Основные принципы и правила профессиональной деятельности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные принципы и правила профессиональной деятельности

2017-06-29 252
Основные принципы и правила профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принцип профессиональной компетентности:

- сотрудничество психолога и клиента на заинтересованной и компетентной основе;

- профессиональное общение и взаимодействие с клиентом;

- научно-обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата.

2. Принцип ненанесения ущерба клиенту:

- взаимоуважение психолога и клиента;

- безопасность для клиента применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов;

- предупреждение неправильных действий клиента.

3. Принцип беспристрастности:

- адекватность психологического инструментария целям, условиям и особенностям конкретного клиента;

- объективность и научная обоснованность результатов работы;

- целесообразность и взвешенность сведений, передаваемых психологом клиенту.

4. Принцип конфиденциальности:

- строгий учет получаемой информации, вплоть до применения системы ее кодирования;

- постоянный контроль за результатами психологической работы и ограниченный доступ к ним клиента и иных третьих лиц;

- корректное использование сведений психологического характера.

5. Принцип позитивно ориентированной активности:

- целенаправленное участие психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента;

- действенное влияние на весь комплекс психологических составляющих жизни и деятельности клиента.

Принципы разграничивания психологических феноменов и психопатологических сиптомов

Принцип Курта Шнайдера гласит «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковым доказано».

Принцип «презумпции психической нормальности». Никто не может быть признанным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания, или никто не обязан доказывать отсутствие у себя психического заболевания.

Феноменологические принципы. Принципы понимающей, а не объясняющей психологии. Феноменом можно обозначать любое индивидуальное целостное психическое переживание. Переживания человека рассматривается многомерно, а не толкуется (как это принято в ортодоксальной психиатрии) однозначно. За одним и тем же переживанием может скрываться как психологически понятный феномен-признак, так и психопатологический симптом. Для феноменологически ориентированного диагноста не существует однозначно патологических психических переживаний. Каждое из них может быть как нормальным, так и аномальным. В рамках ортодоксальной психиатрии вопрос нормы-патологии трактуется произвольно на базе соотнесения собственного понимания источников поведения человека, с нормами общества, в котором тот проживает. При использовании феноменологического подхода существенное значение для диагностики имеют субъективные переживания и их трактовки самим человеком. Диагност следит за логичностью этих объяснений, а не трактует их самостоятельно в зависимости от собственных пристрастий, симпатий или антипатий и даже идеологических приоритетов.

Принцип воздержания от преждевременного суждения. Отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мышления, попытаться понять, вчувствоваться (исключая полное принятие переживаний клиента).

Принцип беспристрастности и точности описания клинического феномена. Исключить любые личностные субъективные отношения, избежать субъективной переработки высказываний клиента на основании своего собственного опыта, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий.

Точность описания требует тщательного подбора слов и терминов, для описания состояния клиента, описание в контексте времени и пространства – создание своеобразной «фигуры и фона».

Принцип контекстуальности - феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Существует историко-культурная контекстуальность.

Кл. психолог в большей мере, чем психолог занимается психодиагностикой, психологическим консультированием. Психологической реабилитацией, работой с клиентами (родственниками, членами семей или лицами заменяющих их, людьми, ухаживающими за инвалидами).

 

Психодиагностические задачи

1. Психодиагностика состояния высших психических функций и состояния умственной деятельности

2. Психодиагностика обучаемости

3. Психодиагностика и пргнозирование возможности социально-психологической адаптации

4. Психодиагностика эмоционально-волевой сферы и особенностей личности

5. Психодиагностика профессионально значимых качеств

6. Психодиагностика межличностных отношений

Задачи продиктованы должностными инструкциями, которые разрабатываются в соответствии с целями и задачами, решаемыми психологом в тех или иных учреждениях.

 

 

2. Работа клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях

Выделяют три аспекта деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях: диагностический, коррекционный и профилактический.

Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в обучении, в межличностных отношениях.

Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблемы, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру данных нарушений и их взаимосвязь.

Клинико-психологическое обследование по содержанию шире патопсихологического. В него включается:

Экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций;

самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и др.);

анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях иего интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований.

Необходимо дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи, проблемному ребенку.

Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.

Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции.

Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание.

Основным значением термина «коррекция» выступает исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека.

История психотерапии как психиатрической практики

С 1790г. в ряде психиатрических лечебниц был введен метод нравственной терапии.

Нравственная терапия – набор особых способов обращения и взаимодействия с душевнобольными, изменяющих их систему отношений к себе и миру и блокирующих «вредные» влияния среды.

Французский психиатр Ф.Пинель (1745-1826) создал систему лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных.

В Англии идеи Ф.Пинеля были развиты психиатром С. Тьюком, который и ввел для обозначения нравственного лечения новый термин – психотерапия. Его психотерапия включала в себя труд больных, родительскую заботу о них со стороны персонала и религиозно-нравственное воспитание.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия.

Данный аспект деятельности востребован в специализированных школах для проблемных детей (детей с особыми потребностями), в детских исправительных учреждениях, в психологических службах системы образования.

Оказание клинико-психологической помощи детям, ставшими жертвами различных психотравмирующих обстоятельств – пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения; вооруженных конфликтов, природных и техногенных катастроф.

Профилактический аспект связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства.

Профилактическая деятельность – деятельность, направленная на формирование толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика заключается в информированности педагогов, родителей и самих детей о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения. Эта работа позволяет организовать социальное пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.

Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения, в целях предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств.

Третичная профилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своего отличия от окружающих и сверстников.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.