Научная новизна выпускной квалификационной работы бакалавра — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Научная новизна выпускной квалификационной работы бакалавра

2017-06-26 2322
Научная новизна выпускной квалификационной работы бакалавра 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

В качестве научной новизны в ВКР бакалавра могут выступать различные структурные элементы: зависимости, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров и др. Научные положения ВКР могут быть новыми или частично новыми, а также в работе может содержаться лишь новая совокупность известных положений.

К элементам новизны, которые могут быть представлены в работе бакалавра, относятся следующие:

– новый объект исследования (т. е. задача, поставленная в выпускной квалификационной работе, рассматривается впервые);

– новая постановка известных проблем или задач (например, снятие допущений, принятие новых условий);

– новый метод решения;

– новое применение известного решения или метода;

– новые следствия из известной теории в новых условиях;

– новые результаты эксперимента, их следствия;

– новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

– разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

Выбор и утверждение темы выпускной

Квалификационной работы

Темы выпускной квалификационной работы должны соответствовать основной образовательной программе по направлению подготовки «Экономика» профиль «Экономика международных перевозок», «Менеджмент» профиль «Управление логистической деятельностью», «Торговое дело» профиль «Коммерция на транспорте», быть разнообразными, индивидуальными и актуальными.

Студент самостоятельно выбирает тему бакалаврской работы с учетом своих научных интересов к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования экономики предприятий, а также в соответствии с выбранными профилями. Кроме того, тема может быть предложена организацией, которой студент направлен на обучение.

При выборе темы ВКР следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных фактических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для выбранного предприятия.

Студенту, занимающемуся научной деятельностью в ходе обучения, целесообразно подготовить ВКР по теме, над которой он работал несколько лет. Данная работа будет являться продолжением и логическим завершением исследований, результаты которых были доложены на научно-практических конференциях, начаты в комплексных курсовых проектах (курсовых работах) или нашли отражение в отчетах по практике.

Не рекомендуется выбор одинаковой темы ВКР студентами, обучающимися в одной группе, в случаях, когда они имеют одну базу практики или один и тот же объект исследования.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом на основании письменного заявления. Выбор темы согласовывается с научным руководителем выпускной квалификационной работы, после чего происходит утверждение темы заведующим выпускающей кафедры. Выбор и утверждение темы должны быть завершены до начала преддипломной практики.

Тема бакалаврской работы закрепляется за студентом приказом по университету, этим же приказом и по представлению кафедры назначается научный руководитель выпускной квалификационной работы. Уточнение и изменение утвержденной темы бакалаврской работы производится только в порядке исключения и утверждается приказом по университету.

Примерная тематика ВКР для студентов по направлению «Экономика» профиль «Мировая экономика» представлена в Приложении А. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Торговое дело», – в Приложении Б. Для студентов направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика» – в Приложении В.


Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа бакалавра, вне зависимости от выбранной темы, состоит из двух основных частей:

1) пояснительная записка;

2) демонстрационно-графическая часть (презентационный материал).

Также к ВКР прилагаются сопроводительные документы и электронные носители информации.

Пояснительная записка

 

Пояснительная записка ВКР состоит из следующих структурных элементов, расположенных в следующем порядке:

– обложка;

- титульный лист;

- задание на ВКР с календарным планом;

- задание на специальный раздел ВКР;

- реферат;

- содержание;

- введение;

- основная часть (4 раздела);

- заключение;

- определения (вспомогательные указатели);

- обозначения и сокращения (вспомогательные указатели);

- список использованных источников;

- приложения.

Структурные элементы, выделенные курсивом, являются обязательными. Остальные структурные элементы включают в ВКР по усмотрению выпускающей кафедры, руководителя ВКР, консультантов – с учетом требований данных методических указаний по оформлению ВКР.

Обложка не включается в общую нумерацию ВКР. Пример оформления обложки представлен в Приложении Г.

Титульный лист является первой страницей работы после обложки, без нумерации. Оформляется строго в соответствии с образцом (Приложение Д) и содержит название темы, фамилию, имя, отчество, направление и учебную группу студента, фамилию, имя отчество, ученую степень и ученое звание (должность) руководителя выпускной работы.

Задание на ВКР с календарным планом включает в себя перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть, а также сроки выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы. Задание распечатывается на одном листе с помощью двухсторонней печати, оформляется в соответствии с Приложением Е.

Задание на специальный раздел ВКР – « Безопасность жизнедеятельности»включает вопросы, которые необходимо решить в ходе выполнения выпускной работы. Задание выдается консультантом раздела и согласовывается с руководителем выпускной квалификационной работы. Задание на специальный раздел является третьей страницей, без нумерации. Пример оформления представлен в Приложении Ж.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9 (ИСО 214), ГОСТ 7.32, ГОСТ Р 7.0.66 и отражает основные положения выпускной квалификационной работы ( четвертая страница, без нумерации). Реферат включает в себя:

- информацию о составе пояснительной записки (количество страниц, иллюстраций, количество таблиц, количество приложений);

- перечень ключевых слов, который должен характеризовать тематику дипломной работы, в него включают от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных прописными буквами в строку через запятые. Точка в конце слов не ставится;

- текст реферата отражает: объект исследования; предмет исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты и их новизну; область применения

Объем реферата не должен быть более одного листа формата А4, составлен на русском языке. На листе реферата наносится рамка черного цвета с полями справа, снизу и сверху – 5 мм, слева – 20 мм. Согласно ГОСТ 2.105 внизу листа реферата (заглавный или первый лист) размещают основную надпись (тип 2) (см. приложение И). Правила оформления основной надписи на заглавном или первом листе – в Приложении П.

