О Терапии творческим самовыражением — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

О Терапии творческим самовыражением

2017-06-29 459
О Терапии творческим самовыражением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот сложный клинический психотерапевтический метод разрабатывается мною уже более тридцати лет и подробно изложен в 4-х книгах (Бурно М., 1990, 1999, 2000).

Имеется в мире обширная уже литература по терапии творчеством. Однако тщательных работ, излагающих практику этого серьезного лечения в соответствии с особенностями клиники, личностной почвы, найти не удалось. В основном это — психоаналитически, психодинамически, вообще психологически (в широком смысле), но неклинически ориентированные сообщения, книги о терапии самораскрытием в творчестве (Naumburg М., 1966; Franzke Е., 1977; Gibson G, 1978; Zwerling I., 1979; Kratochvil S., 1981; Biniek E., 1982; Бурковский Г. и Хайкин P., 1982; Günter M., 1989). Принято считать, что о терапии творчеством, искусством возможно говорить лишь на языке психоаналитическом. Так, характерно сравнительно недавнее замечание кельнского профессора П. Риха о том, что «не-психоаналитически ориентированная терапия искусством мало смысла имеет» (Rech Р., 1991, s. 158). В. Кречмер (1958, 1963, 1982) строит свою «синтетическую психотерапию» на клинических принципах отца (Э. Кречмер) и представлениях В. Штерна о персональном сознании, включая основательно в психотерапию культуру как лечебное средство («Лечение положительными переживаниями и творчеством»). В. Кречмер, однако, принципиально ограничивается здесь общетеоретическими выразительными положениями, не предлагая врачу и психологу какие-либо практические разработки-рекомендации.

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения) выросла в поле концепции эмоционально-стрессовой («возвышающей», обращенной к духовности человека) психотерапии В. Рожнова (1985). Этот метод весьма эффективен для лечения пациентов с дефензивными расстройствами. «Дефензивность» (от défēnsio— оборона, защита (лат.)) понимается в клинической психиатрии как противоположное «агрессивности», авторитарности. Существо дефензивности — переживание своей неполноценности, конфликт чувства неполноценности (чувство неполноценности обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью, тревожной мнительностью и т.п.) с ранимым самолюбием. Дефензивность свойственна психастеникам, астеникам, многим циклоидам, шизоидам, больным неврозоподобной шизофренией, дефензивность звучит во многих депрессивных расстройствах.

Основной целебный «механизм» творчества

В тревожной напряженности, вообще почти при всяком серьезном расстройстве настроения человек испытывает тягостное чувство неопределенности, нестабильности, аморфности своего «я» — вплоть до мучительных деперсонализационных расстройств. Эта потеря себя и есть, думается, главный, глубинный узел тягостной, патологической душевной напряженности (в сравнении с личностным, пронизанным собственным «я» переживанием-очищением). Творчество как выполнение любого нравственного дела по-своему, сообразно своей духовной индивидуальности, помогает вернуться к себе самому, яснее, отчетливее почувствовать себя собою, смягчиться душевно, посветлеть, яснее увидеть свой путь, обрести смысл жизни. Содержательная встреча с самим собой в творчестве, кристаллизация индивидуальности обнаруживается душевным подъемом (творческим вдохновением), и в этом смысле Творчество и Любовь (в самом широком понимании — хотя бы как искренняя доброжелательность к людям) всегда вместе. Но человек творящий направлен к людям, служит им еще и тем, что своей оживленной индивидуальностью заинтересовывает, «заражает» их, побуждает к собственному творчеству. Ведь только духовная индивидуальность делает искусство искусством, вдохновение вдохновением, и только она вечна. Это так и в духовно-идеалистическом, и в духовно-материалистическом (клиническом) понимании.

Существо метода

Однако оживить, «разогреть» в страдающей душе целебные творческие движения часто непросто. Этому весьма способствует, по нашему опыту, посильное клиническое изучение своей хронической депрессивности, своей духовной индивидуальности (склада души), изучение других личностных вариантов (характеров) и того, как именно обычно выражают себя тот или иной душевный склад (характер), та или иная депрессивность в разнообразном творчестве. Чтобы достаточно осознанно-уверенно идти по своей, особенной общественно-полезной дороге, чувствуя себя собою, с творческим целебным светом в душе, нужно хотя бы в элементах изучить характерологические радикалы — синтонный, аутистический, психастенический и т.д., познав-прочувствовав, что нет «хороших» и «плохих» характеров-радикалов, как нет «хороших» и «плохих» национальностей. Важно ощутить-изучить в себе и в других — и слабости, и силу, ценность (конституционально-тесно связанную с этими слабостями) — для того, чтобы осознать, что для каждого свое (лишь бы это свое было нравственным). По-настоящему глубоко понять себя и других, свое предназначение в жизни возможно, как убежден, лишь в процессе разнообразного творческого самовыражения.

