Используя предложенную историческую карту, охарактеризуйте геополитическое положение Беларуси, сложившееся в результате событий осени 1939 г. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Используя предложенную историческую карту, охарактеризуйте геополитическое положение Беларуси, сложившееся в результате событий осени 1939 г.

2017-06-26 1218
Используя предложенную историческую карту, охарактеризуйте геополитическое положение Беларуси, сложившееся в результате событий осени 1939 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИЛЕТ № 4

Используя предложенную историческую карту, охарактеризуйте геополитическое положение Беларуси, сложившееся в результате событий осени 1939 г.

 

 

Для подготовки ответа на данный вопрос учащийся получает историческую карту «Воссоединение Западной Беларуси с БССР. 17 сентября -14 ноября 1939 г.», а также (при необходимости) памятку по работе с исторической картой (см. приложение 1).

Ответ:

Структура ответа на третий практический вопрос билета предполагает, во-первых, сообщение важнейших исторических фактов, относящихся к событиям, связанным с вхождением Западной Беларуси в состав БССР осенью 1939 г. (Пакт Молотова-Риббентропа, начало Второй мировой войны, поход Красной Армии в Западную Беларусь, Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией). При этом учащиеся должны продемонстрировать следующие картографические знания: используя историческую карту, показать границы территории, которая была занята войсками Красной Армии к исходу 28 сентября 1939 г., а также новую государственную границу БССР-СССР, установленную 14 ноября 1939 г. Кроме того, учащиеся должны упомянуть о передаче 10 октября 1939 г. Вильно и Виленского края Литве, указав на карте границы передаваемых территорий.

Представляется важным, чтобы, говоря о начале похода Красной Армии в Западную Беларусь, учащиеся показали на карте линию продвижения германских войск к исходу 16 сентября 1939 г., пояснив, почему они пересекли оговоренную в секретных протоколах к Пакту «О ненападении» 23 августа 1939 г. линию разграничения государственных интересов СССР и Германии.

Во-вторых, учащиеся должны продемонстрировать владение навыками анализа картографического материала. Рассказывая о ходе освободительного походы Красной Армии в Западную Беларусь, они должны найти на карте и озвучит даты занятия крупнейших населённых пунктов Западной Беларуси войсками Красной Армии, обращая внимание на основные направления движения этих войск. В этой части ответа должны быть упомянуты в правильном хронологическом порядке: Новогрудок (18 IX), Белосток (22 IX), Брест (22 IX), Гродно (21 IX), Барановичи (17 IX), Слоним (18 IX), Вильно (18 IX), Молодечно (17 IX).

В-третьих, отвечая на данный вопрос, учащиеся должны показать умение читать легенду карты, с целью получения дополнительной хронологической и фактологической информации. Рассказ об установлении советской власти в Западной Беларуси и вхождении её в состав БССР и СССР, должен сопровождаться упоминанием точных дат и мест важнейших событий, обозначенных на карте и в легенде специальными значками (Народное собрание Западной Беларуси, III внеочередная сессия Верховного Совета БССР и др.) и характеризующих указанные процессы. Кроме того, в ходе всего ответа учащиеся должны называть точные даты всех других событий, неявно упомянутых в легенде карты (начало освободительного похода Красной Армии, Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией, завершение освободительного похода Красной Армии, передача Виленского края Литве и др.).

Завершая ответ на практический вопрос, учащиеся, на основе сравнительного анализа территории БССР до и после сентябрьских событий 1939 г., должны сделать вывод о значении этих событий в исторической судьбе белорусского народа и развитии белорусского государства в XX столетии.

Билет №5

 

Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом: Характеристика общественно-исторического процесса, свидетельствующая о пути национально-государственного строительства советских республик.

