Итоги Великой Отечественной войны — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Итоги Великой Отечественной войны

2017-06-26 387
Итоги Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еремеева Е.В. учитель истории

МКОУ «СОШ № 16» п. Солнечнодольска

Изобильненского района

Цели урока:

1. Характеризовать итоги Второй мировой войны.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами.

4. Способствовать воспитанию у учащихся высоких нравственных качеств: гуманизма, патриотизма, гордости за героическое прошлое советского народа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров История России XX - начало XXI века, Москва, «Русское слово», 2013 г., исторические документы по данной теме, мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска.

План урока:

1. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

2. СССР и страны Запада после победы над Германией.

3. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

· Фронтальный опрос по вопросам темы «СССР в боях за освобождение стран Европы от фашизма».

· Проверка таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны».

II. Изучение нового материала.

Цена победы СССР в Великой Отечественной войне

По своим разрушительным масштабам и потерям Вторая мировая война не знает равных в истории.

Рассказывая о жертвах войны, учитель опирается на цифры, приведенные в учебнике.

Затем учитель обращает внимание учеников на действительно мировой характер войны: в ней участвовало 72 страны с населением, составлявшим 80% населения планеты (при этом нейтральными оставались всего 6 государств); военные действия шли на территории 40 стран.

Важную роль в достижении победы над агрессором сыграли такие страны, как Великобритания, США, Китай; значительной была роль движения Сопротивления в странах как Западной (Франция, Италия, Бельгия и др.), так и Восточной (Польша, Чехословакия и др.) и Юго-Восточной (Югославия, Греция) Европы.

Но решающий вклад в победу во Второй мировой войне внес Советский Союз. Большая часть решающих сражений Второй мировой войны произошла на советско-германском фронте.

· Назовите решающие сражения Второй мировой войны произошедшие на советско-германском фронте.

· Учащиеся называют решающие сражения (Московская наступательная операция; Сталинградская битва; битва на Курской дуге; Битва за Днепр, Берлинская операция)

Учащимся предлагается познакомиться с данными таблицы «Потери во Второй мировой войне»

На интерактивной доске появляется таблица «Потери во Второй мировой войне»

  Мобилизованные Погибшие военнослужащие Раненные в боях Жертвы среди мирного населения
СССР 20 000 000 11 945 000 18 000 000 13 685 000
США 16 353 750 405 500 671 750  
Китай 5 000 000 1 324 500 1 762 000 До 10 000 000
Франция 5 000 000 205 750 39 000 300 000
Великобритания 4 683 000 264 500 277 000 605 000
Югославия 3 741 000 305 000 425 000 1 355 000
Польша 1 000 000 320 000 530 000 6 028 000

Государства-агрессоры

Германия 10 000 000 Около 5 000 000 10 000 000 3 063 000
Япония Нет данных 1 140 500 Нет данных 953 000
Италия 4 500 000 262 500 4 500 000 93 000
Румыния 600 000 300 000 600 000 145 000
Венгрия 350 000 147 500 350 000 280 000

Работая с данными таблицы: «Потери во Второй мировой войне» и с данными таблицы «Роль Восточного фронта во второй мировой войне» (стр. 182 учебника) сделайте вывод какой вклад внес СССР в победу во Второй мировой войне.

Учащиеся работают с таблицами и делают выводы.

Советский Союз внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне, вынеся на себе основную тяжесть борьбы за освобождение Европы. Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее двух третей сухопутных войск Германии.

Далее учитель предлагает учащимся поработать в группах (класс делится на три группы).

I группа работает с документом «Людские потери на советско ─ германском фронте в 1941-1945 гг. Цена победы.

Безвозвратные потери личного состава вооруженных сил, в том числе пограничных и внутренних войск НКВД в 1941-1945 гг., составил 11 440 100 человек. Из них: убито и умерло от ран на этапах, в эвакуации и госпиталях ─ 6 329 600; пропало без вести, попало в плен ─ 4 559 000; не боевые потери (погибло в результате происшествий, несчастных случаев, умерло от болезней и др.) ─ 555 500.

Людские потери Советского Союза во время Великой Отечественной войны, высчитанные методом демографического баланса, были оценены в 27 млн. человек, в том числе потери военнослужащих Вооруженных сил ─ 8 700 тысяч человек.

При проведении мобилизации на освобожденной оккупации территории СССР в Красную Армию вторично было призвано 939 700 военнослужащих, находившихся в плену и на оккупированной территории, а 1 836 000 человек вернулись из плена после окончания войны.

