Проблема человека в русской философии. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблема человека в русской философии.

2017-06-29 475
Проблема человека в русской философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из наиболее ярких представителей русской религиозной философии, публицистики и поэзии во второй половине XIX века является Вл.Соловьев(1853-1900).Противоречивость его натуры отразилась в беспокойных метаниях, проявившихся во всем его творчестве: от веры в беспредельный прогресс человечества до потрясающего пророчества гибели цивилизации. Какими бы темами не занимался Вл.Соловьев:церковно-политическими, эстетическими, литературно-критическими, публисцистическими и историческими, он везде исходит из идеи целостности(всеединства). Идея всеединства у Соловьева многосложна. Это и всеохватность бытия, и «цельное знание»(как синтез философии,науки и религии) и, наконец, соборность человека, то есть его родовая, общественно-историческая и вселенская сущность.[1,c.30]

Представителем философии всеединства был С.Н. Булгаков(1871-1944).С понятием всеединства у С.Н.Булгакова свазаны основы софийского понимания мира. Оно заключается в признании того, что в глубине текучего и преходящего мира, подчиненного закону причинности, есть идеальная основа, София, связывающая этот мир в живое целое, неистощимая в творческой силе и бесконечная в свободе.Согласно Булгакову, с сотворением мира мы вступаем в область человеческой истории, ибо мир создан ради человека, и только в человеке обретает свою завершенность.[1,с.38]

 

Как и в Средневековье, в России XIV-XV вв. человек рассматривался в русле религиозной трактовки сотворения мира.В XVIII в. значительный вклад в развитие мировой фило­софско-антропологической мысли внес Л.П. Радищев. В работе «О человеке, его смерти и бессмертии» он критиковал умозри­тельный подход к исследованию человека, настаивал на смерт­ности души. Спецификой человека Радищев считал способность подражать, сочувствовать и оценивать.[2 с.532]

 

Один из видных сторонников материалистического истолко­вания человекознания В.Г. Белинский видел в человеке не толь­ко мыслящее, но и деятельное существо, которое по своей при­роде склонно к добру. Злым человека делает общество. Белинский не соглашался с кантовским тезисом о том, что че­ловек сам себе цель, и утверждал, что народ всегда выше отде­льного человека, цели народа важнее целей индивида, а свобода человека зависит от того, в каком обществе он живет. Только в справедливом обществе, считал Белинский, человек может быть свободным. [2,с.532]

Иррационалистические взгляды на проблему человека также были популярны в это время.

Иррационалистические взгляды на человека исповедовал Ф.М. Достоевский. Человек недоступен рациональному объясне­нию, считал Достоевский, он — тайна. В то же время чело­век — центр бытия, а главное его качество — свобода. Истин­ной свободы человек достигает тогда, когда освобождается от страстей, перестает быть рабом себя и окружающей среды. Об­ретение свободы, считал Достоевский, это путь трагедий, испы­таний и страданий, ибо свобода может породить и добро, и зло, она иррациальна. [2,с.533]

В работе «Антропологический принцип в философии» Н.Г.Чернышевский устверждает природно-монистическую сущность человека. Человек-высшее произведение природы. На взгляды Чернышев' ского оказало влияние учение Фейербаха, и многие недостатки по­следнего свойственны также и Чернышевскому. Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого существования, в частности связывает решение про­блемы человека с преобразованием общества на социалистических началах. Как и всем представителям натуралистического направле­ния философии человека, ему присуща и натурсмистическая трак­товка духовной жизнедеятельности человека. [4, с.619]

 

В концепциях русских религиозных философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это особенно относится к периоду развития русской философии, начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления значительный вклад. И хотя предста­вители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судь­бу Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль занята антропологи­ей, а не теологией», можно отнести ко многим представителям рус­ской религиозной философии.В основе учения о человеке в русской религиозной философии находится вопрос о природе, сущности человека.[4, с.619]

 

С точки зрения представителей этого направления, главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы со-; единить человека с Богом. В русской религиозной философии во­прос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою под­линную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления — проблема бого­человека, или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у ко­торого сверхчеловек — это человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гу­манистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.

Пессимистические установки характерны и для философ­ско-антропологических взглядов «новых философов». Они по­лагают, что современный человек деперсонализирован властью, превращен в фишку. В силу того что любые противодействия власти обречены на неудачу, мир невозможно переделать, счи­тает Б.-А. Леви. В ситуации, когда человек не может изменить мир, преодолеть зло, его основные усилия должны быть на­правлены на удержание мира от полного распада. Впрочем, по Леви, и это бесполезно. Другой представитель «новых филосо­фов» А. Глюксман рассматривает человека как существо недо­стойное, вполне заслуживающее именно безотрадной, рабской, глупой судьбы. Итак, рядоположенные с философской антропологией уче­ния, рассматривая человека под углом зрения своего предмета и своей проблематики, показывают и подтверждают факт его многозначности, уникальности и таинственности. [2,с.538]

 

 

Список использованной литературы:

1) Моторина Л.Е. Философская антропология. М., 2003.

2) Философия: учебник/ под ред. О.В.Митрошенковой.Мю., 2002.

3) Бубер.М. Два образа веры.М., 1995.

4) Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2001.

5) Философская антропология/ под ред. С.А.Лебедева. М., 2005.

6) Золотухина-Аболина Е.Ф. Философская антропология.М., 2006.

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.