Тема 5 Исследование и моделирование в учебном процессе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 5 Исследование и моделирование в учебном процессе

2017-06-26 889
Тема 5 Исследование и моделирование в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Характерные черты исследования. Экономические загадки

2 Метод моделирования: преимущества и недостатки

 

Хорошо подготовленная и организованная лекция раскрывает связь между разными идеями, отражает альтернативные точки зрения, рассматривает все объяснения фактов, сомнения в достоверности выво­дов. Такая лекция мотивирует дальнейшее обучение. Студенты само­стоятельно формулируют, обосновывают и выражают идеи и представ­ления, а не получают их от преподавателя в готовом виде.

Незаменимый метод при обучении экономике - исследование. Студент самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, при по­мощи анализа, синтеза, обобщения экономического материала выра­батывает ценностные суждения о методах, решениях, идеях. Иссле­дование предполагает вовлечение обучающихся в процесс подготов­ки вопросов, поиск ответов на них. Метод реализуется путем созда­ния проблемных ситуаций.

Перечислим способы создания проблемных ситуаций:

1) ситуация неожиданности, когда факты, цифры, идеи поражают своей внезапностью;

2) ситуация конфликта, возникающая при несоответствии новых фактов и опыта установившейся в науке парадигме;

3) ситуация опровержения, когда доказывается несостоятель­ность какой-либо идеи;

4) ситуация неопределенности имеет место при недостаточном количестве данных для получения однозначного решения;

5) ситуация выбора верного решения из множества возможных и обоснование его.

Какие преимущества имеет метод исследования?

Во-первых, позволяет привлекать более высокие уровни мышле­ния - углублять полученные знания, систематизировать, обобщать, оценивать явления экономической жизни;

во-вторых, развивает умения и навыки решения проблем;

в-третьих, формирует отношение к знаниям как к предположе­нию, уважение к фактам;

в-четвертых, воспитывает самостоятельно мыслящего студента.

Использование метода исследования ведет к определенным за­тратам. Преподаватель должен иметь развитое творческое мышле­ние и уметь управлять учебным процессом.

Характерные черты исследования изучаются на примере экономиче­ских загадок, методика проведения которых изложена в практикуме.

 

2 Метод моделирования: преимущества и недостатки

 

Моделирование - это способ познания, который позволяет участ­вовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуа­ций. Моделирование обучает путем активного вовлечения студентов в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с ре­альностью, потому что воспроизводятся многие характеристики под­линного объекта.

Моделирование начинается со знакомства с новым материалом, с новыми понятиями. Затем описывается процедура проведения заня­тия, распределяются роли участников. В экономических дисципли­нах моделируется поведение продавца и покупателей в различных рыночных структурах, поведение законодателей при принятии эко­номических решений, определяются конкретные цели.

В конце занятия обобщается деятельность участников педагоги­ческого процесса. Для этого преподаватель предлагает вопросы для обсуждения. При подведении итогов результаты практического заня­тия сравниваются с процессами, происходящими в реальном мире, и увязываются с содержанием курса.

Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Оно может изменить отношение студента к учебе, «ос­вежает» учебную обстановку, вносит разнообразие в обучение. Пре­подаватель выступает в роли помощника, тренера, а студенты учатся принимать решения. Важнейшим преимуществом является актив­ность студента.

Однако моделирующее упражнение имеет недостатки. Чрезмерно упрощенное представление реальности может затруднить восприятие материала, и студент не получит полезного опыта познания. На таком занятии время будет потрачено неплодотворно. Во время такого уп­ражнения может возникнуть искушение участников нарушить прави­ла игры, поэтому нужен серьезный контроль за студентами.

Поскольку моделирование имеет свои преимущества и недостат­ки, то в каждом конкретном случае преподаватель сам определяется с проведением такого занятия.

Итак, исследование и моделирование в учебном процессе разви­вают самостоятельное мышление, аналитические возможности. Сталкиваясь с противоположными точками зрения и конфликтами концепций разных школ, студенты ищут дополнительную информа­цию, формулируют более точные и продуманные выводы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите выгоды и затраты исследования в учебном про­цессе.

2. Каким образом можно создать проблемную ситуацию? Приве­дите конкретные примеры.

3. В чем особенности метода моделирования?

4. Имеет ли негативные качества метод исследования?

5. Что объединяет методы исследования и моделирования?

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.