Количество советских военнослужащих, попавших в плен, определяется в пределах 5 750 000 человек, причем основная их масса (3,9 млн. человек) приходилась на первый период войны (июнь 1941-ноябрь 1942 гг.).

II группа работает с документом «Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг. Цена поражения.

Общие людские потери вооруженных сил Германии во Второй мировой войне равны 13 448 000 человек, что составляет 75,1% от числа мобилизованных и 46 % от всего мужского населения Германии на 1939 г., включая Австрию. Из них:

· Демобилизовано из вооруженных сил для использования в военной экономике ─ 2 000 000;

· Демобилизовано из вооруженных сил по ранению и болезни на длительный срок и инвалидов ─ 2 310 000;

· Раненые и больные, находившиеся в госпиталях на конец войны, ─ 700 000;

· Попало в плен ─ 3 357 000.

Безвозвратные людские потери фашистской Германии на советско-германском фронте составили 6 923 700 человек (включая и союзников).

III группа работает с документом «Ленд-лиз в цифрах» (рекомендуется познакомить учащихся с объемом поставок союзников по ленд-лизу, так как это было ощутимой помощью Советскому Союзу в ходе Великой Отечественной войны).

Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долларов из США.

Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941-1945 гг.:

· Из Великобритании: 7400 самолетов; 4292 танка; 5000 противотанковых орудий; 472 млн. снарядов. Продовольствия, медикаментов и заводского оборудования на 120 млн. фунтов стерлингов.

· Из Канады: 1188 танков; автомобили; промышленное оборудование; продовольствие.

· Из США: 14795 самолетов; около 7500 танков; 376 тыс. грузовых автомобилей; 8 тыс. зенитных орудий; 132 тыс. пулеметов; 11156 железнодорожных вагонов. Продовольствия на 1,3 млрд. долларов, дизель-генераторы, обмундирование, медикаменты.

Хотя общий объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в СССР, ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла весьма значительный процент. В частности по автомобилям ─ около 70%, по танкам ─ 12%, по самолетам ─ 10%, в том числе морской авиации ─ 29%

Группы делятся между собой информацией полученной из документов и делают вывод какова была цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

СССР и страны Запада после победы над Германией.

При изучении раздела нужно стремиться показать учащимся основное противоречие международных отношений первых послевоенных месяцев: с одной стороны, растут разногласия между СССР и странами Запада; с другой стороны, сохраняются союзнические отношения между ними, что позволяет находить компромиссные решения возникающих проблем. В изложении материала можно опереться на текст учебника.

Слушая рассказ учителя, учащиеся отвечают на вопрос: по какой причине отношения СССР с западными союзниками к концу войны оказались омрачены разногласиями? Насколько серьезны они были?

Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.

Содержание материала включает в себя три основных вопроса: международное осуждение фашистских преступников; значение итогов Второй мировой войны для изменения системы международных отношений; создание и основные принципы работы Организации Объединенных Наций.

· Используя прием комментированного чтения учащиеся знакомятся с последним вопросом данного урока.

· Заслушивают дополнительные сообщения на темы: «Нюрнбергский процесс» и «Организация Объединенных Наций»

· Отвечают на вопрос: какую роль сыграл Нюрнбергский процесс в послевоенной истории?

В итоге учитель предлагает сформулировать итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Учащиеся формулируют итог Великой Отечественной и Второй мировой войны:

· Победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость.

· Фашизм и нацизм были осуждены как идеологии агрессии, насилия, расового превосходства.

· В Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (Польша получила Силезию, СССР ─ Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова).

· Вырос престиж СССР, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его контролем.

III. Закрепление изученного материала.

Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; разрушено 1710 гopoдов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик ─ не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства); деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура (из мужчин 1923 г. рождения осталось в живых всего 3%, сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться).

Предлагаются вопросы для обсуждения:

· В чем, на ваш взгляд, главные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне?

· Каково историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?

IV. Домашнее задание. Эссе «Подвиг народа бессмертен»

V. Рефлексия «Какие уроки можно вынести из этой войны?»

Литература, источники

1. Алексашкина Л.Н. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 1. С.30-38.

2. Великая Отечественная война (1941-1945) // Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9кл.: Методич. Пособие. М.: «Владос-Пресс», 2001.

3. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М.М.Козлов. М., 1985.

4. История России. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина и др. Часть II / авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. Волгоград: «Учитель», 2008.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.