Грани созвучия (Особенности взаимодействия шизоидов и психастеников в группах творческого самовыражения) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Грани созвучия (Особенности взаимодействия шизоидов и психастеников в группах творческого самовыражения)

2017-06-29 512
Грани созвучия (Особенности взаимодействия шизоидов и психастеников в группах творческого самовыражения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В курсе краткосрочной Терапии творческим самовыражением для пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями приемы, способствующие лечебному самопознанию (а именно — познанию своего и других характеров в обстановке творческого самовыражения), разработаны специально для шизоидов и психастеников, с учетом особенностей их характеров. Конечная цель этих приемов — в нахождении своего смысла существования, социальной адаптации, достижении более-менее стойкой компенсации.

Возникновение группы, состоящей из шизоидов и психастеников, имеет свою историю. Первоначально занятия проводились отдельно в группах шизоидов и психастеников. Лечебный эффект при этом был значительно ниже, чем впоследствии в смешанной группе. Так, в группе одних шизоидов между пациентами сохранялась большая дистанция, оставались холодными отношения (за исключением нескольких пациентов, почувствовавших из-за общих интересов симпатию друг к другу, но и эти пациенты предпочитали общаться не в группе, а за ее пределами), степень самораскрытия пациентов в группе была ниже, чем на индивидуальных занятиях: даже те пациенты, которые много и охотно говорили о себе психотерапевту, замыкались в присутствии других пациентов. Нередко пациенты были резки друг с другом. В то же время следует заметить, что лечебный эффект все-таки наблюдался и в результате этих занятий. Был эффект от занятий и в группе одних психастеников (и был он выше, чем у шизоидов): психастеники отмечали чувство тепла, общности с коллективом группы; они охотно раскрывались в группе себе подобных, подробнее, чем на индивидуальных беседах, рассказывали об имеющихся у них тревожных сомнениях и ипохондрических переживаниях, отмечали значительный эффект, наступающий сразу же после группового занятия. Однако этот эффект был непродолжителен, вскоре после группы (через 2-3 дня) состояние возвращалось к состоянию, близкому к исходному, сохранялись тревожные и ипохондрические синдромы. Однажды, по некоторому случайному стечению времени и обстоятельств, шизоиды и психастеники были (на один раз) объединены в одну группу. Эффект от этого занятия был неожиданным: шизоиды на этом, первом же, занятии раскрылись гораздо охотнее, чем в однородной группе; занятие в целом прошло намного живее и теплее, причем оно пошло на пользу и психастеникам, которые в ходе него отвлеклись от тревожных и ипохондрических переживаний и отметили, что оно было интереснее и необычнее предыдущих. Впоследствии пациенты обеих групп спрашивали друг о друге и просили объединить их в одну, что и было сделано. Последующие группы набирались уже из шизоидов и психастеников одновременно (закрытая группа из 7-9 пациентов; исключение составляют гости группы с различными характерологическими радикалами, которые приглашаются на определенные занятия).

Последовавшие затем наблюдения дали возможность говорить об уникальном терапевтическом взаимодействии шизоидов и психастеников в одной группе, их лечебном и обогащающем влиянии друг на друга. Выяснилось, что у шизоидов и психастеников может найтись немало духовно общего: реалистически-материалистичному психастенику и идеалистически-аутистичному шизоиду нередко созвучно одно и то же, но — созвучно разным. Пример: многим шизоидам и психастеникам созвучны проза К. Паустовского, Г. Г. Маркеса, А. П. Чехова, А. Грина, Метерлинка, поэзия И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Ю. Мориц, живопись К. Моне, музыка Вивальди и Чайковского. (Примеров созвучия можно было бы привести очень много.) В этом созвучии прослеживаются следующие закономерности: в «созвучных» для обеих групп пациентов прозе, поэзии, живописи и даже некоторых философских учениях (о музыке здесь говорить труднее) или присутствует очень тонкая реальность, через которую выражается определенная идея (то есть когда реальность как бы используется в виде своего рода языка, способа выражения, что придает вещи определенный жизненный, скажем так, оттенок, цвет, привкус), или реальность находится на грани со схемой, мифом, сказкой. Возможно, сама степень реалистичности определяет степень созвучия: так, психастеникам Г. Гессе созвучен реже, чем К. Паустовский или Г. Г. Маркес, шизоидам А. П. Чехов созвучен реже, чем, скажем, тот же К. Паустовский. Следует также остановиться на самой разности созвучия: например, Клод Моне и К. Паустовский могут быть созвучны психастенику сюжетом, содержащимся в картине и произведении, а шизоиду — характером красок и описаний. Или, например, в работах К. Паустовского психастенику в большей степени созвучны отношения героев, а шизоиду — их внутренние переживания.