Ленинский план Сталинский план
Федерация (союз) советских республик Национально-культурная автономия республик в составе РСФСР
БССР - равноправная республика в СССР, вместе с РСФСР, УССР, ЗСФСР БССР - составная автономная часть РСФСР

 

Ответ:

Идея объединения широко и активно пропагандировала среди населения республики. Она была воплощена в жизни на VI Всебелорусском съезде советов, состоявшемся 14-18 декабря 1922 г. в Минске. Делегаты съезда единогласно одобрили идею создания Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз рассматривался как единое государство, в котором добровольно на свободной и равноправной основе объединялись все советские республики. Была выбрана делегация для поездки в Москву, чтобы выразить свое отношение к образованию Союза ССР.
30 декабря 1922г. делегации, которые собирались на IВсесоюзном съезде Советов, подписали Декларацию од образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Билет №6 Соотнесение события в истории Беларуси с общественноисторическим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовало возникновение первых в Беларуси фабрик

Ответ.

Первые в Беларуси фабрики — промышленные предприятия, на которых существовало разделение труда и использовались машины, были построены в 1820-е гг. в местечках Хомск Кобринского и Коссово Слонимского поветов. Фабрики, которые изготавливали сукно, принадлежали крупному землевладельцу графу В. Пусловскому. Работниками на фабриках были крепостные крестьяне. На предприятиях Пусловского впервые в Беларуси были использованы паровые двигатели. Постепенный переход от ручного к машинному труду и от мануфактурного к фабричному производству в Беларуси в первой половине XIX в. стал свидетельством начала промышленного переворота.

Билет № 8

.Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами

Объяснение причинно-следственной связи между восстанием 1863— 1864 гг. и отменой временнообязанного положения крестьян в белорусских губерниях

Ответ

В условиях разворачивающегося восстания, чтобы отвлечь от массового участия в нем крестьян белорусских губерний, царское правительство вынуждено было изменить некоторые условия реформы 1861 г. Временнообязанными считались бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостного права, но обязанные отрабатывать прежние повинности до полного выкупа земли. Согласно специальным царским указам с 1 мая 1863 г. в Гродненской, Виленской и Минской губерниях и с 1 января 1864 г. в Витебской и Могилевской губерниях такие временнообязанные отношения прекращались. Крестьяне независимо от согласия помещиков переводились на обязательный выкуп земельных наделов, а размер выкупных платежей снижался на 20 %. Эти уступки самодержавия существенно смягчали условия освобождения крестьян в Беларуси, чтобы склонить их настроения на пользу российских властей.


Билет №9

Билет№10

Билет №11

Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы:

Ответ:

Историческое событие, которому посвятил своё стихотворение Янка Купала – поход Красной Армии в Западную Беларусь.

17 сентября 1939 года, когда почти вся территория коренной Польши была занята немецкими войсками, польское государство было практически уничтожено, советское руководство отдало приказ войскам Красной Армии перейти советско – польскую границу. Целью этого похода было положить конец угнетению трудящихся Западной Беларуси и Западной Украины и обеспечить им полную безопасность, не допустить их ограбления гитлеровскими захватчиками. К 25 сентября 1939 года Красная Армия освободила Западную Беларусь от польских войск. Большинство населения (крестьяне, ремесленники, интеллигенция) встречало Красную Армию как освободительницу, нередко с цветами и хлебом – солью.

Трудящиеся БССР с сочувствием относились к своим соотечественникам из Западной Беларуси. Янка Купала в своём стихотворении видит в перспективе только положительную сторону воссоединения Западной Беларуси и БССР (Больш з табою ўжо ніколі Я не разлучуся...) и считает это воссоединение закономерным историческим явлением в истории белорусского этноса.

Воссоединение Западной Беларуси с БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином белорусском национальном государстве. Включение западнобелорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития. События сентября – октября 1939 года положили начало новому историческому периоду в жизни

 

Билет№12

Проанализируйте содержание исторического документа.

Ответ:

По документу очевидно, что к кулацким хозяйствам должны были относится действительно только зажиточные крестьяне, которые использовали незаконно наемный труд, имели предприятия, технику, получали доход из нерегламентированных источников (все вышеперечисленное согласно законодательству того периода истории).

На практике же относили к кулакам и крестьян, не подходивших по этим критериям (часто середняков, а порой даже бедняков), в связи с их нежеланием вступать в колхозы. Все они подвергались раскулачиванию. Раскулачивание – политика по ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.


