кар­тинки.

Ход занятия

Логопед показывает предметную картинку с изображением осы и проводит с детьми звуковой анализ: сколько звуков в слове, в какой последовательности они расположены, какие звуки гласные и какие согласные.

Логопед. Сейчас мы с вами, разобрав это слово, сумеем составить его схему с помощью вот этих бус. (Логопед пока­зывает пластмассовые бусы со сцеплением (без нитки).

Условимся обозначать гласный звук белой бусинкой, со­гласный звук — красной.

Итак, первый звук о — гласный. Обозначим его белой бу­синкой. Следующий звук с — согласный. Присоединим к белой бусинке красную. Третий звук а--- гласный. Добавляем белую бусинку. Прочитайте по этой схеме слово. Вспомните, какие звуки (гласные или согласные) образуют в слове слог. Про­верьте, сколько белых бусинок в этой схеме (2). Сколько хлоп­ков слышно при делении слова «оса» на слоги? (2)

Логопед показывает картинку с изображением слона. Про­водится аналогичный разбор слова слом и составляется схема из бус. Сопоставляется количество гласных (белых бусинок) с количеством хлопков при делении на слоги (1).

Повторяется вывод: в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков. На последующих занятиях рассматриваются по­добным образом слова другой слоговой структуры с составле­нием схем.

Задание. Рассмотреть и назвать предметные картинки.Отобрать теслова, структура которых соответствует данной схеме.

Образец:

●●●●●

 

сумка кошка и т. п.

Задание. Рассмотреть данную схему слова:

а) выписать из книги слова данной структуры, например: пошёл, вагон;

б) придумать слова данной слоговой структуры.

Образец: ●●●● (мама)...

●●● (кот)...

●●●●● (сумка)...

●●●● (стол)...

●●●●●● (машина)...

Гласные буквы и их дифференциация

Способы обозначения мягкости согласных на письме

В данном разделе рассматриваются парные гласные, их сходство и различие. Подчеркивается свойство гласных второго ряда передавать на письме мягкость впереди стоящего согласного звука. По аналогии рассматривается также второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Дети упражняются в различении на слух твердых и мягких согласных фонем.

При дифференциации гласных звуков следует иметь в виду, что иногда детям дается это труднее, чем дифференциация согласных, так как различение согласных звуков опирается часто на видимую и почти всегда хорошо осязаемую артикуляцию.

В разделе дается дифференциация наиболее часто смешиваемых гласных: ы – и, а – о, о – у, ё – ю.

 

Парные гласные

Консп ект занятий

Тема: «Сходство парных гласных».

Цель: тренировать детей в умении наблюдать и сравни­вать артикуляцию гласных звуков. План занятия

1) Сравнение парных гласных по артикуляции. (Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него.)

2) Упражнения в подборе парных гласных.

Ход занятия

Логопед. Назовите все гласные буквы нашего языка. Те­перь повторите за мной их парами использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков), следя внимательно за рас­крытием рта и положением губ:

А о э у ы

Я е ё ю и

Логопед. Почему они называются парными? Сейчас потрени­руемся в подборе парных гласных.

Например: Логопед. Учащиеся.

О ё

у ю и т. д.

Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?

Затем дети выполняют письменные задания.

Задание 1. Из данных слов выбрать и записать в тетрадь только те, в которых встречаются парные гласные:

Соня, Аня, Лёня, Ваня, козёл, руки, утюг, вилы, приду, поёт, сливы, полёт, скамья, мухи, столы, котёл, ивы, уют, грибы, липы, лапы, знамя, космос, костёр, память, поэт, боксёр, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, рука, клюнул, крыша, крыши, скамья, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

Задание 2. Списать предложения, подчеркнуть слова с парными гласными.

Заяц спасся от волка. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Плыть в бурю опасно. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

Задание 3. Самостоятельно придумать слова с парными гласными.

Способы обозначения мягкости согласных на письме

Конспект занятий

Тема: «Различие парных гласных».