Подобная разность в восприятии, переживании одного и того же помогает принять иную точку зрения в целом, развивает терпимость к иному мнению вообще. Особенно это касается пациентов с шизоидной психопатией. Такой терпимости в нашей практике у шизоидов, тем более тяжелых, не наблюдалось в общении с синтонными, авторитарными, демонстративными и другими личностями. Многие шизоиды инстинктивно чувствовали, что им необходимо общение с реалистами, — для того, чтобы удержаться в «реальном» мире, и сознательно время от времени предпринимали попытки общения с такого рода людьми; однако эти попытки обычно приводили к тому, что шизоиды еще более замыкались в себе, испытывая чувство напряжения, разочарования и ощущение непонимания окружающих и непонятости окружающими. Реализм психастеников, который тоньше (и, по словам одного из шизоидов, «отстраненнее») реализма синтонных, авторитарных личностей, не отталкивает шизоидов, как правило. Нередко сами шизоиды затем говорят, что «одухотворенный» реализм психастеников (подразумевается и живое общение, и общение с психастенической живописью, прозой и т.д.) открывает путь к пониманию реалистов вообще — авторитарных, демонстративных, синтонных, неустойчивых и пр. Среди других факторов, побуждающих шизоидов к раскрытию в обществе психастеников (или, для начала, побуждающих к выслушиванию этой точки зрения), сами шизоиды отмечают «беззащитность и ранимость психастеников», «тревожную одухотворенность», которые задевают шизоидов «созвучием», «понятностью».

Следует сказать, что почти 50% посещающих наши группы шизоидов имели опыт группового общения в религиозных общинах, клубах самодеятельной песни, турклубах, литературных объединениях, изостудиях, а также клубах специфического направления (например, общество «Поиска Снежного человека»). Практически все отмечали, что предыдущее клубное, общинное, либо другое групповое общение не давали того ощущения полноты жизни, которое появилось на наших группах и (что важнее) после наших групп. Шизоиды, годами и десятилетиями ведущие (даже состоя членом определенного общества) изолированный образ жизни, раскрывались, у них появлялась потребность сделать приятное, подарок — вначале членам группы, затем — вне ее. Причем теплели отношения не только между шизоидами и психастениками в самой группе, но и между шизоидами. (Складывается впечатление, что психастеники в данном случае действовали как катализатор отношений; они как бы — мягко, неавторитарно, ненавязчиво — обучали шизоидов, что и как нужно делать).

На мой взгляд, в не меньшей степени благотворно действовали шизоиды в групповом общении на психастеников. Чисто внешне манера поведения психастеников менялась меньше, чем шизоидов, но налицо был лечебный эффект, как уже было сказано ранее, превышающий лечебный эффект в гомогенной группе. Психастеники отмечали, что общение с шизоидами выводит их за пределы обычных переживаний, расширяет взгляд на восприятие мира и на ряд личных проблем, помогает принять качественно новое решение этих проблем. Кроме того, нередко психастеники говорили, что общение с шизоидами давало или усиливало ощущение ценности собственной личности, лучшее понимание себя вообще, повышало самооценку.