Билет №13

Дайте характеристику вклада деятеля культуры в ее развитие: Язэп Нарцизович Дроздович.

Ответ

Язэп Нарцизович Дроздович (13 октября 1888 - 15 сентября 1954) - белорусский художник (живописец и график), учитель, археолог, писатель, этнограф, фольклорист и любитель теоретической астрономии.

Язэп Дроздович родился 13 октября 1888 года на хуторе Пуньки (ныне Глубокский район Витебской области) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Детство художника прошло в окрестностях Голубицкой пущи. Семья Язэпа, в которой кроме него было пятеро детей, рано потеряла отца и была вынуждена сменить немало мест жительства, арендуя чужую землю. Учебу Язэп начал в Дисенской гимназии, а в 1906 году переехал в Вильнюс, где поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева. Там в течение четырех лет осваивал азы искусства и проходил курс академического рисования.

Творческое становление Язэпа Дроздовича происходило под большим влиянием белорусского национального возрождения. В это время Дроздович делает первые шаги в искусстве: создает серию графических работ с пейзажами родной Дисенщины, украшает обложку «Первого белорусского календаря на 1910 год», изданного «Нашей Нивой».

В 1910 году Язэп Дроздович был призван в армию России. После двух лет службы в Саратове он окончил курсы фельдшеров и начал работать в амбулатории. Первую мировую войну Дроздович встретил в действующей армии, при запасном батальоне. Тяжелые условия труда (приходилось отпускать по пятьсот пациентов в день) привели к тому, что художник заболел брюшным тифом и на два месяца попал в госпиталь. После семимесячного отдыха с поездкой на родину, Дроздович возвращается в армию.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

В 1917 году, после семи лет службы, Язэп Дроздович возвращается домой. Он с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс. В письме к Антону Гриневичу Дроздович поделился замыслом об организации академии искусств. На своей малой родине художник создал народную библиотеку, любительский театр.

В 1919 году, после создания БССР, Дроздович приехал в Минск. В это время он стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе, работал иллюстратором в литературных издательствах и художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и Белорусском государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка». В Минске Дроздович создал серию уникальных изображений исторических районов города - Замчища, Верхнего Города, Татарского предместья. Исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле, Свири.

1920-Е ГОДЫ

После подписания в 1920 году Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь оказалась в границах Польши, Язэп Дроздович покинул Советскую Беларусь и вернулся на родную Дисенщину. Несмотря на препятствия польских властей, он начинает культурно-просветительскую деятельность. В 1921 году Дроздович организовал в деревне Столица белорусскую школу, которая просуществовала только три месяца и была закрыта польской администрацией.

В это же время Язэп Дроздович обращается к литературному творчеству. Берется за написание исторического романа о временах Полоцкого княжества «Гарадольская Пуща», который украшает собственными иллюстрациями. В 1923 году была издана и положительно встречена белорусской общественностью повесть Язэпа Дроздовича «Большая шишка».

Автобиография. На раскопках
древних городищ, 1930-47

Язэп Дроздович сотрудничал с Вильнюсским белорусским музеем имени Ивана Луцкевича. Ради пополнения экспозиции музея он занимался раскопками городищ, собирал фольклор, создавал многочисленные зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, типажей крестьян. С этой целью в 1926 году Дроздович отправился в научно-творческую экспедицию на Пинщину, а в последующие годы посетил Тракай, Вильнюс, Медники, Крево, Гольшаны, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир. В результате этих путешествий, которые охватили почти всю Западную Беларусь, появились вместительные альбомы графики, которые являются неповторимым явлением в белорусском искусстве.

Во второй половине 1920-х Язэп Дроздович преподавал рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радошковичской белорусских гимназиях. С 1926 года Дроздович работал в Виленской белорусской гимназии, при которой создал художественную студию-мастерскую. При студии Язэп Дроздович сплачивал молодых белорусских художников, среди которых были Василий Сидорович, Николай Василевский, Роман Семашкевич.