Пациенты в индивидуальных встречах с психотерапевтом, в групповых занятиях (в открытой группе творческого самовыражения — 8-12 чел., 2 раза в месяц по 2 часа) в необходимой для дефензивных людей раскрепощающей, смягчающей душу обстановке «психотерапевтической гостиной» (чай, слайды, музыка, свечи) (ил. 1) и домашних занятиях — познают, изучают собственные душевные особенности, особенности друг друга, особенности известных художников, писателей, философов (опираясь на учение о характерах, на воспоминания об известных людях). Они учатся всячески выражать себя творчески, изучая особенности своей творящей личности среди мировой духовной культуры.

Вот конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой в нашей работе, усиливая друг друга: терапия 1) созданием творческих произведений; 2) творческим общением с природой; 3) творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) творческим коллекционированием; 5) проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) ведением дневника и записных книжек; 7) домашней (по домашнему адресу) перепиской с врачом; 8) творческими путешествиями; 9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Постепенно, в течение 2-5 лет такой амбулаторной работы пациенты обретают более или менее стойкий вдохновенно-творческий стиль, светлый смысл жизни, в котором освобождаются от своей безысходной душевной напряженности-аморфности.

Возможно и краткосрочное, концентрированное лечение по этому методу в амбулатории или в стационаре с ежедневными занятиями в группе — в течение не менее двух недель. Тогда группы становятся закрытыми. В таких случаях мы рассчитываем хотя бы на повышение-посветление качества душевной жизни на будущее.

При полном, долговременном курсе лечения компенсация или ремиссия обычно малообратимы — в том смысле, что полного возврата к прежним тяжелым дням уже нет, пациенту теперь легче сопротивляться своим расстройствам. Однако, если он прекращает творческие занятия и теряет творческую форму (стиль), нередко наступает ухудшение.

В Терапии творческим самовыражением, так же, как и в гуманистической психологии-психотерапии, человек личностно растет, обогащается-самоактуализируется, обретает смысл жизни, но, в отличие от обходящих стороной типы личности (характера) и клиническую картину подходов Маслоу, Роджерса, Фромма, Франкла, несущих в себе убежденность в изначальности Духа, духовного, — здесь психотерапевт помогает расти духовно, обрести себя как человека именно аутистического или синтонного, или психастенического и т.д. склада, обрести свойственный своему складу творческий стиль, смысл жизни. Это основывается на теоретическом положении Э. Кречмера (Kretschmer Е., 1934) о психотерапевтических поисках вместе с пациентом свойственного ему стиля поведения, жизненного поприща — сообразно его конституциональным основам. Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что такая материалистическая приверженность конституции, клинической картине выглядит более приземленно, менее одухотворенно в психологически-аутистическом понимании, нежели гуманистические, экзистенциальные, психоаналитические, религиозные и другие духовно-идеалистические подходы, но этот клиницизм, этот естественнонаучный подход к душе человека есть существо моего психотерапевтического метода, серьезно помогающего россиянам и продолжающего (в чем убежден) отечественную клиническую психотерапевтическую традицию. Клиницизм метода наполняет его тонкой, сложной клиникой, особенно изучением личностной почвы, без чего этот метод невозможен. Пациенты, приобретая элементы клинических знаний, становятся в известной мере клиницистами-психотерапевтами для самих себя.

Терапия творческим самовыражением, духовно-материалистически отправляющаяся в основе своей не от вечного Духа, а от вечной Природы (особенностей конституции, клинической картины) дает возможность пациенту почувствовать себя уникальным самим собой (синтонным, аутистическим и т.д.) в духовной культуре, в жизни (в том числе и через духовное созвучие свое с известными художниками, писателями, философами). Таким образом, подчеркивая по-своему свободу личности, бесценность всего нравственного, человеческого, она может вывести пациента и на свою философски-идеалистическую, религиозную личностную дорогу.

