Об аутистическом характерологическом радикале некоторых дефензивных шизотипических пациентов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Об аутистическом характерологическом радикале некоторых дефензивных шизотипических пациентов

2017-06-29 408
Об аутистическом характерологическом радикале некоторых дефензивных шизотипических пациентов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пациентка А., 36 л., до сих пор не может забыть, как сильно, серьезно расстроилась в группе творческого самовыражения (ТС), когда участники занятия, уже основательно изучившие типологию характеров, сказали ей, тогда новичку, посмотрев ее художественные слайды, что она — аутист и что, стало быть, главное в ее жизни — Красота=Дух=Логика; Красота для нее, аутиста, выше даже человеческой жизни (если только сама жизнь человека не есть для нее Красота), и в соответствии с этим нужно искать свою творческую = целебную дорогу, чтобы быть вдохновенно нужной людям самой собой, нести им свою Красоту, принимая ее из Космоса своим телом-приемником...

Утверждение, что смысл жизни А. — служение Красоте, ранило ее больнее всего. Ведь со школьных лет она мечтала — как о главном — о теплых, сердечно-заботливых взаимоотношениях с созвучными себе людьми и о реалистическом сотворчестве с ними. Себя А. всегда чувствовала материалистом-реалистом, т.е. душа, дух (как высшее проявление души) для нее не часть Мирового Духа = Красоты (как для аутиста), а свойство высокоразвитой материи, тела и отражает — в снятом виде — особенности тела, в том числе в характере и в душевных расстройствах.

Теперь, спустя 12 лет, группа ТС понимает разницу между аутистическим (шизотимным, шизоидным) характером и «полифоническим» («характером» шизотипических пациентов). Но по-прежнему участники занятий видят в любом художественном «полифоническом» произведении аутистический радикал. Из искреннего, естественного желания-стремления быть друг другу по возможности психотерапевтом, советуют дефензивным полифонистам погружаться целебно не только, например, в психастеническое творчество (или/и другое — в соответствии с радикалами их полифонии), но и в аутистическое; в поисках творческого пути в жизни учитывать аутистический радикал.

Долгое время, увы, эта позиция была и моей. Реакция А. повторялась у новых пациентов. Мне не давал покоя вопрос: как же так — в художественном творчестве моих полифонистов видится аутистическое, а в жизни они — практически во всем! — реалисты-материалисты, т.е. чувствуют первичной Материю, а дух — вторичным, не наоборот, как аутисты?[101]

На сегодня думается, дело тут вот в чем. Полифония есть не только одновременное сосуществование нескольких характерологических радикалов, включая порой буквально противоположные (напр., психастенический и истерический), но и как бы расщепленность самих радикалов в ней. Т.е. характерологические элементы полифонии — не полнокровные характеры, объединенные в один. Так, специфическое психастеническое — блеклая, жухлая чувственность, неуверенность в своих чувствах и, соответственно, мыслях, компенсаторно сильно развитая аналитичность, нравственно-этически или/и ипохондрически сомневающаяся жизнь, богатство творческих сомнений (у одаренных натур), неуверенность в себе в целом, конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием и т.д. (по логике природы)[102]. Что вижу в дефензивных шизо-типических пациентах? Не обнаруживается блеклая чувственность, наоборот, но другое психастеническое — «на месте» (конечно, окрашенное полифоническим своеобразием)... Не знаю, не понимаю происхождения этого явления, с точки зрения логики поражаюсь ему, но факт не исчезает. То же — с артистическим радикалом. Его составляет чувство первичности Духа = Космического, Вечного, Бесконечного Разума, не зависящего от Материи и правящего ею. В этом чувстве — корни всех аутистических характерологических черт — в т. ч. ощущения своей души частицей Духа = Логики = Красоты, понимание смысла своей жизни как стремления слиться душой = частицей Духа — с ее родиной — Красотой, служение Красоте, которая для аутиста выше всего на свете; известная хо-лодноватость ко всему живому, особенно к полнокровно-земному, обостренная чувствительность, охраняющая Гармонию (психэстетическая пропорция Э. Кречмера), и т.д.