Дроздович установил тесные связи с Институтом белорусской культуры в Минске (с 1929 года - Академия Наук), присылал зарисовки и обмеры деревянной архитектуры и предметов крестьянского быта. За художественные и научные работы неоднократно награждался премиями Академии Наук. Сотрудничал с сатирическим журналом «Молния», Обществом белорусской школы (ТБШ).

В начале 1930-х Дроздович непродолжительное время работает в Белостоке по приглашению ТБШ: оформляет спектакли на любительской сцене общества, участвует в работе кооперативного издательства «Посев».

Отличительной чертой Язэпа Дроздовича было его одержимое увлечение космосом. В 1931 году Дроздович издал в Вильно первую на белорусском языке книгу по астрономии «Небесные орбиты", в которой изложил ряд своих теорий, в частности, о происхождении планет Солнечной системы и вращении Земли. Издание украсили собственные рисунки автора. В 1931-1933 годах Дроздович продолжил тему космоса тремя сериями графических изображений и живописных полотен «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне».

ДИСЕНСКИЙ ПЕРИОД

Автопортрет, 1943 год

В 1933 году Дроздович возвращается на Дисенщину к брату Константину. Здесь, на малой родине, художник создал большое количество графических и живописных произведений. Язэп Дроздович продолжил сотрудничество с Белорусским музеем имени Ивана Луцкевича, отправляя туда зарисовки замчищ, городищ, крестьянской архитектуры и быта. Вместе с Михаилом Мошаром и Иваном Пачопкой Дроздович создал культурную среду в Летниках и Германовичах. Ежегодно летом художник отправлялся в путешествия по краю, во время которых изготавливал для сельчан многие рисованные ковры и портреты.

После присоединения в 1939 году Западной Беларуси к БССР Язэп Дроздович учился на кратковременных учительских курсах и работал учителем в Глубоком и Лужках. Из-за недостачи учителей ему приходилось преподавать все предметы, включая астрономию, рисование и историю. Педагогическая деятельность Дроздовича прервалась в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Тем не менее, во время оккупации Дроздович продолжил творческую деятельность и создал ряд художественных полотен.

После окончания войны из-за проблем со здоровьем Язэп Дроздович мало работал. Основным источником заработка художника были рисованные ковры для крестьян. Изредка писал пейзажи, портреты. Чиновники от идеологии и культуры относились к творчеству Язэпа Дроздовича как к недостойному внимания. Примером тому служит уникальная роспись столовой в Лужках, которая была закрашена по приказу полоцкого чиновника. Дроздович не был принят в Союз художников Беларуси.

Художник трагически умер. Потерявшего сознание «дядю Язэпа» нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где через некоторое время он умер. Похоронен Язэп Дроздович в деревне Липляны Глубокского района. На могиле стоит стела с барельефом художника, которую выполнил скульптор Алесь Шатерник.


Билет №14

Раскройте содержание исторических понятий (терминов): Раскрытие содержания исторических терминов

Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство»
В феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято решение о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел). Это государственное образование просуществовало до июля 1919 г. и характеризуется как буферное государство, территория которого служила в качестве пограничной зоны между Польшей и Советской Россией для отграничения РСФСР от Речи Посполитой с целью предотвращения открытой войны между ними.

Билет №15 Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории

Соотнесение процесса воссоединения Западной Беларуси с БССР и внешнеполитической ситуации в Европе в конце 1930-х гг.

В условиях агрессивного курса нацистской Германии на передел мира и политики примирения агрессора, которую проводили Великобритания и Франция в отношении Германии, в Европе в 1930-е гг. сложилась новая политическая ситуация. В этих условиях 23 августа 1939 г. в Москве по инициативе немецкой стороны был подписан советско-германский договор о ненападении. Он вошел в историю как «пакт Молотова — Риббентропа» (по фамилиям министров иностранных дел СССР и Германии). Пакт позволил СССР выиграть время, необходимое для укрепления безопасности. Дополнительные секретные протоколы к пакту разделили «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу Началась Вторая мировая война. В условиях продвижения германских войск по территории Польши СССР принял меры по оказанию помощи белорусскому и украинскому народам, которые с 1921 г. (после Рижского мирного договора) оставались в составе Польши. 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли советско-польскую границу и заняли те территории, которые входили в сферу интересов СССР, в том числе районы с противником белорусского населения. Состоялось объединение Западной Беларуси с БССР. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Билет№16

Характеристика социально-экономического развития Беларуси с опорой на карту «Развитие сетки железных дорог в Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.»

