Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационные подходы к анализу истории общества — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационные подходы к анализу истории общества

2017-06-26 268
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационные подходы к анализу истории общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для философского анализа истории общества важно определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (стадильно-поступателыюму) и нелинейному (культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.

Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.

В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационный подходы.

Формационная концепция прогресса рассматривается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Цивилизационные модели представлены в концепциях постиндустриального и информационного общества. Выделяют три типа цивилизаций:

- доиндустриальная (аграрная, традиционная). Доминирование с/х в экономике, традиции в социальной сфере, религии – в духовной;

- индустриальная (приоритет промышленности, власть капитала);

- постиндустриальная (акцент из сферы производства переносится в сферу услуг, создаются новые наукоемкие технологии).Конкретизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, т.е. происходит превращение информации в основной ресурс и капитал общества.

Понятие культуры. Концепция культуры.

Под понятием культуры понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития.

Представления о культуре в эпоху античности. Социально-исторические предпосылки выделения культуры как предмета специального философского анализа. Роль классической немецкой философии в разработке проблем культуры и ее исторического развития.Основные подходы к анализу культуры в философии ХХ в.: аксиологический, деятельностный, семиотический, игровой.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека.

Игровые концепции культуры (Й.Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.