Несколько практических примеров-советов

1.Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например, о детстве в деревне. Пусть при этом покажет сделанные им уже теперь слайды тех трав и цветов, что и в детстве росли в той деревне. Пусть покажет свои, хотя и неумелые, но искренние рисунки-воспоминания деревенских пейзажей по памяти, рисунок дома, в котором жил. Вот он включает магнитофонную пленку с пением птиц, которое слышал там, кукареканьем, блеяньем овцы и т.д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы доброжелательно почувствовать в творческом самовыражении товарища его духовную, характерологическую особенность, сравнить со своей особенностью, рассказать и показать в ответ свое на эту тему и подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.

2. На экране в сравнении — слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются «примерить» свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не — что больше нравится, а — где больше меня, моего характера, моего мироощущения? Посмотреть, поговорить о том,как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, в музыке, в кинематографии, в творчестве товарищей по группе. В чем сила и слабость каждого из этих мироощущений? В чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и аутистические люди? Чем отличаются от них во всем этом психастенические люди? И т.д.

3. Если «новенькому» поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или с изображениями любимых животных, растений. Или просим почитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т.е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).

4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, показывает на слайде, как он сам невольно философически «цепляется» фотоаппаратом за грозовые тучи, символически-аутистически выражая свое переживание. Или, если он синтонен, показывает своим слайдом природы, как естественно растворяется всем своим существом в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни. Или, рассказывая о творческом общении с природой, психотерапевт показывает, как сам чувствует-понимает свою особенность, общаясь с созвучным ему цветком («мой цветок»). Как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает психотерапевту его собственную особенность.

5. Не следует «загружать» этих неуверенных в себе пациентов отпугивающим «энциклопедическим» обилием информации. Минимум информации, максимум творчества.

6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она есть не только слабость (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т.д.), но и прекрасная сила, сказывающаяся прежде всего насущными в нашу эпоху тревожно-нравственными размышлениями-переживаниями. Эту свою «силу слабости», которой, кстати, наполнена и удрученная сомнениями дюреровская Меланхолия, важно полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту стать как можно более общественно-полезным самим собой — не ломая себя, не пытаясь превратить себя искусственной тренировкой в свою «смелую», «нахальную» противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные страдальцы).

Так, например, в группе творческого самовыражения общими, сердечными усилиями показываем современному Гамлету, что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски-остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни — так, как сами они не смогли бы это увидеть, сообразить. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, Толстой, Чехов, пусть дефензивный пациент научится уважать это свое дарвиновское, толстовское, чеховское. Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее делать и необходимое практическое дело. Но лишь необходимое практическое.

Я рассказываю в группах, как давным-давно мой школьный товарищ В., одаренный в математике, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою «слабость», непрактичность. Уже студентом он продолжал «ломать» себя альпинизмом и вскоре погиб в пропасти. По-видимому, благодаря Терапии творческим самовыражением, В. смог бы прочувствовать и осознать, что свою телесную хрупкость, неловкость возможно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Этим и отличается клиническая психотерапия, индивидуализирующая каждый случай, — от психологически-ориентированной психотерапии, которая могла бы потребовать мнением группы превращения Гамлета в уверенного в себе, нерассуждающего храбреца (хотя бы искусственного), заставляя его громко кричать: «Я! Я!! Я!!!».

Терапия творческим самовыражением противопоказана во многих случаях психотической депрессии. Здесь может даже углубиться переживание тоскливой безысходности, отделенности от людей — в яркой обстановке одухотворенного творчества.

Заключение

Таким образом, Терапия творческим самовыражением как метод клинической психотерапии не есть просто лечение радостными, творческими переживаниями. Это попытка с помощью специальных одухотворенно-творческих занятий помочь дефензивному пациенту проникнуться осознанным чувством духовного, общественно-полезного своеобразия. Конкретно, в жизни, это выражается, например, в том, что на экскурсии в древнем городе человек видит уже не просто белые седые стены, луковицы церквей, а чувствует-осознает в них и в себе самом характерологические особенности предков — суровую мягкость, синтонную, веселую размашистость в духе «московского барокко», застенчивую близость к живой природе (луковица). В зелени возле храма он различает теперь козлобородники, лесную герань, тысячелистник и вдохновенно знает свое отношение к конкретному цветку, к конкретному архитектурному образу («насколько это близко, насколько все это подчеркивает мне меня самого, мой собственный путь в жизни»). Это повседневное творческое самовыражение внешне несколько напоминает «бытие» (в противовес «обладанию») в том духе, как мыслит это Фромм. В отличие от Фромма, понимаю суть бытия, творческого бытия духовно-материалистически: человек не «выбирается» к абсолютной (в сущности, божественной) свободе из своего «я», а свободно-нравственно, общественно-активно живет своим собственным «я», конкретно-реалистически изучая его.