Говоря в целом, в смешанной группе сильнее действует пример творческого самовыражения, в большей степени стимулируются творческий познавательный интерес, экспериментирование с новыми формами поведения, альтруизм. Говоря конкретно о лечебном эффекте, можно выделить следующее: и у шизоидов, и у психастеников значительно уменьшались специфические и неспецифические невротические расстройства, сглаживались расстройства адаптации, депрессивные реакции, расстройства поведения, соматоформные расстройства; конкретно у шизоидов значительно снижались холодность, отчужденность, предпочтение уединенной деятельности, появлялась тяга к выражению чувств (причем разнообразных) по отношению к другим людям, возникало осознанное и нередко реализующееся желание поделиться своими фантазиями и увлечениями с другими людьми (причем не только с близкими, но и для того, чтобы выявить возможность самой близости), снижались общие настороженность и недоверчивость к людям, появлялось желание больше и подробнее знать о близких людях с тем, чтобы адекватно оценить их, появлялась готовность к изменению стойких идеализированных представлений о взаимоотношениях в семье, с коллегами, с друзьями, снижалась сензитивность, нередко менялся способ выражения чувств (становясь более адекватным), многие шизоиды говорили о гармонизации, слиянии в одно целое «внешней» и «внутренней» жизни; конкретно у психастеников снижались в значительной степени общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия, изменялись представления о собственной социальной неспособности, непривлекательности (в сторону повышения самооценки), появлялся стимул вступать в те взаимоотношения и заниматься теми делами, которые ранее были ограничены неуверенностью в себе, расширялась сфера деятельности, «жизненное поле», снижалась склонность к болезненным сомнениям (при том, что появлялось осознанное желание использовать собственную конституциональную склонность к сомнениям себе на пользу, найти этому практическое применение, как и таким чертам характера, как чрезмерная добросовестность, скрупулезность и т.д.); все это и у шизоидов, и у психастеников способствовало достижению компенсации и социальной адаптации.

В ходе занятий, когда разбирались различные характерологические радикалы, много говорилось о гранях созвучия, которые важно найти между собой и человеком определенного радикала, так как нахождение и понимание этого облегчает общение. Определение граней созвучия особое значение имело для шизоидов (видимо, оттого что в большей степени у них были проблемы в общении из-за непонимания). Шизоиды даже составили что-то вроде таблицы-схемы граней созвучия (чем один радикал созвучен другому, на каких принципах при этом возможно общение). Например, шизоида и демонстративную личность может объединять идея, внутренне близкая шизоиду и внешне выраженная истероидом (при этом, конечно, для шизоида имеется большой соблазн самообмана — принять форму за глубинную суть), нередко близок холодный стиль поведения; шизоида и авторитарную личность могут объединять сила и прямизна (если идея захватывает личностное ядро шизоида, он может вести себя подобно эпилептоиду — естественно совершает поступки, которые от нормального человека требуют крайнего напряжения психических и физических сил и отодвигания в сторону всех не столь значащих обстоятельств); наиболее неоднозначные характеристики граней созвучия между шизоидом и синтонным: с одной стороны, у характерологических радикалов мало общего, но при этом многие шизоиды определяют для себя синтонных людей (при этом речь всегда идет об одном, определенном человеке) как «костер, о который греешься», «как чашку горячего чая», один шизоид, ранее употреблявший наркотики, сравнил общение с синтонным человеком с чувством тепла, которое давали первые инъекции морфина. Почти все шизоиды, однако, отмечали, что общение с синтонными людьми особенно дорого в экстремальных состояниях или сразу после них; постоянное общение в быту теряло ценность. Говоря об астениках, шизоиды придавали в первую очередь значение возможности прекрасного формального контакта с ними на работе или в общежитии. Разумеется, самое большое внимание уделялось общению шизоидов и психастеников: ведущими гранями созвучия были названы склонность к анализу, ранимость, духовность, внутренняя тонкость, хрупкость душевной организации, позволяющая чувствовать большее, чем это получается у «среднестатистического» человека. Мнение психастеников о гранях созвучия между ними и шизоидами было примерно таким же.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.