Содержание – это путеводитель по выпускной квалификационной работе студента. В содержании включается наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых помещается начало разделов (подразделов).

Наименования разделов и подразделов должны быть написаны в той же последовательности и в той же словесной формулировке, в какой они приводятся в работе. Слово «стр.» в содержании не пишется (Приложение К).

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц начинают проставлять, начиная с введения и до конца ВКР.

Введение должно давать достаточно полное представление об изучаемых вопросах и проблемах темы исследования.

Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования. Кроме того, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение – очень ответственная часть ВКР, поскольку она не только ориентирует в дальнейшем раскрытие темы, но и содержит все его необходимые квалификационные характеристики. Поэтому основные элементы введения к ВКР рассмотрим более подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой выпускной квалификационной работе. Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. В работах на железнодорожную тематику обязательно актуальность должна отражать проблемы реформирования железнодорожного транспорта.

В применении к ВКР «актуальность» имеет одну особенность, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1–2 страниц текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т. е. с положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания, т. е. для науки вопрос проблемой не является.

Чтобы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте), и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство выпускника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать в хронологическом порядке их публикации.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной дипломной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать для достижения цели. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т. п.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их для решения должно составить содержание разделов выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки рождаются именно из формулировок задач исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание бакалавра, именно предмет исследования определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру выпускной квалификационной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объем введения составляет 2–3 страницы.

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из четырех логически связанных и соподчиненных разделов. Она должна содержать объяснение перехода от одного рассматриваемого вопроса к другому, от одного раздела к другому. Каждый из разделов подразделяется на несколько параграфов.

В основной части выпускной квалификационной работы содержится три раздела: теоретический, аналитический и рекомендательный.

Первый раздел – теоретический, при ее подготовке студент должен показать глубокие знания экономических законов и категорий, теоретических основ управления, проявить самостоятельность теоретического мышления, уметь выполнить критический анализ различных точек зрения на предмет исследования на основе изучения научных источников; аргументированно отстаивать свою точку зрения, предложить свое теоретическое решение изучаемого вопроса.

Раздел должен состоять из 2-4 параграфов, материал в которых излагается в логической последовательности со ссылками на использованную литературу.

Сбор фактического материала с последующим его изучением, анализом – это первое необходимое условие успешного исследования. Непосредственно научное исследование начинается с анализа и обобщений, с помощью которых устанавливаются связи и закономерности развития экономических процессов.

При выполнении работ студенты часто допускают недоработки. Например, при наличии большого количества использованных источников не делается глубокого анализа экономических категорий. В первом разделе ВКР должен быть дан критический анализ различных точек зрения на предмет исследования и однозначно сформулирована сущность той или иной категории.

При использовании в работе большого количества источников студент часто не формулирует свою точку зрения. Необходимо в этом случае высказать ту, которой придерживается студент, и защитить ее. При этом наиболее приемлемыми элементами защиты являются разработанная классификационная таблица, улучшенная система показателей, доработанная методика анализа, блок-схема проведения расчетов и др.

Второй раздел – аналитический, основной как по содержанию, так и по объему. В этом разделе дается краткий анализ экономической, логистической, коммерческой деятельности, технико-экономический обзор работы предприятия, цеха, учреждения, для чего показывается место данного предприятия, учреждения в системе отрасли (цеха – в системе предприятия), его специализация, характер выпускаемой продукции и выполняемых работ, анализируются результаты работы.

На основе проведенного анализа показывается состояние исследуемого вопроса, раскрывается положительный опыт и недостатки в решении этого вопроса.

Анализ фактического материала – важный этап выполнения ВКР, т.е. именно этот этап в большей степени характеризует способности студента к исследованию конкретной производственной ситуации. Анализ не может быть основан на простом описании таблиц.

Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении применять современные методы и инструменты статистического и стохастического анализа, методов прогнозирования и математический аппарат. Поэтому в работе рекомендуется использовать их, а также такие методы, как балансовый, линейного программирования, математического моделирования, корреляционного и регрессивного анализа, сетевые методы планирования.

В зависимости от специфики работы могут применяться и другие методы исследования. Не следует делать расчеты для подтверждения существования явной зависимости. Для проведения расчетов рекомендуется использование компьютерной техники.

В конце раздела необходимо сделать выводы и конкретные предложения.

Третий раздел – рекомендательный, он посвящен обоснованию сделанных предложений как итогу выпускной квалификационной работы. В этом разделе необходима проработка 2–3 предложений, обоснованных расчетами экономической эффективности.

Выпускная квалификационная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку государственной экзаменационной комиссии в процессе публичной защиты.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику уровня выпускной квалификационной работы, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично выпускником и внедренных в производство.

Предложения для внедрения оформляются отдельной таблицей и визируются руководителем практики от предприятий и другим руководящим лицом, а также рецензентом (см. Приложение Л).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть дипломной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

Законченные введение, разделы основной части, заключение выпускной квалификационной работы в установленные сроки сдаются научному руководителю на проверку. Проверенная структурная часть работы должна быть доработана в соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями. Объем заключения 1-3 страниц.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.