1. 1. 2. Терапия (профилактика) творческим самовыражением

В настоящих рекомендациях автор указанного в названии психотерапевтического (психопрофилактического) метода кратко описывает практическое существо дела применительно к тем обстоятельствам, в которых врач и психолог работают с пациентами и здоровыми.

Настоящий метод особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными неостропсихотическими нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испытывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы. Термину «дефензивность» близки такие понятия, как астеничность, психастеничность, астеноподобность, психастеноподобность, тормозимость, меланхоличность. Понятно, что депрессивность обычно несет в себе известную дефензивность. Дефензивность (переживание своей неполноценности) обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных малопрогредиентной неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопатов, у больных алкоголизмом и наркоманов дефензивного (тормозимого) склада. Расстройства настроения дефензивного характера нередки и у здоровых людей, особенно — у акцентуированных личностей. Всем этим людям настоящий прием помогает смягчиться душевно, проникнуться более или менее стойким целебно-творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь (за смягчением душевной напряженности и «подъемом духа») к психотропным препаратам, алкоголю, наркотикам.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) подробно отправляется от клинической картины, от особенностей таящейся в ней природной душевно-телесной самозащиты, как и клиническая гипнотерапия, клинические рациональные беседы, клинические методики психической саморегуляции и другие клинически преломленные методы, составляющие арсенал психотерапевта-клинициста. Под творчеством (в широком смысле) понимается выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому (в отличие от просто «самовыражения») творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе индивидуальность автора. Своей непохожестью друг на друга, своими нравственными особенностями люди соединяются в коллективы, в которых, в идеале, каждый одухотворенно по-своему (а не механически, не машинно) претворяет в жизнь сплачивающую коллектив общественно-полезную задачу. Поскольку главный инструмент всякого творчества — живая духовная индивидуальность, больной и здоровый человек изучают в ТТСдушевные расстройства, характеры, познают в творчестве свою индивидуальность, становятся как бы более самими собою и, обретая таким образом вдохновение, освобождаются от тягостной неопределенности, всегда присутствующей в расстройствах настроения, в любой душевной напряженности, депрессивности. В процессе лечения (профилактики) человек находит или уточняет собственный творческий, общественно-полезный и одновременно целебный вдохновением путь в своей профессии, в общении с людьми, в семье, на досуге. В этом и состоит, в самом кратком изложении, клинико-психотерапевтическое, научное существо Терапии творческим самовыражением как сложного клинико-психотерапевтического воздействия.

Цели метода, понятно, не в том, чтобы научить тех, кому помогаем, создавать произведения искусства, науки или дать им какое-то «отвлекающее» от душевных трудностей «хобби». Цели в следующем.

Лечебные цели

1. Помочь дефензивным пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, сенестопато-ипохондрические, деперсонализационные и т.д. Предупредить тем самым возможную здесь губительную «самопомощь» выпивкой и наркотизацией.

2. Одновременно, в процессе терапии, раскрепостить, привести в действие скрытые резервы общественной, нравственной деятельности, нередко «спрятанные» в этих не уверенных в себе пациентах без такого специального лечения. Помочь им творчески, более полезно для общества и целебно для себя «вписаться», «включиться» в жизнь именно своими, в том числе хроническими патологическими, особенностями.

Профилактические цели

1. Помочь здоровым людям с дефензивными сложностями избавиться от мешающей жить и работать напряженности, чреватой тяготением к алкоголю, наркотикам.

2. Специальными занятиями способствовать тому, чтобы здоровый человек с характерологическими трудностями нашел свою творческую, наиболее общественно-полезную и потому вдохновенно-целебную жизненную дорогу.