Цель: учить (тренировать) детей различать на слух (в произношении) твердые и мягкие согласные и передавать на письме мягкость согласных с по­мощью гласных 2-го ряда.

Ход занятия

Итак, мы узнали, что образуются парные гласные звуки во многом сходно. В чем же различие этих гласных звуков?

Задание. Хором про­читать прямые слоги:

а о э у ы а о э у ы

М Н

я ё е ю и я ё е ю и

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда.

Аналогично – с согласными н, с и др.

Вывод. Гласные второго ряда: я, е, ё, ю, и — обозначают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Задание. Тренировка в чтении слогов.

да – дя са – ся ба – бя

до – дё со—сё бо - бё

Работа с остальными слогами проводится устно с перекидыванием мяча.

ра — ря па — пя за — зя

ро — рё по — пё зо — зё

Задание. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно – услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б- бь, в – вь, г – гь, д и т.д.

Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

да-дя до-дё ду-дю ды-ди

ро-рё со-сё фы-фи ту-тю

ня-на вё-во лю-лу би-бы

Задание. Запись слогов под диктовку.

а) за-зя ва-вя та-тя ба-бя сы-си фы-фи ды-ди;

б) са, се, лё, ре, му, ми, зя, фа, до, рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

в) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю…

Задание. Из ряда слогов выписать:

а) слоги с твердым согласным;

б) слоги с мягким согласным.

са, се, лю, рю, ту, те, мя, ви, то, ла, ри, но, ни, зе

Устно придумать с ними слова.

Задание. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий), стоящих в начале слова. Объяснить разницу в написании слов:

мал — мял, лук — люк, мыл — мил, нос — нёс, вол – вёл.

Задание. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать – начинять потомки – потёмки

поток – потёк слог - слёг

Задание. Подобрать мягкую пару к услышанному твердому согласно­му звуку.

Образец: Логопед Учащиеся

л ль

с сь

Дети подбирают примеры на любую фонему, названную логопедом.

0бразец: фь — фи алки, фи кус, фи гураи т д.

Логопед объясняет детям, что у звуков ж, ш, ц — нет мягкой пары. Например: ши (шы), жи (жы.). Эти звуки не смягчаются ни при каких условиях, они всегда звучат твердо. Поэтому и существует правило: ши, жи пиши с буквой и, несмотря на то что слышим ы.

Задание. Прочитать скороговорку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным (или Проследить, как меняется звучание согласного в при соседстве с различными гласными):

Я во д во р во ла ве ла.

За рога во ла ве ла.

Я ве ла во д во р, а во л

в огород меня за вё л.

Задание. Прочитать и списать данные ниже предложения. В выделенных словах вставить пропущенные гласные: а и я, о и ё, у и ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.

У В..ли зав..ли цветы. Мы играли в пр..тки. Жор.. р..д, что попал в первый р..д. Над.. и Д..ша ед..т

кашу.

Брат прив..з два в..за сена. Мы услыхали р..в коровы. Она упала в р..в. У Ал..ши новые кал..ши.

Л..ша л..вит рыбу. У т..ти Т..ни есть т..лка Т..мка. Мы ид..м в наш д..м. Брат Д..ма д..ма.

Ил..ша водит в школ.. Л..шу. Л..ся л..бит пироги с л..ком. Пет.. послали на п..чту. Павл..ша ест

Кл..кву.

Задание. В данных текстах указать согласные, мягкость которых пере­дается на письме следующей за ними гласной.

У Пети утята, у Димы котята.

Лиза и Катя пошли в лес. Там грибы. Дети рады.Они при­несут домой грибы.

Таня носит воду. Ведра полные. Трудно Тане нести ведра. Идет мимо Рая. Подруги вместе несут воду.

Стояли морозы. Дед Глеб ехал в лес. Утром выпал глубокий снег. Дед слез с саней. Воз дров был тяжелый. Он увяз в снегу. Деду помог сын.