Первая железная дорога, которая представляла собой 30-километровый участок Петербургско-Варшавской магистрали от местечка Поречье до Гродно, была пущена в декабре 1862 г. Также были построены в 1860-е гг. Риго-Орловская, в 1870-е гг. — Московско-Брестская и Либаво-Роменская (ее здание вокзала было возведено в Минске), в 1880-е гг. — Полесские и в 1902 г. — Петербургско-Одесская железная дорога. Их протяженность через Беларусь составила 3000 км. Железнодорожная сетка на территории Беларуси была одной из самых густых в Российской империи. Железнодорожное строительство содействовало росту городов, укреплению хозяйственных связей между разными областями Беларуси и превращению их в составную часть общероссийского и европейского рынков.

Билет №17. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства

Характеристика исторического события, которое отражено на картине В. Волкова

«Минск. 3 июля 1944 года», и определение отношения художника к этому событию

 

Изображенная на картине сцена встречи жителями Минска солдат Красной Армии как освободителей от немецко-фашистских захватчиков характеризуется радостным настроением художника, который сам был свидетелем этого события и показал величие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Автор картины передал чувство счастья простых людей, одновременно придав своему полотну черты триумфальное. По итогам республиканского референдума 24 ноября 1996 г. день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков получил статус Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики).

Билет №18 Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-политическим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовал созыв I Всебелорусского съезда в декабре 1917 г.

Созыв Всебелорусского съезда состоялся после Октябрьской революции при условии признания представителями белорусского национального движения советской власти. Участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако проигнорировали ее существование на территории Западной области.
Делегаты съезда представляли все слои белорусского населения и различные политические организации. На съезде развернулась дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности: провозглашение Беларуси равноправной республикой в составе общероссийской федерации или самостоятельной народной республикой.

Решение съезда о необходимости создания Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов как временного органа краевой власти свидетельствовало о процессе оформления национальной формы белорусской государственности на советской основе, носителем которой являлся белорусский народ

Билет №19 Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие

Характеристика деятельности О. Ю Шмидта

Выдающимся ученым в области математики, геофизики, астрономии и географии является уроженец Могилева Отто Юльевич Шмидт. Он был одним из организаторов и участников освоения Северного морского пути. В 1934 г. возглавлял полярную экспедицию в Арктику на пароходе «Челюскин», который был раздавлен льдами. Через два месяца «челюскинцев», высадившихся на льдину, спасли летчики, которым, как и О. Шмидту, было впервые присвоено звание Героя Советского Союза. О. Шмидт исследовал математические законы выпуска в обращение денежной массы, что было востребовано во время проведения новой экономической политики. Он дал математическое обоснование наличия железных руд на Курской магнитной аномалий, ученый сформулировал новую теорию «холодного» образования Земли и планет из околосолнечного газово-пылевого облака.

Билет№20

Билет №24

 

Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами): Раскройте причинно-следственные связи между проведением мелиорации и химизации на территории БССР и усложнением экологических проблем.

Ответ:

Развитие экономики БССР в 1960-е – 1980-гг. велось в условиях научно-технической революции. В 60-х годах XX века в Беларуси, как и во всем мире, был взят курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Развитие науки, в частности химии, привело к тому, в сельском хозяйстве начали массово использовать минеральные удобрения, ядохимикаты. Химизация включает применение минеральных удобрений, средств защиты растений, химических продуктов животноводства и различных полимерных и других химических материалов в мелиорации. Важное значение для развития сельского хозяйства имела и мелиорация (рациональное освоение болот с целью повышения урожайности и приспособление земель под сельскохозяйственное использование).