В дефензивной полифонии аутистический радикал представлен (не знаю, как сказать по-другому) лишь способностью видеть Красоту (не только в творчестве аутистов), стремлением к ней. Но не как к проекции Бога = Духа, а как к сложному, и все же простому при всей сложности, успокаивающему, бестревожному, устойчивому, легко предсказуемому, угадываемому ритму, напоминающему о Вечности, которой ничто не грозит. Так, пациентка О., 25 л., биолог-«реалист», с удивлением обнаружила, что ей «легче говорить на аутистическом английском языке, хотя она его еще плохо знает, чем на родном русском», согласилась, что ей трудна именно психастенически-синтонно-глубокая дифференцированность русского языка; так тревожно-депрессивным полифонистам бывает тяжел хаос Материи, в нем субдепрессивная мысль временами еле нащупывает закономерности. Пациентка В., увлекшись орнаментами Природы, поступила, окончив один вуз, в другой — на художника-орнаменталиста. И только в процессе учебы поняла, что Орнамент — аутистическое, в своем «ядре», искусство, ее же, «полифониста-психастеника», привлекает лишь Гармония, растворенная в Естестве, наполненном переживанием «не математическим», т.е. — реалистически-полифонический образ (образ не относится к декоративно-прикладному искусству).

Часто тревожат полифонистов синтонное и психастеническое. Синтоники поднимают тревогу своим солнечным жизнелюбием= полнокровием, к которому не способны (во всяком случае — постоянно) шизотипические пациенты; точнее — тем, что не могут отвечать-отзываться этому радостному напору, не выдерживают его, стараются избежать, чтобы не испортить настроение и синтонному человеку, и себе. Тревожит полифонистов и циркулярная готовность синтонных людей к спаду настроения, настроенческая неустойчивость=ненадежность. Психастеническое нередко оживляет тревогу своей собственной, психастенически-острой, тревожностью. Истерическое и эпитимное дефензивам просто неприятно. Чужое полифоническое может оказаться и характерологически чужим — отсутствием созвучия с радикалами автора произведения или человека, с которым начата попытка творческого общения. Таким образом, выручают чаще аутисты[103].

Привлекает хронически депрессивно-тревожных пациентов и неагрессивная (в отличие от эпитимов) уверенность в себе, в своей Гармонии аутистических авторов, т.е. — покой (даже дефензивный аутист вне общения с людьми весьма уверен в себе — особой, аутистической уверенностью: «Раз моя душа — частица Мирового Разума...»; характерологическая природа этой уверенности может не осознаваться).

Кроме того, поднимает дефензивную полифоническую душу уверенность аутистов в абсолютной власти Абсолютного Разума = Бога = Добра = Любви. Эта уверенность — тепло-радость аутистических произведений, в остальном — для реалистов — холодных.

Получается, полифонисты не столько несут в душе частицу Красоты (хотя, видимо, биологический осколок аутистической конституции тут есть[104]), сколько лечат Спокойной, Доброй, Радостной, Вечной Красотой свою тоскливую тревожность. Это можно сравнить с тем, как аутисты «греются», общаясь с синтонным творчеством. Кстати, многие синтоники тянутся, как и полифонисты, — за помощью — к аутистическим художественным произведениям, успокаиваются, уравновешиваются, выравниваются ими.

Закономерно, что Гармоничность отчетливее в произведениях шизотипических пациентов, созданных в особенно тоскливые периоды; когда же тоскливость меньше, «конструкция» в их изобразительном и фототворчестве[105] почти незаметна. Интересно, что в литературных произведениях ее, кажется, нет вовсе. Видимо, потому, что литературное творчество — в сравнении с изобразительным и фото — возможно лишь при достаточно небольшой степени депрессивности.

Какие практические выводы? Больше не говорю шизотипическим пациентам, похожим на А., что вижу в них аутистический радикал, — потому что не нахожу его. Вижу лишь гармонический элемент аутистического. Этого мало, чтобы советовать — в поисках своей целебной = творческой дороги в жизни — учитывать аутистическое в себе. И даже для того, чтобы называть аутистическое творчество созвучным любому полифоническому, т.е. таким, в которое стоит погружаться, чтобы помочь себе почувствовать себя собой. По моим наблюдениям, дефензивным полифонистам помогает (по названным выше механизмам) только творческое общение с некоторыми произведениями аутистического фото- и изобразительного искусства, сознательно посвященными их авторами теме Вечности = Красоты = Добра; «бытовые» же аутистические картины и аутисти-ческие изображения людей им не по душе.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.