Задание. Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные цветными карандашами.

а – я

Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т кашу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-т-, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду.

а – е

Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з.

у – ю

Отец послал Пет- на почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школ- Л-шу. Н-жно полить вишн-.

Второй способ обозначения мягкости согласных на письме

(посредством буквы Ь)

Задание. а) Прочитать слова, данные на доске (даются слова во множественном числе). Записать эти слова в единственном числе. Как пере­едать на письме мягкость последнего согласного в слове единственного числа?

Образец: печати—печать.

карусели - кровати - метели -

соболя - журавли - корабли -

кони - степи - лоси -

голуби - двери - гуси -

б) Подчеркнуть цветным мелком согласные, мягкость которых на письме передается посредством гласныхвторого ряда (в первой колонке). Подчеркнуть другим мелком мягкие согласные в концеслов во второй колонке. Объяснить, как обозначается их мягкость на письме.

Задание. Записать под диктовку слова парами.

Степи — степь, кости — кость, мысли — мысль, мази — мазь, грязи — грязь, ветви — ветвь, лошади — лошадь, две­ри — дверь, окуни — окунь, сети — сеть, олени — олень, посте­ли — постель, трости — трость, автомобили — автомобиль, пло­щади — площадь, журавли — журавль.

Задание. Прочитать (прослушать) стихотворение.

БУКВА МЯГКИЙ ЗНАК

Мягкий знак — хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть—

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела. Е. Измайлов.

Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

Задание. Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними словосочетания:

стал – сталь кон – конь плакат – плакать

был – быль вес – весь цел – цель

кров – кровь мыл – мыль лез – лезь

Задание. В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь.

конь – коньки огонь – огоньки

пень – пеньки день – деньки

окунь – окуньки зверь – зверьки

Задание. Записать слова парами, изменяя их по образцу:

встань – встаньте сядь - верь -

надень - кинь - вынь -

Задание. Прочитайте текст упражнения. Сравните по смыслу и по звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается на письме различие в произношении этих слов?

Образец: угол — уголь.

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Сегодня высту­пает наш хор. Хорь — хищный зверек. Олег ел яблоко. На опушке красивая ель. Мой брат не разрешает брать его книги. Уголь свалили в угол. Лодка села на мель. Убери на место мел.

Задание. Устный словарный диктант.

Логопед называет ряд слов. Если в слове есть мягкий знак, учащиеся поднимают карточку с этой буквой.

Мать, бежит, сталь, стоит, кричит, кричать, лошадь, мед­ведь, любит, лез, цель, гусь, олень, жар, пень, жарь, сокол, лось, голубь, смотрит, смотреть, день, очень, берёт, осень, ва­гон, шагал, сын, степь, сталь, стал.

Задание. Прослушать отрывок из стихотворения.

Бабка баньку затопила,

Мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала —

Вот как бабка сплоховала.

Задание. Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании.

банька — банка; полька — полка; галька — галка.

Бабка баньку затопила,

мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала –

вот как бабка сплоховала!Е. Измайлов

Задание. Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

Вчера был дождь. Таня ходила без пальто. Теперь она больна. Ей больно глотать. В пузырьке горькие капли. Мама даёт их больной дочке.

У Жени корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить лекарство. Женя лёг в постель. Теперь весь день мать около больного сына.

Мыла Ольга в тазу руки. Сильно мылила пальцы. Стало много пузырьков пены. Надулся большой мыльный пузырь. Дунула Ольга на пузырь. Он лопнул. Долго Ольга пускала пу­зыри. Весь пол мыльной водой залила.

Задание. Списать, вставляя подходящие по смыслу слова.

Гусь... утки. Муха... жука. Ручей... реки. Нитка... ве­ревки. Волос... нитки.

Слова для справок: больше, меньше, мельче, тоньше.

Задание. Записать под диктовку.

У пенька опять пять опят.

Подчеркнуть мягкие согласные.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.