Задачи метода (как тактическое, реализующее стратегию целей)

Лечебные задачи

1. Помочь пациентам в процессе индивидуальных бесед, медицинско-просветительных, психологически-типологических воздействий в группе по возможности познать, изучить свои болезненно-стойкие, «трудные» характерологические особенности, хронические патологические расстройства — прежде всего для того, чтобы выяснить, как возможно применить их наиболее общественно-полезно, в чем состоит своеобразная жизненная сила этой хронической патологии.

2. Помочь в процессе личностного психотерапевтического контакта с врачом, психологом, в процессе Терапии творческим самовыражением, сообразно своим особенностям, осознать свое место среди людей и для людей, продумав-прочувствовав собственную серьезную неслучайность в стране, в человечестве.

3. Не просто призывать пациентов к творчеству (писать, рисовать, фотографировать и т.д.), а неназойливо в уютной творческой обстановке подвести их к этому, «заразить» этим, возбуждать интерес членов группы к творчеству друг друга, подталкивая к самовыражению и собственным (врача, психолога, фельдшера, медсестры) творчеством.

4. Способствовать тому, чтобы пациенты, благодаря своей теперь уже укрепленной творчеством индивидуальности, стойко, продуктивно вошли в жизненные коллективы — трудовые, учебные, бытовые и т.д.

Профилактические задачи

1. В процессе психологически-характерологических занятий помочь здоровым людям с душевными трудностями посильно изучить элементы типологии характеров, собственные характерологические радикалы, способности, чтобы осознанно попытаться сделаться личностно более общественно-активными и, значит, целебно-одухотворенными.

2. «Погрузить» здоровых людей с дефензивными переживаниями в работу группы творческого самовыражения, чтобы в калейдоскопе специальных занятий они духовно обогатились, обрели себя, осознали-прочувствовали в творчестве свои личностные, полезные для общества особенности, свое серьезное место среди людей и природы.

Практическое существо настоящего метода едино в лечении и профилактике и состоит в следующем. Пациенты и здоровые (с душевными трудностями) — в индивидуальных беседах с врачом, психологом, в групповых занятиях (группа творческого самовыражения) в раскрепощающей, смягчающей обстановке «психотерапевтической гостиной» (чай, слайды, музыка, неяркий свет) и в домашних занятиях учатся всячески выражать себя творчески. Любое, даже как будто бы совершенно бесполезное, но проясняющее, укрепляющее личность творческое занятие на досуге может способствовать усилению профессионального творчества, поскольку человек в любом нравственном самовыражении становится вообще более личностью. Такой человек делается более защищенным в отношении расстройств настроения (с которыми, например, у алкоголика связан срыв).

Содержание, этапы Терапии (профилактики) творческим самовыражением

I этап — самопознание (изучение своего характера, своих болезненных расстройств) + познание других характеров (изучение элементов учения о характерах: «для каждого свое», научиться уважать это «свое» другого, во всяком случае, относиться к этому «своему» другого доброжелательно, если оно, конечно же, не безнравственно); продолжительность от 1-3 месяцев (в случае неспешной амбулаторной работы в течение 2-5 лет) до нескольких дней (при сокращенной работе — больница, санаторий, дом отдыха).

II этап — продолжение познания себя и других в творческом самовыражении (с осознанностью своей общественной полезности, с формированием оптимистического отношения к жизни) — с помощью конкретных методик терапии творчеством; продолжительность от нескольких лет (при неспешной амбулаторной работе — диспансер, поликлиника, клуб трезвости) до 2 недель (в случае краткого курса лечения (профилактики)).

Формы терапии (профилактики) творческим самовыражением:

1) индивидуальные беседы (от 3 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца);

2) почтовая переписка (от нескольких писем в месяц до нескольких в год);

3) группы (открытые или закрытые) творческого самовыражения (по 8-12 чел.) в «психотерапевтической гостиной» с чтением вслух своих рассказов, обсуждением слайдов друг друга (как проявляются во всем этом свойственные автору особенности и как общественно-полезно возможно их применить) и т.д.; групповые встречи от одного раза в день до двух раз в месяц (в соответствии с условиями работы) — параллельно индивидуальным беседам.

Рядом со всем этим, по необходимости, применяются гипнотические сеансы, тренировочная психотерапия, лекарства (в основном седативные средства, транквилизаторы).