Ускоренными темпами в 8 пятилетке (1966-1970 гг.) развивалась химическая и нефтехимическая промышленность. Объем ее продукции увеличился в 3,3 раза. В 1966 г. был введен в строй Гомельский химический завод, в 1968 г. – Могилевский комбинат синтетического волокна (позднее – производственное объединение «Химволокно»). В 1971 г. на базе действующих в Солигорске калийных комбинатов был создан единый Белорусский калийный комбинат (позднее производственное объединение «Беларуськалий»). В 1970 г. на базе Гродненского азотно – тукового и капролактамового заводов был создан Гродненский химический комбинат имени С.О.Притыцкого (позднее производственное объединение «Азот»). В итоге БССР, которая занимала по площади менее 1% союзной территории, имея около 4% от населения СССР, в 19181 г. производила в масштабах страны 52 % калийных солей и 22 % химических волокон. Это привело к обострению экологических проблем. Во-первых,масштабная добыча и переработка калийных руд привела к оседанию грунта над отработанным пространством шахт и заболачиванию. Во-вторых, увеличивается засоление и загрязнение пресных подземных и поверхностных вод, в том числе колодцев и гидрологических скважин. В районах солеотвалов и шламохранилищСолигорских калийных комбинатов на площади более 15 км2 образовалась зона хлоридно-натриевого засоления, которая охватывает подземные воды на глубину более 100 м и постоянно расширяется. В-третьих, оседание земной поверхности ведет к землетрясениям (до 5 баллов в районе поселка Погост 15 марта 1998 г.). За десятилетия эксплуатации месторождения калийных солей в Солигорске, на поверхности накопилось более полумиллиона тонн отходов на площади свыше тысячи гектар (это около десяти территорий минского ботанического сада, который является одним из крупнейших в Европе).

Также в республике с 1960-х гг. проводились широкие мелиоративные работы. Надо сказать, что недавно, в 2011 году исполнилось 100 лет институту мелиорации, который находится в Минске и ведет свою историю от Минской опытной болотной станции. В 1985 г. площадь мелиорированных земель была доведена до 2,8 млн.га. Они давали почти 1/3 всей продукции растениеводства и 40% кормов. Однако и мелиорация создала проблемы. Во-первых, проведенная без глубокой научной разработки, она привела к тому, что на Полесье почти не осталось рек и водоемов в естественном состоянии, появилась проблема малых и средних рек БелорусскогоПоозерья, загрязнение водоемов нитратами и ядохимикатами. Во-вторых, характерная особенность белорусского Полесья заключается в том, что торфяные отложения снизу подстилаются песком. И в тех местах, где очень быстро шла разработка торфа, песок стал проступать на поверхность. В процессе сельскохозяйственного использования отдельные участки земли начали как бы “лысеть” и покрываться песчаными островками, на которых ничего уже не росло, то есть на Полесье начался процесс опустынивания. В-третьих, мелиорация привела к климатическим изменениям в регионе, в том числе к повышению частоты засух и заморозков. В-четвертых, весной начинается большой перелёт птиц. Над белорусскими болотами проходят их главные пути, и их генетическая память продолжает из года в год искать утерянные водно-болотные пространства. Таким образом, болота выполняют огромное количество функций, таких как газорегуляторную, климатообразующую, биологическую, ресурсо-сырьевую и многие другие. Однако полностью справляться со своей «работой» могут только болота ненарушенные, «живые».


 

Билет№25

БИЛЕТ № 4

Используя предложенную историческую карту, охарактеризуйте геополитическое положение Беларуси, сложившееся в результате событий осени 1939 г.

 

 

Для подготовки ответа на данный вопрос учащийся получает историческую карту «Воссоединение Западной Беларуси с БССР. 17 сентября -14 ноября 1939 г.», а также (при необходимости) памятку по работе с исторической картой (см. приложение 1).

