Понятие психолого-педагогического сопровождения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие психолого-педагогического сопровождения

2017-06-26 472
Понятие психолого-педагогического сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенность деятельности педагога-психолога состоит в том, что цели, задачи, ценности ее задаются социальной системой, на которую работает пси­холог: обоснование педагогических программ, методов общения, диагностика готовности к обучению в школе, усвоению различных специализированных программ, выявление уровня психического развития ребенка. Таким образом, деятельность педагога-психолога организуется по конкретным запросам адми­нистрации, определяется задачами педагогического процесса, а должна, кроме того, направляться собственно психологическими целями и задачами, регули­роваться своими ценностями, установками на ребенка. Такое представление о профессии изменяет отношение к себе, специалистам, стиль и тип профессио­нального видения реальности.

По мнению многих современных психологов, такой психотехнической теорией является модель М.Р. Битяновой - "Парадигма сопровождения". В све­те данной теории ребенок является не объектом деятельности психрлога, а рав­ноправным субъектом, так как ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его желания. Психолог не воздействует на ребенка своими специ­фическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различ­ные пути решения тех или иных задач или проблем.

Цель работы не в том, чтобы "заглянуть" в его внутренний мир и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, на­правленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним ми­ром и системой отношений.

Идеи, лежащие в основе модели деятельности педагога-психолога дошко­льного образовательного учреждения, можно условно объединить в 3 блока:

1. "Научно-методическое руководство учебно-воспитательном процессом или "Научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса". Психолог может заниматься концептуальными проблемами обу­чения и воспитания, планировать и контролировать воспитательный процесс, может принимать участие в разработке основ предметных программ, участ­вовать в разработке и реализации программ обучения и воспитания, но это не является его основной целью и задачей, так как идея дошкольной психологи­ческой помощи состоит в другом - организации особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания дошкольни­ков.

2. Оказание помощи детям, испытывающим различные трудности психологиче­ской или социальной природы, выявление их и профилактика. В данном случае психолог, воспитатели и педагоги работают независимо друг от друга. За пределы модели помощи выпадают "благополучные" дети, которые могут получить свою долю внимания от психолога, если продемонстрируют неже­лательные проявления в поведении, обучении или самочувствии.

Психолога интересует мир ребенка лишь с точки зрения наличия нару­шений, которые надо исправлять и корректировать. Чаще всего психолог считает, что "нормальных" детей сейчас нет.

3. Сопровождение или "содействие развитию" ребенка.

Данная идея позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательного процесса и всей педагогической системы. Становится воз­можным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на личности ребенка.

Сопровождение - движение рядом, чуть впереди: внимательно вгляды­ваться в желания, потребности, фиксация достижений, возникающих трудно­стей, помощь в ориентировке, в понимании себя. Но при этом психолог не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Выбор пути -право и обязанность каждой личности, но задача психолога - облегчить про­цесс выбора, сделать его более осознанным.

Роль воспитателя состоит в четкой ориентации на интеллектуальном и этическом пути. Роль родителя - в том, что он - носитель и транслятор микро­культурных ценностей, но его воздействие носит регулирующий характер.

Роль психолога - в создании условий для продуктивного движения ре­бенка по пути, который он выбрал сам в соответствии с требованиями семьи и педагогов, в помощи ребенку сделать осознанные Личные выборы, конст­руктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы.

Таким образом, деятельность педагога-психолога системы ДОУ задает­ся той социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок, но у педагога могут быть определены собственные цели и задачи.

Сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации педагогического взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психиче­ское развитие ребенка.

Предметом - социально-психологические условия обучения и развития Метод сопровождения предполагает:

1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и со­циокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на личностные достижения ребенка, находится в логике его развития. Содержанием работы психолога в данном случае является не выполнение "заказа" администрации, а то, что нужно каждому конкретному ребенку. Важнейшим аксиологическим принципом деятельности педагога-психолога является безусловная ценность внутреннего мира ребенка.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми сис­темы отношений с миром и самим собой. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый человек может играть важную роль в становлении развитии этого мира. Психолог не может навязать свой выбор ребенку и тем самым освободить его от ответственности за принятое решение. Психолог лишь побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений.

3. Осуществляется принцип вторичности по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Сопровождение не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок - систему обучения и воспитания. Цель - создать в рамках объективно данной ребенку социально - педагогической среды усло­вия для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

4. Психологическое сопровождение осуществляется педагогическими средства­ми /по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутрисемейные отношения/.

Компонентами идеи сопровождения являются:

• Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития через методы педагогической и психологической диагностики.

• Создание социально - психологических условий для развития личности ре­бенка и его успешного обучения. Для этого учебно - воспитательный про­цесс должен быть построен по гибким схемам, он может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей детей. Методы и требования каждого педагога должны быть ориентированы на конкретных детей.

• Создание специальных социально - психологических условий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии, обучении через методы прикладной психодиагностики, психокоррекционной деятельности, консультирование и просвещение.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.