Конечно, трудоемкий курс лечения в течение нескольких лет достаточно долог. Но многолетний опыт Терапии творческим самовыражением больных дефензивно-малопрогредиентной шизофренией, дефензивных психопатов и больных алкоголизмом с дефензивным складом подтверждает, что только при таком длительном, неспешном лечении возможно в большинстве случаев добиться высокой и средней степени терапевтической эффективности.

Высокая степень терапевтической эффективности здесь обнаруживается в достаточно стойких компенсациях и ремиссиях, содержащих в себе психотерапевтически воспитанные творческий, вдохновенный подъем духа и возможность сопротивляться, благодаря этому, внутренним и внешним трудностям, практически безотказную способность смягчать, просветлять себя в часы, дни ухудшения определенным творчеством, заметный подъем социальной кривой жизни с ясным, осознанным чувством своей полезной включенности в жизнь общества и убежденностью, что, в основном, указанные перемены обусловлены именно этой длительной Терапией творческим самовыражением. Отмечается и стремление помочь творчеством подобным себе «страдальцам» так, как помогли им самим.

Средняя степень эффективности выражается в более или менее стойком улучшении, при котором пациент способен существенно смягчать свои расстройства выработанными способами творческого самовыражения на фоне заметного (в целом) подъема социальной кривой жизни. Испытывая по временам светлое ощущение своей общественной полезности, пациент убежден, что все эти благотворные сдвиги в состоянии обусловлены новым, творческим стилем его жизни.

Малая степень эффективности — нестойкое улучшение, в процессе которого у пациента складывается впечатление, что болезненное способно отступать именно в процессе творческого самовыражения, укрепляется надежда, что будет все лучше. Ощущая ясно теперь хотя бы «крохи» своей общественной полезности, пациент тянется к творчеству.

Эффективность Терапии творческим самовыражением оценивается в основном клинически. Попытки «измерить» эффективность принятыми у нас психологическими методиками здесь (особенно в случаях шизофрении и психопатии) ненадежны. Так, например, при явном и длительном улучшении, установленном клинически, социально, профиль MMPI нередко остается прежним.

В случаях хронического алкоголизма эффективность лечения оценивается общепринятым способом или (при длительном амбулаторном ведении больных в антиалкогольном клубе) общим количеством «трезвых» трудоспособных месяцев, дней в году[4].

Как подспорье для оценки эффективности Терапии творческим самовыражением предлагается настоящая анкета, в которой пациенты должны подчеркнуть то, что, по их мнению, соответствует правде.

1. В процессе нашего лечения, благодаря ему, у Вас появились конкретные творческие занятия, с помощью которых можете:

— надежно выбираться из тягостных расстройств настроения

— существенно смягчать свои расстройства

— хоть немного улучшать свое состояние

2. Вы испытываете несомненное улучшение в целом:

— в последние 3 месяца

— в последние полгода

— в течение последнего года

— в последние годы (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

3. Вы объясняете это улучшение нашими индивидуальными и групповыми встречами:

— полностью

— преимущественно

— лишь отчасти

4. Ваше улучшение связано, в основном, с благоприятными, не зависящими от лечения обстоятельствами жизни:

— да

— нет

— не знаю

5. Вы убеждены, что состояние Ваше, благодаря лечению, в целом улучшилось, хотя обстоятельства Вашей жизни стали более трудными:

— да

— нет

— не знаю

6. Вследствие того, что в процессе настоящего лечения состояние Ваше серьезно улучшилось, Вам хочется подобным образом помочь людям с переживаниями, расстройствами, похожими на Ваши (или уже пытаетесь это делать):

— да

— нет

— не знаю

7. Конкретные, официальные факты говорят о том, что, благодаря нашему лечению, Вы все больше приносите общественной пользы:

— да

— нет

— не знаю

8. Вы испытываете, благодаря нашему лечению (или — независимо от него, по Вашему мнению), творческий подъем, желание одухотворенно работать:

— почти постоянное

— по временам

— лишь изредка

9. Благодаря нашему лечению Вам стало гораздо легче справляться со своими душевными и жизненными трудностями:

— да

— нет

— не знаю

10. Вы уверены, что стали более общественно-полезным самим собою, хотя это и не выражается в официальных данных (должность, зарплата и т.д.):

— да

— нет

— не знаю

11. В процессе лечения возникла и укрепилась надежда, что Вам будет лучше и лучше:

— да

— нет

— не знаю

12. Благодаря лечению возникло отчетливое впечатление, что душевные трудности отступают, ослабевают в творчестве:

— да

— нет

— не знаю

Данные этой анкеты следует интерпретировать осторожно-клинически (особенно в случаях шизофрении), сопоставляя их с действительным состоянием пациента, его объективными успехами в жизни, сведениями от родственников и т.д.