Ответ:

Структура ответа на третий практический вопрос билета предполагает, во-первых, сообщение важнейших исторических фактов, относящихся к событиям, связанным с вхождением Западной Беларуси в состав БССР осенью 1939 г. (Пакт Молотова-Риббентропа, начало Второй мировой войны, поход Красной Армии в Западную Беларусь, Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией). При этом учащиеся должны продемонстрировать следующие картографические знания: используя историческую карту, показать границы территории, которая была занята войсками Красной Армии к исходу 28 сентября 1939 г., а также новую государственную границу БССР-СССР, установленную 14 ноября 1939 г. Кроме того, учащиеся должны упомянуть о передаче 10 октября 1939 г. Вильно и Виленского края Литве, указав на карте границы передаваемых территорий.

Представляется важным, чтобы, говоря о начале похода Красной Армии в Западную Беларусь, учащиеся показали на карте линию продвижения германских войск к исходу 16 сентября 1939 г., пояснив, почему они пересекли оговоренную в секретных протоколах к Пакту «О ненападении» 23 августа 1939 г. линию разграничения государственных интересов СССР и Германии.

Во-вторых, учащиеся должны продемонстрировать владение навыками анализа картографического материала. Рассказывая о ходе освободительного походы Красной Армии в Западную Беларусь, они должны найти на карте и озвучит даты занятия крупнейших населённых пунктов Западной Беларуси войсками Красной Армии, обращая внимание на основные направления движения этих войск. В этой части ответа должны быть упомянуты в правильном хронологическом порядке: Новогрудок (18 IX), Белосток (22 IX), Брест (22 IX), Гродно (21 IX), Барановичи (17 IX), Слоним (18 IX), Вильно (18 IX), Молодечно (17 IX).

В-третьих, отвечая на данный вопрос, учащиеся должны показать умение читать легенду карты, с целью получения дополнительной хронологической и фактологической информации. Рассказ об установлении советской власти в Западной Беларуси и вхождении её в состав БССР и СССР, должен сопровождаться упоминанием точных дат и мест важнейших событий, обозначенных на карте и в легенде специальными значками (Народное собрание Западной Беларуси, III внеочередная сессия Верховного Совета БССР и др.) и характеризующих указанные процессы. Кроме того, в ходе всего ответа учащиеся должны называть точные даты всех других событий, неявно упомянутых в легенде карты (начало освободительного похода Красной Армии, Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией, завершение освободительного похода Красной Армии, передача Виленского края Литве и др.).

Завершая ответ на практический вопрос, учащиеся, на основе сравнительного анализа территории БССР до и после сентябрьских событий 1939 г., должны сделать вывод о значении этих событий в исторической судьбе белорусского народа и развитии белорусского государства в XX столетии.

Билет №5

 

Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом: Характеристика общественно-исторического процесса, свидетельствующая о пути национально-государственного строительства советских республик.

Ленинский план Сталинский план
Федерация (союз) советских республик Национально-культурная автономия республик в составе РСФСР
БССР - равноправная республика в СССР, вместе с РСФСР, УССР, ЗСФСР БССР - составная автономная часть РСФСР

 

Ответ:

Идея объединения широко и активно пропагандировала среди населения республики. Она была воплощена в жизни на VI Всебелорусском съезде советов, состоявшемся 14-18 декабря 1922 г. в Минске. Делегаты съезда единогласно одобрили идею создания Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз рассматривался как единое государство, в котором добровольно на свободной и равноправной основе объединялись все советские республики. Была выбрана делегация для поездки в Москву, чтобы выразить свое отношение к образованию Союза ССР.
30 декабря 1922г. делегации, которые собирались на IВсесоюзном съезде Советов, подписали Декларацию од образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Билет №6 Соотнесение события в истории Беларуси с общественноисторическим процессом

Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовало возникновение первых в Беларуси фабрик

Ответ.

Первые в Беларуси фабрики — промышленные предприятия, на которых существовало разделение труда и использовались машины, были построены в 1820-е гг. в местечках Хомск Кобринского и Коссово Слонимского поветов. Фабрики, которые изготавливали сукно, принадлежали крупному землевладельцу графу В. Пусловскому. Работниками на фабриках были крепостные крестьяне. На предприятиях Пусловского впервые в Беларуси были использованы паровые двигатели. Постепенный переход от ручного к машинному труду и от мануфактурного к фабричному производству в Беларуси в первой половине XIX в. стал свидетельством начала промышленного переворота.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.