Терапия творческим самовыражением при всей калейдоскопической многокрасочности своих средств (изучение характеров, писание рассказов, стихов, живопись, общение, к примеру, с двудомной и жгучей крапивой, с древностями, книжками, игрушками своего детства, звездным небом, проникновенное медленное чтение, например, Некрасова, коллекционирование монет, поиск прекрасного даже в дождевом черве и бесконечное разнообразие других подобных занятий) — должна оставаться во всех своих деталях клинической, т.е. постоянно сообразовываться с клиникой, личностной почвой, чтобы не превратиться в психологические попытки насильственной «реконструкции» личности или в развлекательное затейничество, способные даже повредить. В группах творческого самовыражения больные шизофренией лечатся вместе с психопатами, нередко сдруживаясь между собой, благодаря объединяющей их дефензивности. Однако дефензивность эта клинически различна и лечение остается клинически-дифференцированным (в соответствии с нозологической принадлежностью), даже в группе. Так, если психастеник в процессе лечения нуждается в подробной научно-лечебной информации и всяческом чувственном оживлении, то астенику необходимо дать больше утверждающей его в жизни психотерапевтической заботы, целебно возвышающей душу художественной эмоции. Дефензивного циклоида следует юмористически ободрять, полагаясь на его склонность веровать в авторитет врача, вести его через творчество прежде всего к свойственной ему живой практической деятельности (профессиональной и общественной). Дефензивному шизоиду надобно попытаться помочь для общественной пользы применить свою аутистичность в символически-философическом искусстве, философии, физике, математике и т.д., мягко уводя его таким образом от возможного болезненного погружения в мистику[5]. Пусть дефензивный эпилептоид применит во имя добра, например, в борьбе с хулиганами, свою дисфорическую напряженность, авторитарность, а дефензивно-истерический пациент найдет полезное применение своей красивой демонстративности, ананкаст— своей скрупулезности. Существенно помочь больному шизофренией не сможем без особого рода эмоционального контакта (Бурно М. Е., 1985). Больных алкоголизмом пытаемся духовно оживить, побудить к творчеству — также сообразно их преморбидному личностному складу, сообразно тому, что осталось от личности в процессе алкогольного огрубения, снижения. При этом постоянно укрепляем в них трезвенническую установку — в том числе «художественно-психотерапевтическими» способами (писание рассказов, стихов, рисование — на горькие темы прежней пьяной жизни, анализ пьесы противоалкогольного содержания, в которой, может быть, сами пациенты играют роли, и т.д.). Сообразно личностным свойствам работаем профилактически и со здоровыми в «группах риска», в клубах трезвости.

Каждый пациент и здоровый человек с душевными трудностями со временем, с помощью психотерапевта, его помощников и своих товарищей в группе, почувствует, осознает свои особенности, например, в своих же рассказах, слайдах на экране и т.д. — для того, чтобы усвоить свое сильное, свой путь в жизни.

Терапия творческим самовыражением предполагает личностный контакт с врачом, психологом, фельдшером, медсестрой. Это означает живой интерес к личности пациента или здорового человека, интерес к его рабочим и житейским делам, как будто бы не имеющим отношения к расстройствам настроения, симптомам, способность искренне сочувствовать, переживать, т.е. все то, что исключает возникающее нередко у человека, попавшего в лечебную или профилактическую формальную обстановку, чувство «подопытного кролика». В то же время для успеха дела не должно быть в полном, жизненном смысле дружеских (или, тем более, влюбленных) отношений, должна здесь существовать (без всякой фальши!) та тонкая, невидимая дистанция, на которой держится психотерапевтическое (психопрофилактическое) искусство, т.е. та благотворная «искусственность», отличающая искусство (в том числе психотерапевтическое) от самой жизни.

Этот личностный контакт имеет свои особенности сообразно клинике или здоровым характерологическим свойствам.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.